ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-256/2011 от 03.06.2011 Заларинского районного суда (Иркутская область)

     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 о прекращении производства по делу

 п.Залари                                                                                                  03 июня 2011 года

 Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего О.В.Бежецкой единолично,

 с участием истца Кулинич Е.Я.,

 представителя ответчика Муниципального общеобразовательного учреждения «<адрес> основная общеобразовательная школа» Кравченко Т.А., действующей на основании прав по должности,

 представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации муниципального образования «<адрес> район» Томашева А.О., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

 представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитета по образованию администрации МО «<адрес> район» Климовой О.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

 при секретаре Корниковой Т.Н.,

 рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании гражданское дело № по иску Кулинич Е.Я. к муниципальному общеобразовательному учреждению «<адрес> основная общеобразовательная школа» о признании незаконным выплаты заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без начисления на него районного коэффициента и процентной надбавки за работу в особых климатических условиях, о взыскании выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

 У С Т А Н О В И Л :

 Истец Кулинич Е.Я. обратилась в <адрес> районный суд <адрес> с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению «<адрес> основная общеобразовательная школа» о признании незаконным выплаты заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без начисления на него районного коэффициента и процентной надбавки за работу в особых климатических условиях, о взыскании выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

 В обоснование заявленных требований истец Кулинич Е.Я. указала, что она работает в МОУ <адрес> основной общеобразовательной школе участка <адрес> сторожем. За выполнение трудовых функций ей выплачивается заработная плата в размере 4330 рублей, т.е. в минимальном размере, установленном Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда». Поскольку <адрес> является бюджетным учреждением, учредителем является администрация районного муниципального образования (далее - администрация района), оплата труда осуществляется на основе тарифной системы. Тарифные ставки (оклады) со второго по восемнадцатый разряд определяются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий межразрядный коэффициент. Ей за выполнение трудовых обязанностей сторожа установлена ставка, соответствующая 1 разряду тарифной сетки в размере 1601 рубль. Кроме ставки ей выплачивается районный коэффициент в размере 30 процентов - 480,30 и процентная надбавка в размере 30 процентов 480,30. Итого начисление заработной платы составляет 2561,60. Иногда в отдельные месяцы ей выплачивается стимулирующая надбавка в размере 20% от ставки за сложность и напряженность. Поскольку начисления заработной платы составляют менее 4330 рублей, т.е. установленного минимального размера оплаты труда, заработная плата начисляется в размере 4330 рублей. Считает, что начисление заработной платы до величины минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки нарушает её трудовые права и не соответствует трудовому законодательству.

 В обоснование приводит следующее. Законодательное определение понятия заработной платы установлено ч.1 ст. 129 Трудового кодекса РФ, согласно которой заработной платой (оплатой труда работника) является как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и качества условий выполняемой работы (это - тарифная ставка, оклад), гак и вознаграждение в виде компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях), и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). При этом, в соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 129, ч.2 ст. 135 ТК РФ, тарифная ставка, оклад являются фиксированными размерами оплаты труда за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени, а также за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих выплат. Вознаграждение за труд является первым по значимости слагаемым элементом заработной платы (ст. 129 ТК РФ). В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции РФ вознаграждение за труд не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Компенсационные выплаты связываются не с количеством и качеством труда, а с выполнением трудовой функции, в т.ч., в особых климатических условиях. Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в отличии от вознаграждения за труд и компенсационных выплат не носят обязательный характер, т.е. могут быть, а могут и не быть установлены. С 1 января 2009г. Федеральным законом от 24 июня 2008г. № 91 - ФЗ «О внесении изменений в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» были внесены изменения относительно величины минимального размера оплаты труда, который составил 4330 рублей. Поскольку она проживает и работает в местности, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, то МРОТ должен выплачиваться с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате. Факт установления одновременно на всей территории Российской Федерации единого размера МРОТ равного 4330 рублям, свидетельствует, что он установлен без учета особенностей, связанных с работой в особых климатических условиях, с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных и т.д. Следовательно, установленный на федеральном уровне размер МРОТ не может обеспечить справедливого вознаграждения за труд, справедливой дифференциации за труд, выполненный в неодинаковых условиях. Учитывая, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской федерации не может быть ниже МРОТ (ч.4 ст. 133 ТК РФ), установленного федеральным законом, а также то. что в Иркутской области размер МРОТ, который бы учитывал региональные особенности, не установлен, то установленный на федеральном уровне МРОТ должен являться «базовым» и выплачиваться с учетом местных особенностей, т.е с учетом всех условий, в которых выполняется работа. Согласно ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

 Основанием установления процентной надбавки и порядка её выплаты является ст.ст. 10 и 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». В соответствии с преамбулой указанного выше Закона РФ цель установления государственных гарантий и компенсаций - возмещения материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, т.е. особых условиях. Исходя из буквального смысла приведённых норм Трудового законодательства ( ст. ст. 129. 315-317 ТК РФ), компенсационные выплаты хотя и являются слагаемыми элементами з/платы, как окончательной суммы, причитающейся работнику к оплате труду, однако, порядок подсчёта этой суммы для оплаты труда, осуществляемого в Северных районах, свидетельствует, что районный коэффициент и процентная надбавка начисляются сверх заработной платы, исчисленной работнику в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качество затраченного труда (ст. 132 ТК РФ).Таким образом механизм установления данных выплат не находится в зависимости от механизма установления МРОТ. В противном случае, повышающий характер данной компенсации не имеет социально- правового эффекта, поскольку уравнивается оплата труда низкооплачиваемых работников в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особенностей (ст. 2 ТК РФ). Анализ правовых норм указывает на то, что закон гарантирует дополнительные компенсации работникам, в том числе в отношении оплаты труда в связи с проживанием и работай в природно-климатических условиях Севера, и МРОТ, установленный для всех без исключения работающих граждан, полностью отработавших за месячный период норм рабочего времени и выполнивших норм труда (трудовые обязанности), не может включать в себя вышеназванные дополнительные компенсации. Иное толкование привело бы к уравниванию в оплате труда работников и отказу от принципа справедливого вознаграждения за труд (абз.7 ст. 2 ТК РФ), от обеспечения работникам равной платы за равноценный труд (ст. 22 ТК РФ), отказу от государственных гарантий на повышенную оплату труда в особых условиях (ст. 146 ТК РФ). Ранее, до вступления в силу ФЗ от 30.06.2006№90-ФЗ. ст. 129 ТК РФ прямо содержала указание на то, что в МРОТ не включаются компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях. Названный закон исключил данное пояснение. Однако в целом правовые нормы, не допускающие снижения размеров оплаты труда, не изменились. Доказательство тому, что районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться и выплачиваться на вознаграждение в размере минимального размера оплаты труда, является позиция Конституционного Суда РФ, высказанная в Определении от 1 октября 2009 г. № 1160-0-0. а также в Определении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2009 г. № 1557-0-0. Так, Конституционный Суд РФ в Определении от 1 октября 2009г. № 1160-0-0 сказал, что правовая природа минимального размера оплаты труда и его основное назначение в механизме правового регулирования трудовых отношений не претерпели изменений. Основным назначением минимального размера оплаты груда в системе действующего правового регулирования, является, как и прежде, обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени. Изменения, внесенные в ст. 129 и 133 Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 20.04.2007 г. № 54- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. Работодателем должна соблюдаться норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда. В Определении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2009 г. № 1557-0-0 сказано, что оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316, 317 Трудовою кодекса Российской Федерации). Должна быть установлена обоснованная дифференциация оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях. Трудовое законодательство не допускает установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных). Президиум Верхового суда Российской Федерации своим постановлением от 10 марта 2010 г. также подтвердил позицию, согласно которой компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты не могут включаться в минимальный размер оплаты труда. Разъясняя вопрос, включаются ли в величину минимального размера оплаты труда при установлении месячной заработной платы работника компенсационные и стимулирующие выплаты, Верховный Суд РФ пояснил, что из содержания частей второй-пятой ст. 129 ТК РФ следует: тарифные ставки (должностные оклады), а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, т.е. минимальные оклады (минимальные должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат и не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 Трудового Кодекса, так же без учета компенсационных, стимулирующих, социальных выплат, которые в свою очередь, могут устанавливать работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда. Оба судебных постановления: как определение Конституционного Суда РФ по конкретной жалобе, так и постановление Президиума Верховного Суда РФ, утвердившее обзор судебной практики, содержат однозначный вывод: МРОТ, установленный одновременно на всей территории Российской Федерации Федеральным законом:

 а) не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного

 населения (а он в каждом регионе устанавливается самостоятельно);

 б) размеры тарифных ставок (окладов), базовых ставок (окладов), а, следовательно,

 заработная плата любого работника, отработавшего норму рабочего времени и

 выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не могут быть ниже МРОТ.

 в) компенсационные, стимулирующие, социальные и иные поощрительные

 выплаты, учитывающие особенности труда, условия его выполнения, отличающиеся от

 нормальных, не входят в размер МРОТ и начисляются сверх его размера.

 Вместе с тем, с ДД.ММ.ГГГГ и на момент подачи заявления, она получает заработную плату, в которую входит:

 вознаграждение за труд в виде тарифной ставки, т.е. ниже 4330 рублей минимального размера оплаты труда, компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях - районный коэффициент 30% и процентная надбавка в размере 30%, по совокупности и стимулирующие выплаты. Таким образом, и стимулирующие выплаты, и компенсационные выплаты включены в состав вознаграждения за труд.

 Учитывая, что по основной работе она отработала месячную норму рабочего времени (40 часов), её заработная плата, согласно приведенным выше доводам, должна состоять из следующих частей:

 - вознаграждение в размере 4330 рублей,

 - начисления на него районного коэффициента 30% и процентной надбавки в размере 30 %.

 - в месяцах, в которых устанавливалась и выплачивалась стимулирующая надбавка - стимулирующая надбавка должна выплачиваться сверх вознаграждения в размере 4330

 рублей.

 Таким образом, работодатель - <адрес>, обязано начислить и выплатить заработную плату с учетом требований Конституции РФ и Трудового кодекса РФ. Согласно прилагаемому расчету задолженности сумма недоначисленной и невыплаченной ей заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ и на день подачи искового заявления, составляет 7684,80 рублей.

 На основании вышеизложенного и в соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. ч.ч. 2 и 4 ст.З. ч.З ст.4, ч.2 ст.22. ч.1 ст. 129, ч.2 ст. 132. ч. 2 ст. 135, ч. 2 ст. 135, ч. 2 ст. 135, ч. 2 ст. 136. ст. 315. ст. 316. ст. 317 Трудового кодекса РФ. ст. ст. 23. 131 ГПК РФ просит признать незаконным выплату ей вознаграждения за выполнение нормы рабочего времени и выполнившей нормы труда (трудовые обязанности) ниже минимального размера оплаты труда - 4330 рублей, признать незаконным выплату ей районного коэффициента в размере 30% и процентной надбавки в размере 30% в составе минимального размера оплаты труда - 4330 рублей, признать незаконным выплату ей стимулирующей надбавки в размере 30 % в составе минимального размера оплаты труда - 4330 рублей, взыскать с МОУ <адрес> основной общеобразовательной школы в пользу её нeдoнaчиcлeннyю и невыплаченную заработную плату в размере 7684,80 рублей, возложить на МОУ <адрес> основную общеобразовательную школу обязанность по начислению и выплате заработной платы в дальнейшем ей в соответствии с положениями Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, т.е. тарифной ставки в размере не ниже минимального размера оплаты труда, выплаты районного коэффициента и процентной надбавки, а также стимулирующие выплаты - сверх фиксированного минимального размера оплаты труда.

 В предварительном судебном заседание истец Кулинич Е.Я. отказалась от исковых требований в полном объеме, при этом требования ст. ст. 39, 173, 220,221 ГПК РФ ей разъяснены и понятны.

 Представитель ответчика муниципального общеобразовательного учреждения «<адрес> основная общеобразовательная школа» Кравченко Т.А., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации муниципального образования «<адрес> район» Томашев А.О., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитета по образованию администрации МО «<адрес> район» Климова О.В. не возражали против принятия судом отказа истца Кулинич Е.Я. от исковых требований, как не противоречащего закону и не нарушающего права и законные интересы других лиц, и прекращения производства по делу.

 В соответствии со ст.39,173 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска, который должен быть принят судом, если не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

 Выслушав пояснения истца Кулинич Е.Я., представителя ответчика муниципального общеобразовательного учреждения «<адрес> основная общеобразовательная школа» Кравченко Т.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации муниципального образования «<адрес> район» Томашева А.О., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитета по образованию администрации МО «<адрес> район» Климовой О.В., исследовав представленные письменные документы, суд приходит к следующему.

 Отказ истца Кулинич Е.Я. от иска к муниципальному общеобразовательному учреждению «<адрес> основная общеобразовательная школа» о признании незаконным выплаты заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без начисления на него районного коэффициента и процентной надбавки за работу в особых климатических условиях, о взыскании выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы не противоречит требованиям закона и не нарушает права и законные интересы других лиц. Указанное право реализовано истцом Кулинич Е.Я. в порядке ст.ст.39,165 и 173 ГПК РФ.

 Согласно ст.220 ГПК РФ производство по делу прекращается при отказе истца от иска. Последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ о том, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, истцу разъяснены и понятны.

          Исходя из изложенного, руководствуясь ст.152, 39, 173, 220 -221 ГПК РФ, суд

 О П Р Е Д Е Л И Л:

 Производство по гражданскому делу № по иску Кулинич Е.Я. к муниципальному общеобразовательному учреждению «<адрес> основная общеобразовательная школа» о признании незаконным выплаты заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без начисления на него районного коэффициента и процентной надбавки за работу в особых климатических условиях, о взыскании выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы, ПРЕКРАТИТЬ.

 Настоящее определение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

 Судья                                                                                           О.В.Бежецкая