ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-2242/19 от 25.02.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-3005/2020 (88-4660/2019)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 25 февраля 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фроловой Т.В.,

судей Новожиловой И.А., Прудентовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2242/2019 (УИД: 38RS0032-01-2019-001979-03) по иску ФИО1 к Департаменту здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска о признании незаконным прекращения выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязании возобновить выплату субсидии,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 13 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 октября 2019 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В.,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 (далее – ФИО1, истец) обратилась с иском к Департаменту здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска о признании незаконным прекращения выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязании возобновить выплату субсидии.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что согласно уведомлению от 10 декабря 2018 г. ей прекращено предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 октября 2018 г. до окончания периода, на который субсидия предоставлялась – 31 марта 2019 г.

Субсидия предоставлялась для оплаты коммунальных услуг в жилом помещении по адресу: <адрес>. Прекращение выплаты субсидии обусловлено выявлением заведомо недостоверной информации, предоставленной ФИО1 с целью получения субсидии.

При обращении с иском в суд ФИО1 ссылалась на то, что отсутствует признак заведомости, прекращение выплаты субсидии на оплату коммунальных услуг нарушает ее права на получение гарантированной государством выплаты в качестве компенсации за понесенные расходы, она является инвалидом <данные изъяты> группы, ее пенсия составляет <данные изъяты> рублей, при этом размер расходов на оплату коммунальных услуг за жилое помещение по адресу: <адрес>, составляет около 3 500 рублей, при полной оплате коммунальных услуг размер пенсии уменьшится ниже прожиточного минимума, установленного в Иркутской области на 4 квартал 2018 года.

ФИО1 просила суд признать незаконным уведомление о прекращении выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 10 декабря 2018 г. , обязать ответчика возобновить выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, до окончания периода, на который субсидия предоставлялась, то есть до 31 марта 2019 г.

Определением Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 23 мая 2019 г. произведена замена ответчика Администрации города Иркутска на надлежащего ответчика - Департамент здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска.

Определением Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 23 мая 2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен ФИО2

Решением Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 13 июня 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 октября 2019 г., исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 13 июня 2019 г. и апелляционного определения Иркутского областного суда от 15 октября 2019 г., как незаконных.

На кассационную жалобу ФИО2 принесены письменные возражения, в которых ФИО2 просит кассационную жалобу удовлетворить.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец ФИО1, представитель ответчика Департамента здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Иркутска, сведений о причинах неявки не представили.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч.2 ст.379.6 ГПК РФ).

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч.1 ст.379.7 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 16 октября 2018 г. ФИО1 обратилась в сектор жилищных компенсаций (субсидий) по Свердловскому округу города Иркутска отдела пенсий за выслугу лет и социальных гарантий Департамента здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации г. Иркутска с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на двух человек, в том числе на сына - ФИО2

ФИО1, в числе документов, подтверждающих право на субсидию, была представлена справка ГБПОУ ИО «<данные изъяты>» от 6 октября 2018 г. о стипендии и других доходах за период с 1 апреля 2018 г. по 30 сентября 2018 г. на обучающегося ФИО2 на очном отделении 4 курса.

Приказом заведующего сектором жилищных компенсаций (субсидий) по Свердловскому округу г. Иркутска отдела пенсий за выслугу лет и социальных гарантий Департамента здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации г. Иркутска от 22 октября 2018 г. ФИО1 предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 октября 2018 г.

Судом первой инстанции также установлено, что в рамках проверки достоверности предоставленных ФИО1 сведений, а также для исчисления совокупного дохода семьи и определения права на предоставление жилищной комиссии (субсидии) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, заведующим сектором жилищных компенсаций (субсидий) по Свердловскому округу г. Иркутска отдела пенсий за выслугу лет и социальных гарантий Департамента здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации г. Иркутска направлен запрос в ГБПОУ ИО «<данные изъяты>» о предоставлении информации, подтверждающей доходы обучающегося ФИО2 за период с 1 апреля 2018 г. по 30 сентября 2018 г.

Согласно справке ГБПОУ ИО «<данные изъяты>» от 19 ноября 2018 г., ФИО2 обучался в «<данные изъяты>» на бюджетной основе по очной форме обучения с 1 сентября 2015 г. по 29 сентября 2017 г.

Согласно информационному письму ГБПОУ ИО «<данные изъяты>» от 16 ноября 2018 г. ФИО2 обучался в техникуме с 1 сентября 2015 г. по 29 сентября 2017 г. Отчислен 29 сентября 2017 г. С 1 апреля 2018 г. по 30 сентября 2018 г. стипендия и другие выплаты не назначались и не выплачивались.

Приказом заведующего сектором жилищных компенсаций (субсидий) по Свердловскому округу г. Иркутска отдела пенсий за выслугу лет и социальных гарантий Департамента здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации г. Иркутска от 16 ноября 2018 г. предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО1 приостановлено по причине проведения проверки соответствия получателя субсидии требованиям Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Как следует из ответа ГБПОУ ИО «<данные изъяты>» на запрос заведующего сектором жилищных компенсаций (субсидий) по Свердловскому округу г. Иркутска отдела пенсий за выслугу лет и социальных гарантий Департамента здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации г. Иркутска от 27 ноября 2018 г. справка от 6 октября 2018 г. ГБПОУ ИО <данные изъяты> не выдавалась.

Согласно справки, выданной ГБПОУ ИО «<данные изъяты>» 7 мая 2019 г. ФИО2 обучался в ГБПОУ ИО «<данные изъяты>» на бюджетной основе по очной форме обучения с 1 сентября 2015 г. по 29 сентября 2017 г. Приказ об отчислении от 29 сентября 2017 г. за невыполнение обязанностей по добросовестному освоению профессиональной образовательной программы и выполнению учебного плана.

Приказом заведующего сектором жилищных компенсаций (субсидий) по Свердловскому округу г. Иркутска отдела пенсий за выслугу лет и социальных гарантий Департамента здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации г. Иркутска от 21 ноября 2018 г. ФИО1 прекращено предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 декабря 2018 г. в соответствии с пп. «в» п.60 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» по причине предоставления заведомо недостоверной информации.

Кроме того, из материалов дела также следует, что 29 ноября 2018 г. ФИО1 в сектор жилищных компенсаций (субсидий) по Свердловскому округу г. Иркутска отдела пенсий за выслугу лет и социальных гарантий Департамента здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации г. Иркутска представлена справка ИП М.Е.А. от 28 ноября 2018 г. о доходах ФИО2 за период с октября 2017 г. по ноябрь 2018 г.

Согласно сведениям Федеральной налоговой службы России по Иркутской области М.Е.А. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 26 января 2017 г.

Таким образом, сведения о доходах ФИО2 за период с октября 2017 г. по ноябрь 2018 г. вновь не были подтверждены ФИО1, на что ФИО1 указано в уведомлении и.о. заведующего сектором жилищных компенсаций (субсидий) по Свердловскому округу г. Иркутска отдела пенсий за выслугу лет и социальных гарантий Департамента здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре Администрации г. Иркутска от 10 декабря 2018 г. .

Согласно информационному письму ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» от 4 апреля 2019 г. ФИО1 состоит на учете и является получателем мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги (по категории инвалид <данные изъяты> группы) в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 1 августа 2017 г. по 31 июля 2018 г. и со 2 октября 2018 г. по настоящее время. Прокуратурой г. Иркутска по обращению учреждения была проведена проверка факта предоставления ФИО1 подложных документов в органы социальной защиты населения для получения мер социальной поддержки. Поскольку при проведении проверки установлены достаточные данные, указывающие на наличие в действиях ФИО1 признаков уголовных составов преступлений (ч.3 ст.<данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.<данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.<данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации) 18 марта 2019 г. материалы проверки направлены в Отдел полиции МУ МВД России «Иркутское». Следственным органом проводится проверка. Постановлением дознавателя ОП-5 МУ МВД России «Иркутское» от 6 июня 2019 г. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.<данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации.

Разрешая спор по существу, установив указанные обстоятельства, оценив представленные доказательства, в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку ФИО1 представлена недостоверная информация, то предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных прекращено на законных основаниях, в связи с чем, требования ФИО1 о признании незаконным уведомления о прекращении выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 10 декабря 2018 г. , об обязании ответчика возобновить выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до окончания периода, на который субсидия предоставлялась - до 31 марта 2019 г., оставил без удовлетворения.

С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов нижестоящих судов незаконными, исходя из следующего.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ч.1 ст.159 ЖК РФ).

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (ч.2 ст.159 ЖК РФ).

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со ст.69 ЖК РФ, членов семьи собственника - в соответствии со чт.31 ЖК РФ.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.7 ст.159 ЖК РФ).

В соответствии с ч.7 ст.159 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в п.8 Правил. Среди них документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

В силу п.14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (пп. «в» п.60 Правил).

Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, а также то, что судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 для получения субсидии представлена недостоверная информация, выводы судов об оставлении требований ФИО1 без удовлетворения являются правильными.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела судами установлены, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили надлежащую правовую оценку, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов судов об установленных по делу обстоятельствах.

Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.

Кроме того, доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им в обжалуемых судебных актах дана надлежащая правовая оценка.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 13 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: