№ 88-3493/2020
№2- 2229/2019
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 мая 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Симаковой М.Е.
судей Шиловой О.М., Панфиловой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанности обеспечить безопасную эксплуатацию электрохозяйства
по кассационным жалобам ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 09 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 04 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Симаковой М.Е., выслушав с использованием средств видеоконференц-связи представителя ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО8., действующую по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, представителя ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО7., действующую по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Плетневой С.Н., судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Хабаровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФКУ «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) о возложении обязанности обеспечить безопасную эксплуатацию электрохозяйства, возложить обязанность на ФСИН России обеспечить финансирование данных мероприятий.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 09 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 04 декабря 2019 года, исковые требования удовлетворены.
На ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность выполнить следующие мероприятия: в пищеблоке - установить в вводно-распределительных устройствах (далее - ВРУ) предохранители с калиброванными вставками; разместить в ВРУ схемы однолинейных электрических соединений, утвержденных уполномоченным лицом; исключить свободный доступ к ВРУ неэлектротехнического персонала путем установления на них запирающих устройств; обеспечить нанесение на устройства управления электроустановок соответствующих надписей о возможных операциях; обеспечить фиксацию силовых кабелей к конструкциям и стенам; заменить канализационные трубы соответствующими защитными гофрами; заменить силовые кабели с механическими повреждениями; обеспечить наличие на силовых кабелях в ВРУ надписей о присоединениях и их диспетчерском наименовании; устранить загрязненность в электросетевом оборудовании; прекратить эксплуатацию электроустановок без нулевого защитного проводника;
в банно-прачечном комбинате - исключить свободный доступ к ВРУ неэлектротехнического персонала путем установления на них запирающих устройств;
в медицинской части № 2 - на дверях распределительных устройств разместить предупреждающие плакаты и знаки установленного образца; обеспечить фиксацию силовых кабелей к конструкциям и стенам; разместить в ВРУ схемы однолинейных электрических соединений, утвержденных уполномоченным лицом; обеспечить нанесение на устройства управления электроустановок соответствующих надписей о возможных операциях; установить в ВРУ предохранители с калиброванными вставками; обеспечить наличие на силовых кабелях в ВРУ надписей о присоединениях и их диспетчерском наименовании; исключить свободный доступ к ВРУ неэлектротехнического персонала путем установления на них запирающих устройств; устранить загрязненность в электросетевом оборудовании; прекратить эксплуатацию электроустановок без нулевого защитного проводника;
в помещении основной пекарни - обеспечить фиксацию силовых кабелей к конструкциям и стенам; обеспечить нанесение на устройства управления электроустановок соответствующих подписей о возможных операциях; обеспечить наличие на силовых кабелях в ВРУ надписей о присоединениях и их диспетчерском наименовании; исключить свободный доступ к ВРУ неэлектротехнического персонала путем установления на них запирающих устройств; обеспечить защиту силовых кабелей от возможных механических повреждений; на дверях распределительных устройств разместить предупреждающие плакаты и знаки установленного образца; прекратить использование в качестве электрокабелей провода, номинальная нагрузка которых не предназначена для соответствующего класса напряжения;
в помещении дополнительной котельной - разместить в ВРУ схемы однолинейных электрических соединений, утвержденных уполномоченным лицом; обеспечить наличие на силовых кабелях в ВРУ надписей о присоединениях и их диспетчерском наименовании; обеспечить нанесение на устройства управления электроустановок соответствующих подписей о возможных операциях; прекратить эксплуатацию силового кабеля вблизи источника отопления; обеспечить фиксацию силовых кабелей к конструкциям и стенам; исключить свободный доступ к ВРУ неэлектротехнического персонала путем установления на них запирающих устройств;
в помещениях основной и дополнительной пекарни - разместить в ВРУ схемы однолинейных электрических соединений, утвержденных уполномоченным лицом; обеспечить наличие на силовых кабелях в ВРУ надписей о присоединениях и их диспетчерском наименовании; обеспечить фиксацию силовых кабелей к конструкциям и стенам; устранить загрязненность в электросетевом оборудовании;
в котельной промышленной зоны - обеспечить нанесение на устройства управления электроустановок соответствующих подписей о возможных операциях; исключить свободный доступ к ВРУ неэлектротехнического персонала путем установления на них запирающих устройств; разместить в ВРУ схемы однолинейных электрических соединений, утвержденных уполномоченным лицом; обеспечить наличие на силовых кабелях в ВРУ надписей о присоединениях и их диспетчерском наименовании; обеспечить фиксацию силовых кабелей к конструкциям и стенам; устранить загрязненность в электросетевом оборудовании;
в отряде № 8 - исключить свободный доступ к ВРУ неэлектротехнического персонала путем установления на них запирающих устройств; разместить в ВРУ схемы однолинейных электрических соединений, утвержденных уполномоченным лицом; обеспечить нанесение на устройства управления электроустановок соответствующих подписей о возможных операциях; обеспечить наличие на силовых кабелях в ВРУ надписей о присоединениях и их диспетчерском наименовании; прекратить эксплуатацию электроустановок без нулевого защитного проводника;
на подстанции, расположенной в пределах территории Учреждения - устранить загрязненность в электросетевом оборудовании; обеспечить фиксацию силовых кабелей к конструкциям и стенам; обеспечить наличие на силовых кабелях в ВРУ надписей о присоединениях и их диспетчерском наименовании; покрыть полы покрытием, исключающим образование цементной пыли; установить в ВРУ предохранители с калиброванными вставками; обеспечить нанесение на устройства управления электроустановок соответствующих подписей о возможных операциях;
на подстанции, расположенной за пределами территории Учреждения, - покрыть полы покрытием, исключающим образование цементной пыли; обеспечить фиксацию силовых кабелей к конструкциям и стенам; устранить загрязненность в электросетевом оборудовании.
На ФСИН России возложена обязанность обеспечить финансирование указанных мероприятий.
Установлен срок исполнения решения суда 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, ссылаясь на то, что выводы судов в части возложения на ФСИН России обязанности обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю просит отменить постановленные по делу судебные акты, указывая на то, что необходимые материалы и оборудование закупаются в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств, часть нарушений устранены до вынесения судом решения, что по мнению заявителя, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Обсудив доводы кассационных жалоб и возражений относительно жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
В силу положений ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Хабаровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю прав осужденных на безопасность при эксплуатации электрохозяйства и электропотребляемых устройств по результатам которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Министра энергетики России от 13.01.2006, Правил устройства электроустановок (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979, в ред. от 20.06.2003) на пищеблоке, в медицинской части № 2, жилом отряде № 8, в котельной, основной и дополнительной пекарне, подстанции, расположенной в промышленной зоне ИК-3 и подстанции учреждения, расположенной за ее пределами.
Ссылаясь на то, что неисполнение ответчиками, являющимися государственными органами, требований законодательства в сфере электросетевого хозяйства влечет нарушение прав, свобод и законных интересов осужденных, нарушает их безопасность, а также лиц, находящихся на территории колонии, прокурор просил возложить на ответчиков обязанность по устранению нарушений закона.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что ФКУ «ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю» несоблюдением требований безопасности при эксплуатации электрохозяйства нарушает права осужденных, содержащихся в учреждении, на личную безопасность, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора, возложив обязанность по их устранению на ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, на ФСИН России - обязанность обеспечить финансирование указанных мероприятий.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям.
Доводы кассационной жалобы о неправомерном возложении судами на ФСИН России субсидиарной ответственности по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, подлежат отклонению.
Статьями 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 7 "Положения о Федеральной службе исполнения наказаний" от 13 октября 2004 года N 1314 ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Учитывая положения указанных выше норм действующего законодательства, а также разъяснения, изложенные в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", возложение судами субсидиарной обязанности по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, требованиям закона не противоречит.
Доводы кассационной жалобы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю по существу направлены на оспаривание выводов суда об установленных им по делу обстоятельствах, иную оценку доказательств, собранных по делу, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен (часть 3 статьи 390 ГПК РФ).
Доводы заявителей были проверены судами двух инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не содержат данных о допущенных судом нарушениях, которые признаются основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 09 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 04 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационные жалобы ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи