ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-352/2018 от 16.02.2018 Уфимского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело №2-352/2018

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 февраля 2018 года г. Уфа

Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Моисеевой Г.Л., при секретаре Батршиной Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации МР <адрес> РБ к Администрации СП Булгаковский сельсовет МР <адрес> РБ, Управлению Росреестра по РБ об обязании привести Генеральный план в соответствие с законодательством,

установил:

Истец Администрации МР <адрес> РБ обратилась в суд с иском к Администрации СП Булгаковский сельсовет МР <адрес> РБ, Управлению Росреестра по РБ об обязании привести Генеральный план в части исключения функциональной зоны "сады и огороды на перспективу" в соответствие федеральному законодательству и законодательству РБ, мотивируя тем, что выездной проверкой, проведенной в сельском поселении Булгаковский сельсовет МР <адрес> РБ установлено, что Правилами землепользования и зонирования произведена смена зонирования территории на землях сельхозназначения вне границ населенных пунктов по клубному поселку «Булгаковские дачи» с «зоны сельхозназначения, на которую регламенты не установлены» на зону «сельскохозяйственные: зона С1 - для ведения садоводства». Фактически Генеральным планом сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на землях клубного поселка зона С1 не установлена.

Так, ДД.ММ.ГГГГ решением Совета СП Булгаковский сельсовет МР <адрес> РБ утвержден проект генерального плана решением Совета СП Булгаковский сельсовет МР <адрес> РБ с учетом результатов публичных слушаний в соответствии со ст. 24 и с-т. 28 Градостроительного Кодекса РФ.

ДД.ММ.ГГГГ решением JM 271 СП Булгаковский сельсовет МР <адрес> РБ утверждены правила землепользования и застройки территории СП Булгаковский сельсовет МР <адрес> РБ в соответствии со ст, 31 и ст. 32 Градостроительного кодекса РФ;

Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав, на недвижимое имущество и сделок с ним собственниками земельных участков с кадастровыми номерами, образованными из ранее учтённых земельных участков являются:

Правообладатель

Кадастровый номер

Площадь

ФИО1

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО3

<данные изъяты>

ФИО4

<данные изъяты>

ФИО5

<данные изъяты>

ФИО6

<данные изъяты>

ФИО7

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО8,

<данные изъяты>

ФИО9

<данные изъяты>

ФИО10

<данные изъяты>

ФИО11

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО12

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО13,

<данные изъяты>

ФИО12

<данные изъяты>

ФИО14

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО12

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО11

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО15

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО16

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО17

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО18

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО12

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО19

<данные изъяты>

ФИО20

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО21

<данные изъяты>

ФИО22

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

ФИО23

<данные изъяты>

ФИО24

<данные изъяты>

В соответствии с кадастровыми паспортами вышеуказанные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – «Садовые товарищества».

В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования, состав, порядок подготовки которых, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

Несмотря на неоднократные обращения в Администрацию сельского поселения Булгаковский сельсовет, какие-либо меры по приведению Генерального плана и принятых на его основании нормативных документов, не принимались.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ утверждение генеральных планов поселения отнесено к вопросам местного значения поселений.

Согласно ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В п.1.1. Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» акты органов местного самоуправления об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой администрации поселения в виде постановления.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Также, согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В силу с пп.З п.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191 -ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

Согласно ч.З ст. 39 Градостроительного кодекса РФ публичные слушания проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Статьей 50.3.5 Правил землепользования и застройки сельского поселения Булгаковский сельсовет, утвержденных решением Совета сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, установлены градостроительные регламенты, в том числе для зон сельскохозяйственного использования, установлены ограничения при их использовании.

При этом для спорных земельных участков, расположенных в сельскохозяйственной зоне С-1 предусмотрены возможные виды разрешенного использования

- коллективные огороды, территории площадью не более <данные изъяты> вне границ сельхозугодий;

- территории, предназначенные для ведения садоводства от <данные изъяты> га;

-дворовые постройки (мастерские, сараи, теплицы, бани и пр.).

-постройки для содержания мелких животных.

При этом федеральным законодательством для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Изменение вида разрешенного использования влечет правовые последствия в виде изменения. правового режима использования земель (правил эксплуатации, возможности застройки, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, так как застройка земель сельскохозяйственного назначения повлечет за собой правовые последствия не только для непосредственных пользователей земельными участками, но и иных лиц и государственных интересов.

Кроме того, незаконными являются и действия ФГБУ Росреестр, в полномочия которых непосредственно входит проверка законности поступающих документов.

В статьях 26, 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрены основания приостановления и отказа осуществления кадастрового учета, порядок и сроки вынесения органом кадастрового учета соответствующих решений.

Согласно п.п. ДД.ММ.ГГГГ постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный земельный надзор в установленной сфере деятельности.

Однако, несмотря на это, различные действия по постановке на кадастровый учет, межевании, изменении вида разрешенного использования и т.п. в отношении земельных участков, являющихся предметом спора указанным федеральным органом, совершались и совершаются, несмотря на нарушение действующего законодательства, выявленного Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан.

Необходимо учитывать также, что в соответствии с п. «в» ч. 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о государственном земельном надзоре» Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок ведения кадастра недвижимости.

Пунктом 32 Порядка ведения кадастра установлено, что результаты проверки сведений об объектах недвижимости и содержащих такие сведения документов на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового* учета оформляются протоколом, в котором отражается принятое по каждому показателю проверки решение.

Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2, часть 6 статьи 30, часть 1 статьи 36, часть 5 статьи 37 названного кодекса). Указанное исключает применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

В силу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

В соответствии с порядком, установленным статьей 14 названного Закона, допускается использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан (с учетом ограничений, указанных в статье 15 названного Закона). Вместе с тем, законом установлен особый порядок предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

Так, в силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66- ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель (статья 80 Земельного кодекса Российской Федерации), о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков (пункт 1 указанной статьи). Согласно пункту 2 указанной статьи орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 названной статьи). В силу пункта 4 названной статьи после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В настоящем случае земельный участок был приобретен заявителем по гражданско-правовой сделке, а не в изложенном выше порядке из фонда перераспределения земель, поэтому использование земельного участка под дачное строительство и садоводство с возведением строений не допускается.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий. Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

То обстоятельство, что в силу пункта 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон, не свидетельствует о возможности строительства на таких земельных участках объектов недвижимости, в том числе, без разрешения (ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами. На основании изложенного истец просит обязать сельское поселение Булгаковский сельсовет МР <адрес> РБ привести Генеральный план, утвержденный решением Совета от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения функциональной зоны «сады и огороды на перспективу» южнее д. Дубки, в соответствие федеральному законодательству и законодательству Республики Башкортостан, а именно «для сельскохозяйственного производства»; внести соответствующие изменения в сведения ФКП Росреестра по <адрес>, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по <адрес>».

Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, дважды ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, не явились на судебные заседания.

Согласно ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если стороны, не просившие о разбирательстве дела в их отсутствие, не явились в суд по вторичному вызову.

Стороны не явились в суд по вторичному вызову, с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие не обращались.

Таким образом, иск следует оставить без рассмотрения

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 222, 223, 224, 225 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Исковое заявление Администрации МР <адрес> РБ к Администрации СП Булгаковский сельсовет МР <адрес> РБ, Управлению Росреестра по РБ об обязании привести Генеральный план в соответствие с законодательством, оставить без рассмотрения.

Разъяснить заявителю его право обратиться в суд с ходатайством об отмене определения об оставлении заявления без рассмотрения, на определение суда об отказе в удовлетворении такого ходатайства может быть подана частная жалоба в Верховный суд РБ в течение 15 дней.

Судья Г.Л. Моисеева