ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-7366/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 20 мая 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Новожиловой И.А., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2360/2020 (УИД 04RS0007-01-2020-003632-48) по иску ФИО1 к публичному акционерному обществу «Россети Сибири» (ПАО «МРСК Сибири») о взыскании невыплаченной заработной платы, недоплаченных денежных выплат к отпуску, денежной компенсации за задержку выплат, о возложении обязанности произвести определенные действия,
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 21 августа 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 14 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А., выслушав объяснения представителя публичного акционерного общества «Россети Сибири» по доверенности ФИО2, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 (далее по тексту – ФИО1) обратилась в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ с иском к публичному акционерному обществу «Россети Сибири» (далее по тексту – ПАО «Россети Сибири») о взыскании невыплаченной заработной платы в размере 164 565,19 рублей, недоплаты за 3 дня отпуска в размере 5 296,77 рублей, недоплаты к отпуску в размере не менее минимальной месячной тарифной ставки (далее также – ММТС) в размере 8 643 рублей, денежной компенсации за задержку выплат в размере 26 805,50 рублей, обязании установить оклад согласно ЕТС.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 21 августа 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 14 декабря 2020 г., исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
ФИО1 обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 21 августа 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 14 декабря 2020 г., принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано на незаконность и необоснованность оспариваемых судебных постановлений в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права; суды неправомерно установили централизацию подразделений на основании приказа от 14 октября 2015 г. № № «О централизации функций направления правового обеспечения филиалов в ИА ПАО «МРСК Сибири» и личного заявления истца о переводе в Исполнительный аппарат ПАО, так как в личном заявлении истца указана новая должность без ссылки на централизованное подразделение, в заключенном дополнительном соглашении от 25 декабря 2015 г. к трудовому договору также указана должность без слов «централизованное подразделение»; судами неправомерно установлена централизация сотрудников на основании Положения о департаменте правового обеспечения и Положения о секторе договоров по филиалу «Бурятэнерго»; законно в ПАО не существует никаких централизованных подразделений и централизованных сотрудников; судами необоснованно отказано в установлении ставки ММТС в размере 8 643 рубля; судами первой и второй инстанции неверно установлено то обстоятельство, что оклад истца установлен согласно приказу от 29 декабря 2018 г. № №, приказ принят работодателем в одностороннем порядке, сотрудники с ним не ознакомлены, тарифы занижены, уменьшение с профсоюзной организацией не согласовано, тарифная сетка, указанная в приложении к указанному приказу не включена в систему оплаты труда, поэтому не может применяться к расчету оклада ни одного сотрудника; выводы судов о доведении тарифного коэффициента 4,04 с 1 августа 2020 г. не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; в исполнительном аппарате для сотрудников предусмотрен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 39 календарных дней, однако истцу предоставляется отпуск 36 календарных дней, не производится также единовременная выплата к ежегодному оплачиваемому отпуску. Более подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
ПАО «Россети Сибири» в письменных объяснениях, представленных в кассационный суд общей юрисдикции, ссылаясь на законность и обоснованность судебных постановлений, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФИО1 на основании трудового договора от 15 мая 2008 г. № № была принята на работу в качестве ведущего юрисконсульта отдела договоров управления правового обеспечения департамента правового обеспечения филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» с должностным окладом в размере 10 432 рублей и выплатой надбавки за непрерывный стаж в размере 30 %, районного коэффициента 20 %.
В соответствии с личным заявлением ФИО1 от 16 декабря 2015 г. она была переведена на должность ведущего юрисконсульта сектора договоров по филиалу «Бурятэнерго» отдела договоров управления правового обеспечения гражданских правоотношений департамента правового обеспечения исполнительного аппарата ПАО «МРСК Сибири», начиная с 11 января 2016 г., о чем 25 декабря 2015 г. между сторонами было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 15 мая 2008 г. № №.
Дополнительным соглашением от 5 февраля 2019 г. о внесении изменений в трудовой договор от 15 мая 2008 г. № № стороны согласовали, что с 1 января 2019 г. ФИО1 устанавливается должностной оклад в размере 23 400 рублей.
ФИО1 указав, что в связи с ее переводом 25 декабря 2015 г. на должность ведущего юрисконсульта сектора договоров по филиалу «Бурятэнерго» отдела договоров управления правового обеспечения гражданских правоотношений департамента правового обеспечения исполнительного аппарата ПАО «МРСК Сибири», ее положение было ухудшено, ее трудовые обязанности, режим рабочего времени, характер работы и прочие факторы, влияющие на размер оплаты труда остались без изменений, однако к расчету ее заработной платы применяется неверная минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, установленная Единой тарифной сеткой ПАО «МРСК Сибири», и применяется неверный тарифный коэффициент, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется ей продолжительностью на три дня меньше установленной продолжительности и при его предоставлении не производится единовременная выплата к ежегодному оплачиваемому отпуску, причитающаяся в размере не менее минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 16, 22, 56, 116, 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установил нарушений трудовых прав истца и оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора,
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;. обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статьей 72 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
В отступление от общего правила об изменении определенных сторонами условий трудового договора только по соглашению сторон частью 1 статьи 74 данного кодекса предусмотрена возможность одностороннего изменения таких условий работодателем.
В силу части 1 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
Частью 2 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено данным кодексом.
Генеральным директором ПАО «МРСК Сибири» издан приказ от 14 октября 2015 г. № № «О централизации функций направления правового обеспечения филиалов в ИА ПАО «МРСК Сибири» и приказ от 28 октября 2015 г. № № «О внесении изменений в штатное расписание исполнительного аппарата ПАО «МРСК Сибири», которыми с 1 января 2016 г. централизован бизнес-процесс по направлению правового обеспечения (в том числе в части договорной работы) из филиалов Алтайэнерго, Бурятэнерго, ГАЭС, Красноярскэнерго, Кузбассэнерго-РЭС, Омскэнерго, Хакасэнерго, и Читаэнерго в исполнительный аппарат ПАО «МРСК Сибири», в состав исполнительного аппарата ПАО «МРСК Сибири» переведены 108 штатных единиц специалистов правовых служб филиалов Общества, в том числе 2 штатных должности сектора договоров по филиалу «Бурятэнерго», одна из которых замещалась ФИО1
Такое изменение организационной структуры предполагало только переподчинение правовых подразделений филиалов и перевод всех сотрудников в исполнительный аппарат ПАО «МРСК Сибири» с сохранением рабочих мест в филиалах. Направление и объем функциональных обязанностей сотрудников – правовое обеспечение деятельности филиалов не изменялись.
В связи с этим по личному заявлению ФИО1 от 16 декабря 2015 г. она была переведена на должность ведущего юрисконсульта сектора договоров по филиалу «Бурятэнерго» отдела договоров управления правового обеспечения гражданских правоотношений департамента правового обеспечения исполнительного аппарата ПАО «МРСК Сибири», о чем 25 декабря 2015 г. между сторонами заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 15 мая 2008 г. № № и издан приказ о переводе работников на другую работу от 25 декабря 2015 г. № №
Положением о департаменте правового обеспечения Общества предусмотрено, что департамент правового обеспечения является структурным подразделением исполнительного аппарата ПАО «МРСК Сибири», подчиняется непосредственно заместителю генерального директора по корпоративному управлению и включает в себя отдел правового обеспечения хозяйственной деятельности, отдел правового обеспечения административных правоотношений и отдел договоров. В отдел договоров входят сектора договоров по филиалам Алтайэнерго, Омскэнерго, Бурятэнерго, Красноярскэнерго и т.д.
С этим нормативным актом ФИО1 ознакомлена 30 июля 2018 г.
В свою очередь, основные задачи и функции сектора договоров по филиалу «Бурятэнерго» отдела договоров департамента правового обеспечения определены в Положении о секторе договоров по филиалу «Бурятэнерго» отдела договоров департамента правового обеспечения, в силу которого сектор договоров по филиалу «Бурятэнерго» является подразделением отдела договоров департамента правового обеспечения Общества и подчиняется непосредственно начальнику отдела договоров департамента правового обеспечения, с чем ФИО1 ознакомлена.
Таким образом, в данном случае имела место централизация направления правового обеспечения с подчинением начальнику отдела договоров в составе департамента правового обеспечения Общества, а не изменение организационных и (или) технологических условий труда, влекущих изменение условий труда ФИО1, у работодателя не имелось оснований для отражения указанных обстоятельств путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.
Суды верно указали, что при указанных обстоятельствах, сам по себе факт отсутствия в трудовом договоре, дополнительном соглашении, штатном расписании непосредственного указания о создании и переводе истца в централизованное подразделение правового значения не имеет.
В соответствии с положениями статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом и трудовым договором сроки.
Под заработной платой в статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки, премии и иные выплаты).
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1). Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2). Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (часть 5). Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6).
В соответствии с частями 1, 2 и 9 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий; тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты; тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
В соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации под соглашением понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей), может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Система оплаты труда в ПАО «МРСК Сибири» в 2019 г. регулировалась стандартом организации 5.240/0-30 «Оплата труда, мотивация, льготы, компенсации и другие выплаты социального характера (социальный пакет) работников», а в 2020 г. - стандартом организации 5.312/0-00 «Оплата труда, мотивация, льготы, компенсации и другие выплаты социального характера (социальный пакет) работников исполнительного аппарата».
Ответчик является членом Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики «Энергетическая работодательская ассоциация России», которым с общественной организацией «Всероссийский Электропрофсоюз» заключено Отраслевой тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2012-2021 годы (далее по тексту - ОТС), регулирующее социально-трудовые отношения и устанавливающее общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, общие условия оплаты труда, основные гарантии, компенсации и льготы работникам.
Пунктом 3.3. ОТС установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала (далее по тексту - ММТС), размер которой с 1 января 2019 г. составлял 8 030 рублей, с 1 июля 2019 г. - 8 643 рублей.
При этом пунктом 3.7 ОТС предусмотрено, что работодатели, не имеющие возможность единомоментно довести размер тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике, вправе установить тарифную ставку рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала в размере ниже ММТС, обязаны разработать с участием полномочных представителей работников и не позднее 30 июня 2019 г. утвердить программу по поэтапному доведению размера тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике.
Согласно протоколу встречи с представителями территориальных профсоюзных организаций регионов присутствия ПАО «МРСК Сибири», первичных профсоюзных организаций филиалов Общества под руководством заместителя генерального директора — руководителя Аппарата ПАО «МРСК Сибири» от 29 октября 2019 г., подписанному заместителем председателя Совета представителей первичных профсоюзных организаций ПАО «МРСК Сибири», было принято решение об обеспечении утверждения программы по поэтапному доведению размера тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике в ПАО «МРСК Сибири» в период 2019-2024 гг. в редакции работодателя б соответствии с приложением № 1 к настоящему протоколу в срок до 31 декабря 2019 г.
Распоряжением по Обществу от 31 декабря 2019 г. № № утверждена Программа по поэтапному доведению размера тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике в ПАО «МРСК Сибири» в период 2019-2024 гг. (далее по тексту — Программа), которой предусмотрена расчетная величина тарифной ставки по исполнительному аппарату: с 1 декабря 2019 г. в размере 6 814 рублей, с 1 июля 2020 г. - в размере 7 291 рублей.
При изложенных обстоятельствах, суды верно указали, что Отраслевое тарифное соглашение не предусматривает императивных порядка и сроков доведения размера тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике, не устанавливает обязательных для исполнения условий доведения размера тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС.
Размер должностного оклада ФИО1 в период с 1 января 2019 г. по 31 июля 2020 г. рассчитывался исходя из размера ММТС в сумме 7 134 рубля, превышающей как предусмотренную Программой по поэтапному доведению размера тарифной савки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике, так и учтенную решением республиканской службы по тарифам при принятии долгосрочных параметров регулирования, с учетом тарифного коэффициента 3,28, и составлял 23 400 рублей, что установлено в дополнительном соглашении от 5 февраля 2019 г. о внесении изменений в трудовой договор от 15 мая 2008 г. № №, тогда как размер ММТС рабочего первого разряда для сотрудников исполнительного аппарата ПАО «МРСК Сибири» с 1 июня 2019 г. составлял 6 552 рубля, с 1 декабря 2019 по 30 июня 2020 г. – 6 814 рублей.
28 мая 2020 г. ФИО1 уведомлена об изменении с 1 августа 2020 г. определенных сторонами условий трудового договора и выразила согласие на продолжение трудовых отношений в новых условиях работы, собственноручно подписав уведомление 28 мая 2020 г., в связи с чем 29 мая 2020 г. сторонами заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в трудовой договор от 15 мая 2008 г. № №, согласно которому с 1 августа 2020 г. ФИО1 переводится на должность ведущего юрисконсульта департамента правового обеспечения исполнительного аппарата ПАО «МРСК Сибири» с должностным окладом 26 470 рублей и выплатой иных доплат и надбавок, и издан соответствующий приказ по Обществу от 29 мая 2020 г. № № о переводе работника на другую работу, с которым она также своевременно ознакомлена.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы ФИО1, оснований полагать, что работодателем при начислении заработной платы занижены ставка ММТС и тарифный коэффициент, не имеется.
Доводы кассационной жалобы ФИО1 о применении ответчиком разных ставок ММТС не опровергают выводов судов о расчете должностного оклада истца в соответствии с системой оплаты труда действующей у работодателя.
В соответствии с частью 1 статьи 115 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.
В силу части 1 статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней, (часть 1 статьи 119 Трудового кодекса Российской Федерации).
Дополнительным соглашением от 25 декабря 2015 г. к заключенному между сторонами трудовому договору изначально было предусмотрено, что ФИО1 устанавливается нормальная продолжительность рабочего дня - 8 часовой рабочий день, 40 часовая рабочая неделя (пункт 4.1), при необходимости работодатель может привлекать работника для выполнения своих трудовых функций в режиме ненормированного рабочего дня (пункт 4.2), предоставляются ежегодный основной оплачиваемый отпуске продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск за работу в районах с особыми климатическими условиями 8 календарных дней, дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день 6 календарных дней (пункт 4.3). В тот же день 25 декабря 2015 г. между сторонами было заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в трудовой договор № № от 15 мая 2008 г., которым предусмотрено, что из трудового договора исключается пункт 4.2 трудового договора и в пункте 4.3 исключаются слова «дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день 6 календарных дней».
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации сторонами трудового договора надлежаще согласованы существенные условия трудового договора, в том числе, в части продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска; дополнительные соглашения подписаны работником без замечаний к их содержанию, экземпляр каждого дополнительного соглашения получен ФИО1 в день подписания, о чем свидетельствуют ее подписи в указанных документах.
Приказом по Обществу от 13 марта 2017 г. № № утвержден Перечень должностей с ненормированным рабочим днем работников исполнительного аппарата Общества централизованных направлений, территориально находящихся на территориях филиалов, который не содержит занимаемой истцом должности ведущего юрисконсульта.
В отсутствие доказательств привлечения ФИО1 к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени, выводы судов об отсутствии у ответчика оснований для предоставления ей дополнительного отпуска являются обоснованными.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, суды со ссылкой на Стандарт организации 5-240/0-30 «Оплата труда, мотивация, льготы, компенсации и другие выплаты социального характера (социальный пакет) работников», которым установлено, что в систему оплаты труда включаются выплаты, предусмотренные разделами 5-8, 11 настоящего Положения, пришли к обоснованному выводу, что предусмотренная ОТС единовременная выплата при уходе работника в ежегодный основной оплачиваемый отпуск в размере не менее ММТС не входит в систему оплаты труда и потому носит заявительный характер, с соответствующим заявлением о производстве единовременной выплаты при уходе в ежегодный основной оплачиваемый отпуск истец к работодателю в установленном законом порядке не обращалась.
При разрешении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Доводы, приведенные ФИО1 в кассационной жалобе, тождественны доводам апелляционной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка судом апелляционной инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ФИО1, основаны на ее субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 21 августа 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 14 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин