ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-392/2021 от 07.06.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 66RS0034-01-2021-000619-11

№88-6869/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 07 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей Шушкевич О.В., Ложкарёвой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-392/2021 по иску прокурора г. Красноуральска Свердловской области, действующего в интересах Иванниковой Ольги Александровны, Гребенкиной Елены Юрьевны, Ибатуллиной Альбины Риффовны, Сабитовой Марины Борисовны, Белоусовой Эльмиры Ильдаровны, Сапожниковой Ольги Владимировны, Новоселовой Ольги Анатольевны к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Красноуральская городская больница» о взыскании компенсационной доплаты и компенсации морального вреда,

по кассационным жалобам Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Красноуральская городская больница» и Министерства Здравоохранения Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 февраля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав представителя Министерства здравоохранения Свердловской области Топоркову Е.Н., поддержавшую доводы кассационной жалобы, Иванникову О.А., Сапожникову О.В., Ибатуллину А.Р., Гребенкину Е.Ю. и прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Москвитина Н.Н., возражавших против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор г. Красноуральска Свердловской области, действуя в интересах Иванниковой О.А., Гребенкиной Е.Ю., Ибатуллиной А.Р., Сабитовой М.Б., Белоусовой Э.И., Сапожниковой О.В. и Новосёловой О.А., обратился в суд с иском к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Красноуральская городская больница» (далее по тесту – ГАУЗ СО «Красноуральская городская больница», больница) о взыскании выплаты компенсационного характера медицинским работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, как лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в размере 60% к должностному окладу за период 2019-2020 годы, а также компенсацию морального вреда в сумме по 15 000 руб. каждому.

В обоснование требований представителем истцов указано, что прокуратурой г. Красноуральска Свердловской области проведена проверка по коллективному обращению Иванниковой О.А., Гребенкиной Е.Ю., Ибатуллиной А.Р., Сабитовой М.Б., Белоусовой Э.И., Сапожниковой О.В. и Новосёловой О.А., как работников клинико-диагностической лаборатории больницы, по факту нарушения их трудовых прав. Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 18 сентября 2015 года № 1382-п утверждены размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера в государственных учреждениях здравоохранения Свердловской области. Согласно приведенной в данном приказе таблице к медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, отнесены врач клинической лабораторной диагностики (в том числе руководитель подразделения), врач - лаборант, лаборант, медицинский лабораторный техник (фельдшер - лаборант), санитар лаборатории, медицинские работники, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека. В отношении указанных медицинских работников установлен размер повышения к окладу (должностному окладу) - 60 %. При этом указано, что конкретные размеры повышенной оплаты труда работникам, в том числе и за каждый час работы, устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации) локальным нормативным актом или коллективным договором, трудовым договором. Работа истцов как работников клинико-диагностической лаборатории больницы связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, так как они на регулярной основе производят анализы крови пациентов инфекционного ВИЧ-кабинета больницы, которым инфекция уже диагностирована. В соответствии с положениями трудовых договоров, заключенных с истцами, им производятся выплаты компенсационного характера за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особым характером работ – 8% оклада.

Решением Красноуральского городского суда Свердловской области от 22 ноября 2021 года прокурору г. Красноуральска Свердловской области, деуствующему в интересах Иванниковой О.А., Гребенкиной Е.Ю., Ибатуллиной А.Р., Сабитовой М.Б., Белоусовой Э.И., Сапожниковой О.В. и Новосёловой О.А., в удовлетворении иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 февраля 2022 года решение Красноуральского городского суда Свердловской области от 22 ноября 2021 года отменено. Принято по делу новое решение, которым иск прокурора г. Красноуральска Свердловской области, действующего в интересах Иванниковой О.А., Гребенкиной Е.Ю., Ибатуллиной А.Р., Сабитовой М.Б., Белоусовой Э.И., Сапожниковой О.В. и Новосёловой О.А., удовлетворен частично. На ГАУЗ СО «Красноуральская городская больница» возложена обязанность начислить и выплатить Иванниковой О.А., Гребенкиной Е.Ю., Ибатуллиной А.Р., Сабитовой М.Б., Белоусовой Э.И., Сапожниковой О.В. и Новосёловой О.А. компенсационную выплату как лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в размере 60% от оклада каждого из истцов за каждый месяц их фактической работы 2019-2020 годы каждому истцу. С ГАУЗ СО «Красноуральская городская больница» в пользу каждого из истцов взыскана компенсация морального вреда по 10 000 руб. Также, с ГАУЗ СО «Красноуральская городская больница» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 750 руб.

В кассационных жалобах представители ГАУЗ СО «Красноуральская городская больница» и Министерства здравоохранения Свердловской области ставят вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии, ссылаясь на его незаконность.

В поступивших письменных возражениях Иванникова О.А., Гребенкина Е.Ю., Ибатуллина А.Р., Сабитова М.Б., Белоусова Э.И., Сапожникова О.В. и Новосёлова О.А. просят оставить без изменения апелляционное определение, кассационную жалобу ГАУЗ СО «Красноуральская городская больница».

Истцы Иванникова О.А., Сапожникова О.В., Ибатуллина А.Р. и Гребенкина Е.Ю. в суде кассационной инстанции возражения поддержали. Также указали на то, что ответчиком в соответствии с апелляционным определением произведен перерасчет заработной платы, с которым они не согласны, в связи с чем обратились в органы прокуратуры.

Белоусова Э.И., Новоселова О.А., Сабитова М.Б. и представитель ГАУЗ СО «Красноуральская городская больница» в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав истцов, представителя истца, представителя третьего лица, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия пришла к выводу о проверке постановленного по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции за пределами доводов кассационных жалоб (часть 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 32, 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» в интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Под интересами законности с учетом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать необходимость проверки правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охраны правопорядка.

Суд кассационной инстанции проверяет законность только тех судебных постановлений, которые обжалуются, и только в той части, в которой они обжалуются (часть 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть решения обусловлена другой его частью, которая не обжалуется заявителем, то эта часть решения также подлежит проверке кассационным судом общей юрисдикции.

Судебная коллегия приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера нарушения норм процессуального права были допущены судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Иванникова О.А. (врач-лаборант) и Ибатуллина А.Р., Сабитова М.Б., Белоусова Э.И., Сапожникова О.В. (фельдшеры-лаборанты) являются работниками клинико-диагностической лаборатории ГАУЗ СО «Красноуральская городская больница». Новосёлова О.А. работала в клинико-диагностической лаборатории в должности фельдшера-лаборанта с 2015 года, трудовой договор расторгнут в 2021 году. Гребенкина Е.Ю. работает в клинико-диагностической лаборатории в должности фельдшера-лаборанта, с июля 2020 года находилась в отпуске по уходу за ребенком.

По условиям трудовых договоров истцам производится доплата в связи с вредными и (или) опасными условиями труда и особым характером работ в размере 8% от должностного оклада, за фактическое отработанное время.

В трудовых договорах указано, что они должны соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии с целью предупреждения возможного заражения при взятии и исследовании крови (гепатит и ВИЧ-инфекция).

Также истцам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 32 часа в неделю, предоставляется дополнительный отпуск – 14 дней.

Клинико-диагностическая лаборатория, где работают истцы, не занимается диагностикой ВИЧ-инфекции, поскольку у больницы отсутствует лицензия на осуществление таких иммунологических исследований. Анализы для диагностики ВИЧ-инфекции направляются в иное лечебное учреждение.

Истцы, в силу своих должностных обязанностей, производят забор капиллярной крови на анализы, проводят анализы крови (как капиллярной, так и венозной, доставляемой им в пробирках), в том числе общий анализ крови, так и анализ крови на биохимию и иные лабораторные исследования крови, исключая иммунологические, также выполняют анализы мочи.

В больнице есть кабинет с врачом-инфекционистом и медицинской сестрой, которые ведут прием пациентов с установленным диагнозом ВИЧ-инфекция, осуществляют забор крови для необходимых анализов и направляют в клинико-диагностическую лабораторию больницы для проведения исследований.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1995 года №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 18 сентября 2015 года № 1382-п «Об утверждении размеров выплат компенсационного и стимулирующего характера в государственных учреждениях здравоохранения Свердловской области», Положением об оплате труда работников ГАУЗ СО «Красноуральская городская больница», исходил из того, что сотрудники клинико-диагностической лаборатории ответчика не производят диагностику ВИЧ-инфекции, не относятся к штату учреждений Государственного бюджетного учреждения здравоохранения свердловской области «Свердловский областной центр профилактики и борьбы со СПИД», структурных подразделений, в том числе отделений, кабинетов иных учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным, лабораторий (отделов, отделений, групп), поименованных в приказе № 1382-п от 18 сентября 2015 года, а также к лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда и их правовым обоснованием.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что положениями статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1995 года №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» установлены гарантии в виде повышенной оплаты труда не только лицам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, но лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека; указанной нормой права установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти отнесено лишь определение размеров повышения оплаты труда и порядок такого повышения, в связи с чем пришел к выводу о применении судом первой инстанции приказа Министерства здравоохранения Свердловской области от 18 сентября 2015 года № 1382-п «Об утверждении размеров выплат компенсационного и стимулирующего характера в государственных учреждениях здравоохранения Свердловской области», в котором не поименованы медицинские работники структурных подразделений иных учреждений здравоохранения, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, необоснованно, поскольку данный нормативный акт не соответствует в этой части положениям Федерального закона от 30 марта 1995 года №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

Учитывая, что в составе ГАУЗ СО «Красноуральская городская больница» имеется инфекционный кабинет, который предназначен исключительно для оказания медицинской помощи лицам с установленным диагнозом ВИЧ-инфекция, в раках которого у таких больных регулярно осуществляется забор крови для анализов, которая направляется в клинико-диагностическую лабораторию больницы и с данным материалом работают истцы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что они относятся к лицам, работа которых связана с материалом, содержащим вирус иммунодефицита человека, и имеющим право на повышенную оплату труда в размере 60% от оклада каждого из истцов.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, учел фактические обстоятельства дела, характер допущенного работодателем нарушения трудовых прав истцов и длительность такого нарушения, значимость для истцов нарушенного права, степень вины ответчика, причиненных каждому из истцов нравственных страданий, а также требования разумности и справедливости, пришел к выводу о взыскании с больницы 10 000 руб. в пользу каждого из истцов

В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

На основании положений статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор помимо условий оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), являются гарантии и компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), выплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, склоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

В соответствии с положениями статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1). Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (часть 2).

В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.

Медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, работающим в медицинских организациях устанавливается повышение оплаты труда в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

Из содержания статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1995 года №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» следует, что медицинские и иные работники, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска медицинских работников, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, определяется Правительством Российской Федерации.

Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, работающим в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, медицинским работникам и указанным лицам, выполняющим аналогичные функции, из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а медицинским работникам и указанным лицам, работающим в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 1996 года №391 определен порядок предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей: с 01 апреля 1996 года работникам организаций здравоохранения, финансируемых из федерального бюджета, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, установлена надбавка за работу в опасных для здоровья условиях труда в размере 20 процентов оклада (тарифной ставки), определенного на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, сохранив для них действующие условия оплаты труда. Выплата надбавок производится за счет ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на здравоохранение.

Надбавки работникам организаций здравоохранения, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, устанавливаются субъектами Российской Федерации применительно к пункту 1 настоящего Постановления самостоятельно за счет средств указанных бюджетов.

Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации поручено утвердить перечень организаций, производств, профессий и должностей с опасными для здоровья условиями труда, работа в которых дает право на установление указанной в пунктах 1 и 2 настоящего Постановления надбавки к окладу (тарифной ставке).

Приказом Минздравмедпрома Российской Федерации № 307, Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации № 221 от 30 июля 1996 года утвержден Перечень организаций, предприятий, производств и их структурных подразделений, работа в которых дает право на установление надбавки в размере 20 процентов оклада (тарифной ставки) за осуществление диагностики и лечения ВИЧ - инфицированных, а также за работу, связанную с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

В пункте 4 указанного Перечня указаны лаборатории (отделы, отделения, группы) учреждений здравоохранения, на которые возложено органами здравоохранения обслуживание населения на ВИЧ-инфекцию и исследование поступающих крови и биологических жидкостей от больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных, к которым отнесены должности медицинского персонала, руководителей, специалистов, служащих и профессий рабочих, выполняющих проведение всех видов лабораторных исследований крови и материалов, поступающих от больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на получение гарантии в виде повышенной оплаты труда имеют медицинские и иные работники, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека; размер повышенной оплаты труда устанавливается медицинским работникам и указанным лицам, работающим в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом установленный приказом Минздравмедпрома Российской Федерации № 307, Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации № 221 от 30 июля 1996 года перечень организаций включает в себя лаборатории и их сотрудников, которые проводят не только анализы на СПИД и ВИЧ-инфекцию, но и любые исследования крови и материалов, поступающих от больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных.

Постановлением Правительства Свердловской области от 30 сентября 2015 года №866-ПП утверждено Примерное положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Свердловской области, в пункте 15 которого указано, что размеры компенсационных выплат медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, а также непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, устанавливаются нормативным правовым актом Министерства здравоохранения Свердловской области.

Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 18 сентября 2015 года №1382-п утверждены Размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера в государственных учреждения здравоохранения Свердловской области.

В таблице данного приказа установлены размеры выплат компенсационного характера медицинским работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, связанных с оказанием психиатрической, противотуберкулезной помощи, диагностикой и лечением ВИЧ-инфицированных, где в пунктах 3.2 и 3.3 указаны лаборатории (отделы, отделения, группы), осуществляющие лабораторную диагностику ВИЧ-инфекции, работниками которых являются врач клинической лабораторной диагностики (в том числе руководитель подразделения), врач-лаборант, лаборант, медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант), санитар лаборатории и медицинские работники, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Пунктом 4.3 Положения об оплате труда работников ГАУЗ СО «Красноуральская городская больница» от 30 октября 2015 года размер компенсационных выплат медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, а также непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи определен со ссылкой на приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 18 сентября 2015 года №1382-п и Приложение №3.

Приложением №3 к Положению об оплате труда установлено, что выплаты компенсационного характера в размере 60% повышения к должностному окладу определены медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, к которым отнесены: в поликлинике – инфекционный ВИЧ-кабинет с врачом-инфекционистом, средним медицинским персоналом, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, младший медицинский персонал и в клинико-диагностической лаборатории - врач клинической лабораторной диагностики, фельдшер-лаборант (лаборант), санитар лаборатории, осуществляющие лабораторную диагностику ВИЧ-инфекции.

При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что в Свердловской области в нарушение вышеуказанных положений не урегулирован надлежащим образом вопрос об установлении выплат компенсационного характера медицинским работникам структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, является верным, поскольку установление выплат только тем лицам, которые выполняются работу по диагностике СПИДа и ВИЧ-инфекции, не охватывает тех работников, которые не производят диагностику указанных заболеваний, но работают с материалами, содержавшими данные инфекции.

Доводы кассационных жалоб ответчика и третьего лица о том, что принятым приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 18 сентября 2015 года №1382-п «Об утверждении размеров выплат компенсационного и стимулирующего характера в государственных учреждениях здравоохранения Свердловской области» истцы не включены в перечень лиц, имеющих право на получение компенсационных выплат, не могут быть приняты во внимание, поскольку не соответствуют установленным обстоятельствам дела и приведенному нормативному регулированию.

Между тем судебная коллегия полагает, что апелляционное определение в части возложения на ГАУЗ СО «Красноуральская городская больница» обязанности произвести перерасчет Иванниковой О.А., Гребенкиной Е.Ю., Ибатуллиной А.Р., Сабитовой М.Б., Белоусовой Э.И., Сапожниковой О.В. и Новосёловой О.А. заработной платы за 2019-2020 года с учетом компенсационной выплаты за работу с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, подлежит отмене.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцами требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда (часть 5 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Положения части третьей статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающие суд принять решение по заявленным истцами требованиям, а также предоставляющие суду право в случаях, предусмотренных законом, выйти за пределы заявленных требований, как и положения частей четвертой и пятой статьи 198 этого же Кодекса, закрепляющие требования к содержанию решения суда, направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения, являются процессуальными гарантиями права на судебную защиту.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В связи с этим в резолютивной части должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.

Учитывая материальный интерес истцов, суд апелляционной инстанции при принятии решения, учитывая, что оно должно отвечать требованиям исполнимости, должен был установить конкретный размер компенсационной выплаты, причитающейся каждому из истцов, временной период, за который подлежит она взысканию, и ее общий размер ко взысканию.

При новом рассмотрении, суду апелляционной инстанции следует устранить допущенные нарушения процессуального законодательства и принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 февраля 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Председательствующий

Судьи