ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-306/2022 от 07.07.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-13053/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 7 июля 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Гусева Д.А.,

судей Леонтьевой Т.В., Кожевниковой Л.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-306/2022 (УИД 22RS0069-01-2021-005571-17) по иску Зятьковой Элеоноры Валерьевны к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» о признании незаконными решений об отказе в назначении субсидии, возложении обязанности,

по кассационной жалобе Зятьковой Элеоноры Валерьевны на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 апреля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Зятькова Элеонора Валерьевна (далее по тексту - Зятькова Э.В., истец) обратилась в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» (далее по тексту – КГУК «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу», ответчик) о признании незаконными решений об отказе в назначении субсидии, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что 11 октября 2021 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приложив сведения о доходах, однако в удовлетворении заявления было отказано.

При вынесении решения ответчиком неправильно определен среднемесячный доход, поскольку сумма дохода распределена на 3 месяца вместо 5 месяцев, за которые начислены данные доходы.

11 ноября 2021 г. истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приложив самостоятельно произведенный расчет дохода с учетом распределения суммы пособия по беременности и родам по месяцам периода отпуска.

Ответчиком повторно было вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления, при этом необоснованно был учтен доход ребенка, а также выплаты семьям, имеющим детей, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

С учетом изложенного просила признать незаконными решения КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» от 21 октября 2021 г. и 23 ноября 2021 г. об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности принятия решения о назначении субсидии с 1 октября 2021 г. исходя из распределения суммы пособия по беременности и родам по месяцам периода отпуска, исчисления размера совокупного дохода без учета ежемесячных выплат семьям, имеющим детей, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Решением Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 января 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 апреля 2022 г., заявленные Зятьковой Э.В. исковые требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Зятькова Э.В. просит отменить решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 апреля 2022 г.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 11 октября 2021 г. Зятькова Э.В. обратилась через филиал КАУ «Многофункциональный центр Алтайского края» (далее - МФЦ) с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приложив необходимые документы, в том числе справку о размере заработной платы.

При этом Зятькова Э.В. указала, что зарегистрирована и проживает совместно с несовершеннолетним ребенком по адресу: , в объяснительной Зятьковой Э.В. указано о том, что она с 10 июня 2021 г. находится в отпуске по уходу за ребенком, проживает на детские пособия, алименты в месяц рублей.

На оборотной стороне приобщенной расписки в получении документов на предоставление услуги Зятькова Э.В. собственноручно указала, что настаивает на приеме документов, поскольку не представлен документ на квартиру и справка об алиментах.

20 октября 2021 г. по представленным Зятьковой Э.В. документам и сведениям, полученным посредством СМЭВ запросов, ответчиком произведен расчет, в результате которого установлено, что максимально допустимая доля расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышает расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов.

При расчете субсидии учитывались доходы Зятьковой Э.В. за период с 1 октября 2020 г. по 31 марта 2021 г. (пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждения в ранние сроки беременности, доход от трудовой деятельности в ИП Ш.А.В.. и получаемые семьей пособия семьям с детьми). Учтены доходы, указанные в справке о назначенных и выплаченных пособиях за период с 1 октября 2020 г. по 31 марта 2021 г. из Фонда социального страхования Российской Федерации, выплата пособия по беременности и родам в размере 83559,00 рублей произведена 19 января 2021 г., выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности получена заявителем 19 января 2021 г. в сумме 776,42 рублей. Таким образом, за период 1 октября 2020 г. по 31 марта 2021 г. общий доход – 56131,42 рублей, среднедушевой доход – 28065,71 рублей.

21 октября 2021 г. КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» вынесено решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с превышением максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи над расходами по оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов.

Ответчиком через КАУ «МФЦ Алтайского края» направлено уведомление об отказе от 21 октября 2021 г. с приложением справки о расчете субсидии для уведомления заявителя, кроме того дополнительно указано, что для назначения субсидии необходимо представлять сведения о полученных алиментах на З.П.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

11 ноября 2021 г. Зятькова Э.В. повторно обратилась через филиал КАУ «Многофункциональный центр Алтайского края» (далее - МФЦ) с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, к заявлению были приложены документы, подтверждающие доход по месту работы и сведения о полученных пособиях.

Согласно справке о назначенных и выплаченных пособиях за период с 1 ноября 2020 г. по 31 мая 2021 г. из Фонда социального страхования Российской Федерации, выплата пособия по беременности и родам в размере 83559,00 рублей произведена 19 января 2021 г., в размере 9549,60 рублей – 1 июня 2021 г., выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, получена заявителем 19 января 2021 г. в размере 776,42 рублей.

Ответчиком произведен расчет, в результате которого заявителю отказано в предоставлении субсидии по причине того, что максимально допустимая доля расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышает расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов.

При расчете субсидии учитывались доходы Зятьковой Э.В. за период с 1 ноября 2020 г. по 30 апреля 2021 г. (пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждения в ранние сроки беременности, доход от трудовой деятельности в ИП Ш.А.В. и получаемые семьей пособия семьям с детьми). Таким образом, за период 1 ноября 2020 г. по 30 апреля 2021 г. общий доход определен в размере 69086,32 рублей, среднедушевой доход – 34543,16 рублей.

При определении права семьи на получение субсидии в доход заявителя включены суммы, полученные Зятьковой Э.В. в течение расчетного периода, путем деления их на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых она имела данный доход.

Решением КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» от 23 ноября 2021 г. заявителю отказано в предоставлении субсидии в связи с тем, что на основании произведенного по предоставленным документам расчета максимально допустимая доля расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышает расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов.

КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» через КАУ «МФЦ Алтайского края» направлено уведомление об отказе от 23 ноября 2021 г. с приложением справки о расчете субсидии для уведомления заявителя.

Разрешая спор и отказывая в заявленных исковых требованиях, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», установив, что оспариваемые истцом решения вынесены с учетом стандартов максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в, расчет которого произведен ответчиком в соответствии с нормативными требованиями, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (абзацы 1, 2, 3 пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (абзац 1 пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу нормативного предписания части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также – Правила от 14 декабря 2005 г., Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

Для получения субсидий гражданину необходимо представить в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о представлении субсидии с приложением документов, предусмотренных пунктом 8 Правил, в том числе, согласно подпункту «д» пункта 8 Правил от 14 декабря 2005 г. документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Согласно пункту 2 Правил от 14 декабря 2005 г. субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

В силу пункта 32 Правил от 14 декабря2005 г. совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев. Отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).

В соответствии с пунктом 34 Правил от 14 декабря 2005 г. совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», в том числе с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Согласно пункту 36 Правил от 14 декабря 2005 г. если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы (пункт 37 Правил от 14 декабря 2005 г.).

Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи (пункт 38 Правил от 14 декабря 2005 г.).

Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи (пункт 39 Правил от 14 декабря 2005 г.).

Как следует из пункта 42 Правил от 14 декабря 2005 г. уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил.

Суд первой инстанции проверив расчет совокупного дохода семьи заявителя, произведенный ответчиком, признал его обоснованным, с чем согласился суд апелляционной инстанции.

Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что полученное в январе 2021 года пособие по беременности и родам подлежало учету за период назначения указанной выплаты (5 месяцев) по следующим основаниям.

Первоначально Зятькова Э.В. обратилась в органы социальной защиты населения в октябре 2021 года, учет совокупного дохода семьи подлежат расчету с 1 октября 2020 г. по 21 марта 2021 г.

С учетом прямого применения требований пункта 37 Правил от 14 декабря 2005 г., среднемесячный доход каждого члена семьи определен ответчиком путем деления суммы доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы.

Выплата пособия по беременности и родам в сумме 83559 рублей произведена 19 января 2021 г., таким образом, оснований для распределения полученного дохода на иной, более длительный, период у КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» не имелось.

Порядок расчета и начисления самого пособия по беременности и родам, который предусматривает его выплату на основании выданного листка нетрудоспособности в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов, не подменяет собой порядок расчета доходов для оказания гражданам государственной социальной помощи.

Доводы истца о необходимости применения статьи 8 Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку в отношении пособий законодатель не предусмотрел таких исключений.

Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что иного правового регулирования порядка учета пособий не предусмотрено, в связи с чем у КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» имелись основания для применения пункта 37 Правил от 14 декабря 2005 г., разделяя сумму доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого периода, в течение которых заявитель имел данные доходы.

Вопреки доводов кассационной жалобы суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что пособие по беременности и родам выплачивается единовременно и суммарно за весь период отпуска по беременности и родам, в связи с чем в данном случае подлежала учету вся сумма перечисленного истице пособия по беременности и родам, действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении) по заявлению обратившегося гражданина.

Судом апелляционной инстанции обоснованно не принят во внимание предложенный истцом расчет дохода, предусматривающий разделение суммы пособия по беременности и родам на месяцы, за которое оно выплачено, поскольку исходя из своей природы пособие по беременности и родам выплачиваемого единовременно в отличие от пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого ежемесячно.

Не могут быть признаны состоятельными доводы кассационной жалобы о том, что при определении общего дохода семьи не подлежат учету ежемесячные выплаты на ребенка, поскольку они противоречит нормативному регулированию.

Во исполнение Федерального закона от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 утвержден перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Согласно пункту 1 названного Перечня при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»; пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности; ежемесячное пособие на ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста; алименты, получаемые членами семьи.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. № 213 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922, утвердившего новое Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

В пункте 60 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1037пр/857, также разъяснено, что суммы ежемесячных пособий на ребенка, выплачиваемых родителям (иным законным представителям), иные установленные денежные выплаты, рекомендуется учитывать в доходе ребенка, которому они причитаются (пункт 2 статьи 60 Семейного кодекса).

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную судам первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на ее субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.

На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции».

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.

Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.

Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зятьковой Элеоноры Валерьевны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи