ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-2196/2021 от 15.03.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Мотивированное определение составлено 18.03.2022

УИД 66RS0010-01-2021-003674-72

дело № 2-2196/2021 (№ 33-3886/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 15.03.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего судьи Волковой Я.Ю., судей Зоновой А.Е., Редозубовой Т.Л.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зубаревой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости» к Голомедову Андрею Алексеевичу о взыскании незаконно полученного пособия по безработице и неустойки,

по апелляционной жалобе ответчика на решение Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 23.12.2021,

установила:

Государственное казенное учреждение Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости» (далее по тексту – Учреждение) обратилось с иском к Голомедову А.А. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице в размере 92412 руб. 48 коп, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2402 руб. 12 коп.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Голомедов А.А. был признан безработным с 21.04.2020, ему назначено пособие по безработице с 21.04.2020 по 20.10.2020. Выплата пособия прекращена в связи с установленным фактом самозанятости Голомедова А.А. на момент подачи заявления о признании безработным, при том, что в этой ситуации права на признание безработным нет, истец сообщил Учреждению недостоверную информацию о том, что не является самозанятым. Размер выплаченного пособия составил 92412 руб. 48 коп. Уведомление о возврате необоснованно полученного пособия по безработице направлено ответчику 15.03.2021, сумма не возвращена. В связи с чем истец просит взыскать с ответчика сумму незаконно полученного пособия по безработице в размере 92412 руб. 48 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2402 руб. 12 коп.

Решением Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 23.12.2021 иск Учреждения удовлетворен частично: с Голомедова А.А. в пользу Учреждения взыскана сумма незаконно полученного пособия по безработице в размере 92412 руб. 48 коп., в удовлетворении остальной части иска отказано, с Голомедова А.А. в доход местного бюджета взыскана госпошлина в размере 2972 руб. 36 коп.

В апелляционной жалобе Голомедов А.А. просит решение суда отменить, принять новое решение. Ссылается на то, что на 21.04.2020 в нормах Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 1032-1), на которые указывает в решении суд, не было информации о самозанятых гражданах. Отмечает, что при подаче заявления он не указывал, что не является самозанятым, Учреждение не доказало, что такую отметку он проставлял. Обращает внимание на вынесенное судом в адрес Учреждения частное определение о нарушении именно истцом положений Закона № 1032-1.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Учреждения указывает на то, что Голомедов А.А., изъявив желание перейти на специальный налоговый режим, встав на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщица налога на профессиональный доход (самозанятый гражданин), являлся занятым по смыслу ст. 2 Закона № 1032-1, о чем не уведомил Учреждение. Лица, зарегистрированные в качестве самозанятых, не могут быть признаны безработными. Для постановки на учет в качестве безработного необходимо сначала сняться с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход. При заполнении формы на портале «Работа в России» заявитель проставляет отметки, подтверждая, что не относится к категориям граждан, которые могут быть признаны безработными. В их числе указаны и самозанятые. При заполнении формы заявления ответчик подтвердил, что не относится к категории занятых граждан, а именно не является самозанятым. Ответчик предоставил недостоверную информацию, не сообщил, что является плательщиком налога на профессиональный доход (самозанятым). Учреждение просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Голомедова А.А.- без удовлетворения.

О дате и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом, истец – телефонограммой от 22.02.2022, ответчик – телефонограммой от 23.02.2022, в судебное заседание не явились, доказательств уважительных причин неявки суду не представили. Руководствуясь положениями ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Из справки налогового органа от 19.10.2021 (л.д. 48) следует, что Голомедов А.А. 05.02.2020 был постановлен на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход за 2020 г.

Голомедов А.А. посредством электронного обращения 21.04.2020 подал в Учреждение заявление о постановке на учет в качестве безработного (л.д. 20, 21).

Как следует из представленного истцом скриншота незаполненной формы заявления о постановке на учет в качестве безработного (л.д. 25), в данной форме имеется строка, что заявитель подтверждает, что не относится к категории граждан, которые не могут быть признаны безработными, в том числе самозанятые. Учреждение настаивало, что именно такая форма была и на 21.04.2020, ответчик ее заполнял, проставив галочку, в т.ч. и в графе подтверждения, что он не является самозанятым.

Ответчик отрицал факт заполнения такой формы и сообщения Учреждению, что он не является самозанятым.

Из заявления Голомедова А.А. и сведений о направленных Учреждением запросов (л.д. 20) следует, что 26.04.2020, 16.10.2020 Учреждение направляло запросы в Пенсионный фонд России о заработной плате и трудовой деятельности, соответственно, 17.10.2020 был запрос, поименованный «Посмотреть подробнее о факте осуществления трудовой деятельности», ответ получен 24.10.2020.

Приказом Учреждения от 01.05.2020 № 122Д350/2029 Голомедов А.А. признан безработным, ему назначено пособие по безработице с 21.04.2020, установлен период выплаты пособия по безработице 6 месяцев с 21.04.2020 по 20.10.2020.

23.07.2020 приказом Учреждения Голомедову А.А. изменен порядок начисления пособия по безработице, в связи с предоставлением новых документов.

Согласно справке Учреждения от 14.05.2021 ответчику за период с апреля по сентябрь 2020 г. выплачено пособие в общей сумме 92412 руб. 48 коп. (л.д. 30).

В представленном истцом скриншоте с сайта ФНС России (л.д. 24), где не указана дата получения этой информации, указано, что на 21.04.2020 Голомедов А.А. являлся плательщиком налога на профессиональный доход.

08.12.2020 приказом Учреждения № 343П126/2029 прекращена выплата пособия по безработице с 21.09.2020 в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.

Приказом Учреждения № 343Д138/2029 от 08.12.2020 Голомедов А.А. снят с регистрационного учета с 21.09.2020 в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.

12.03.2021 в адрес Голомедова А.А. истцом направлено уведомление о необходимости возврата незаконно полученного пособия в размере 92412 руб. 48 коп. в срок до 12.05.2021.

09.07.2021 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по материалу проверки по заявлению директора ГКУ «Нижнетагильский центр занятости» по факту противоправных действий Голомедова А.А., выразившихся в незаконном получении пособия по безработице в сумме 92412 руб. 48 коп. В ходе проверки не установлен умысел Голомедова А.А. на хищение денежных средств, выплаченных ему в качестве пособия по безработице, т.к. в период выплаты пособия по безработице Голомедов А.А. трудоустроен не был и доходов от какой-либо деятельности не получал. Согласно показаний Голомедова А.А., если бы ему было сообщено о том, что регистрация в качестве безработного препятствует получению пособия по безработице, то он бы прекратил регистрацию в качестве самозанятого.

Разрешая возникший спор и установив, что Голомедов А.А. права на получение выплаты в период признания его безработным и получения пособия по безработице (с 21.04.2020 по 20.10.2020) не имел, так как был зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (являлся самозанятым), что скрыл при обращении в Учреждение с заявлением о признании его безработным, проявил недобросовестность, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик, получив в указанный период времени пособие по безработице, неосновательно обогатился, поскольку предусмотренных законом оснований для выплаты пособия по безработице не имелось. При этом суд исходил из того, что выплата пособия по безработице стала следствием предоставления ответчиком недостоверных сведений относительно его занятости в спорный период времени, что дает основания для взыскания с ответчика полученных им денежных средств (ст.ст. 1102, 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отказывая во взыскании неустойки, суд указал на то, что спорные отношения гражданско-правовыми не являются, а потому такая мера гражданско-правовой ответственности как неустойка не может быть применена.

Судебная коллегия с судебным актом в обжалованной ответчиком части удовлетворения иска согласиться не может, находя его постановленным при неправильном применении материального права, а также с учетом несоответствия выводов суда о недобросовестности ответчика обстоятельствам дела, недоказанности этого обстоятельства.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности, заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения необходимых потребностей получателя выплат, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем, закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон № 1032-1.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абз. 2 п. 1 ст. 3 Закона № 1032-1).

Пунктом 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях, к подбору подходящей работы» и действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в следующих случаях: а) признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона № 1032-1; д) попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее по тексту - Временные правила № 460), которыми устанавливается порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее по тексту - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (абз. 2 п. 1 Временных правил № 460).

Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абз. 2 п. 1 Временных правил № 460).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее по тексту - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абз. 2 п. 2 Временных правил № 460).

Согласно п. 3 Временных правил № 460 постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (п. 8 Временных правил № 460).

В силу п. 10 Временных правил № 460 при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (п. 11 Временных правил № 460).

Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (п. 12 Временных правил № 460).

П. 19 Временных правил № 460 установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абз. 2 п. 19 Временных правил № 460).

Обращаясь в суд с иском о взыскании с Голомедова А.А. незаконно полученного пособия по безработице, истец ссылался в обоснование своих требований на то, что ответчик не сообщил о том, что он был зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, в результате чего получил пособие по безработице обманным путем в сумме 92412 руб. 48 коп. Таким образом, Учреждение заявило о недобросовестности ответчика.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По данному делу юридически значимым, с учетом исковых требований, возражений против них, а также регулирующих спорные отношения норм материального права, являлось установление недобросовестности ответчика при подаче заявления о признании выплаты, получении пособия, в т.ч. сообщение ответчиком в заявлении о постановке на учет недостоверной информации о том, что он не является самозанятым с целью неправомерного получения пособия по безработице. Это обстоятельство должен был доказать истец.

Доводы истца о заполнении ответчиком формы информирования Учреждения, включающей указание на то, что ответчик не является самозанятым, достаточными доказательствами не подтверждены, учитывая, что истцом представлена лишь незаполненная форма такого информирования (л.д. 25). Утверждая, что такая форма была при электронном обращении с заявлением о назначении пособия на 21.04.2020, истец никаких доказательств в подтверждение своих доводов суду не представил, при том, что ответчик данный факт оспаривал, поэтому он подлежал доказыванию (ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Форма заявления, утвержденного приказом Минтруда России от 19.02.2019 № 90н, действовавшего на 21.04.2020 и применяемого по п. абз. 2 п. 2 Временных правил № 460, не содержит сведений об информировании о том, что заявитель не является самозанятым.

Судебная коллегия обращает внимание на то, что во Временных правилах № 460 впервые упоминание о самозанятых гражданах содержалось в п. 4(2), введенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 634, опубликованным и вступившим в силу 03.05.2020.

Законом № 1032-1 и Временными правилами № 460 на 21.04.2020 прямо не была названа такая категория граждан как «самозанятые» в качестве лиц, не имеющих право на признание безработными.

Согласно ст. 3 Закона № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В силу ст. 2 Закона № 1032-1 (в редакции на 21.04.2020) занятыми считаются граждане:

- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;

- зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации;

обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

- являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

В приведенной норме ст. 2 Закона № 1032-1 отсутствует такое понятие как «самозанятые».

Истец полагает, что ответчик на 21.04.2020 относился к категориииных лиц, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. При этом ответчик не являлся индивидуальным предпринимателем.

Нормы о государственной регистрации содержатся в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусматривают регистрацию субъектов, указанных в названии закона (ст. 3 этого Закона), не регламентируют вопросы регистрации самозанятых граждан, осуществляющих профессиональную деятельность в условиях специального налогового режима, установленного для них.

Вопросы деятельности указанной категории граждан регламентированы Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее по тексту – Закон № 422-ФЗ).

Редакция этого закона, действовавшая на 21.04.2020, предусматривала, что в соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начать проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее - эксперимент) с 01.01.2020, в том числе, в Свердловской, области (ст. 1).

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 422-ФЗ применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее также - специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент и указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности (ч. 6 ст. 1 этого же Закона).

В силу ч. 7 ст. 1 профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 422-ФЗ налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 5 Закона № 422-ФЗ физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

При этом объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) – ч. 1 ст. 6 Закона № 422-ФЗ.

Из этих норм прямо не следует, что указанная профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, предусмотрено лишь то, что лицо, осуществляющее такую деятельность, обязано встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

Принимая во внимание приведенные формулировки Закона № 422 и Закона № 1032-1, тот факт, что в Свердловской области Закон № 422-ФЗ стал реализовываться лишь с 01.01.2020 (т.е. за 3, 5 месяца до обращения ответчика с заявлением в Учреждение), ответчик правомерно указывал на то, что он не знал о невозможности быть признанным безработным при постановке его на налоговый учет как самозанятого, действовал добросовестно при обращении за назначением пособия по безработице.

Отсутствие недобросовестности в действиях ответчика подтверждает и тот факт, что профессиональная деятельность (по объяснениям ответчика – водителем такси) осуществлялась им в период до 15.04.2020, а в период получения пособия услуги такси ответчиком не предоставлялись (данные с сервиса «Мой налог» из кабинета налогоплательщика ответчика – л.д. 69-78). Соответственно, нет оснований для вывода о занятости ответчика как выполняющего работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг (ст. 2 Закона № 1032-1). Получая пособие по безработице, ответчик иного дохода от профессиональной деятельности не имел. Из объяснений ответчика следует, что именно на пособие по безработице жил он и его двое детей, находящиеся на его иждивении.

С учетом изложенного, истцом не доказана недобросовестность ответчика при обращении за пособием и при получении такого пособия, как не доказана и счетная ошибка при выплате ответчику спорной суммы. Таким образом, возможность обратного взыскания пособий, предоставленных ответчику в качестве средств к существованию, по п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации исключается.

Судебная коллегия обращает внимание и на то, что Учреждение, выплачивая с апреля по сентябрь 2020 г. пособие ответчику, не предпринимало до октября 2020 г. мер к выяснению вопроса о том, является гражданин самозанятым или нет, тогда как уже с 03.05.2020 действовал п. 4(2) Временных правил № 460, предусматривающий, что достоверность сведений о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, в качестве индивидуального предпринимателя, а также о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) определяется центрами занятости населения посредством сравнения таких сведений с соответствующими сведениями, содержащимися на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Исполняя надлежащим образом свои обязанности, истец имел возможность получить информацию с сайта ФНС, уже, как минимум, с 03.05.2020. В отсутствие в деле данных о том, что пособие за первый месяц выплачено ответчику до 03.05.2020, судебная коллегия приходит к выводу, что выплата требуемой ко взысканию суммы пособий стала следствием не недобросовестного поведения ответчика, а ненадлежащего исполнения Учреждением своих обязанностей, на что правильно указал суд первой инстанции, постановив по делу частное определение в адрес истца.

По изложенным мотивам решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска Учреждения и взыскания с ответчика суммы пособия и госпошлины подлежит отмене (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330, п. 3 ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении иска Учреждения о взыскании с Головнева суммы выплаченных ему в 2020 г. пособий.

В остальной части (отказа в иске о взыскании неустойки) решение суда никем не обжалуется, предметом проверки суда апелляционной инстанции не является, подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст.ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 23.12.2021 в части удовлетворения иска Государственного казенного учреждения Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости» к Голомедову А.А. и взыскания с ответчика в пользу истца 92412 руб. 48 коп., а также взыскании с Голомедова А.А. в доход местного бюджета госпошлины отменить.

Принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении иска Государственного казенного учреждения Свердловской области «Нижнетагильский центр занятости» к Голомедову Андрею Алексеевичу о взыскании незаконно полученного пособия по безработице отказать.

В остальной части решение Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 23.12.2021 оставить без изменения.

Председательствующий Я.Ю. Волкова

Судья Т.Л. Редозубова

Судья А.Е. Зонова

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...