Дело № 2-55/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 августа 2020 года с.Хандагайты
Овюрский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Банзай Ю.З., при секретаре судебного заседания Сат Ч.А., с участием истца – прокурора Овюрского района Республики Тыва Цыганок М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о взыскании денежных средств по Соглашению № о предоставлении из республиканского бюджета Республики Тыва субсидии на поддержку племенного животноводства,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющая обязанности прокурора Овюрского района Республики Тыва обратилась в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о взыскании денежных средств по Соглашению № о предоставлении из республиканского бюджета Республики Тыва субсидии на поддержку племенного животноводства.
В обоснование исковых требований указано, что в результате проверки соблюдения федерального законодательства прокуратуры РТ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка по факту Управления Федерального казначейства по Республике Тыва о проведении внеплановой проверки использования субсидий, предоставленных их федерального бюджета на мероприятия в области содействия по достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» за 2018 года, проведенной в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РТ. ДД.ММ.ГГГГ Управлением федерального казначейства по РТ проведена внеплановая выездная проверка Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва (далее Минсельхоз РТ). По результатам которой составлен акт проверки. В соответствии с актом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Минсельхозом РТ и Правительством РТ заключено Соглашение № о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса. Общий размер субсидии, предоставленной из федерального бюджета составил <данные изъяты> рублей или <данные изъяты>% от общего объема расходных обязательств. Софинансирование за счет средств республиканского бюджета составило <данные изъяты> рублей. Субсидии в полном объеме доведены до Минсельхоза РТ, что подтверждается расходными расписаниями. По результатам Управления федерального казначейства по РТ выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере на общую сумму <данные изъяты> руб., из них средства федерального бюджета – <данные изъяты> руб., средства республиканского бюджета – <данные изъяты> руб. В том числе нецелевое использование бюджетных средств на сумму <данные изъяты> руб. в том числе Минсельхозом РТ перечислены субсидии 1 получателю в <адрес> – <данные изъяты> В соответствии с утверждённой государственной программой субъекта РФ, предусматривающих соответствующие мероприятия установлено, что постановлением Правительства РТ от 14.02.2017 №39 утвержден Перечень мероприятий на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РТ на 2014-2020 годы» в целях софинансирования которых предоставляется субсидия из федерального бюджета в том числе в области животноводства (субсидирование на развитие овцеводства и козоводства). Согласно п.10 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 №717, п.4.3.7.5 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ плановые показатели распределения объема средств субсидии из федерального бюджета на содействие достижения целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, в том числе выделены средства на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз в сумме 30174,91 руб. Согласно условиям предоставления субсидии и заключенным Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№ субъектом РФ должны быть достигнуты показатели результативности исполнения вышеуказанных мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия из федерального бюджета. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ в 2018 году субсидии на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз на общую сумму <данные изъяты> руб. (в том числе средства субсидий из федерального бюджета – <данные изъяты> руб., средства из республиканского бюджета – <данные изъяты> руб.) перечислены <данные изъяты> получателям, <данные изъяты> муниципальных образований по перечням, утвержденным министром сельского хозяйства и природопользования РТ. Основанием для включения в перечень получателей явились заявления, копии сведений о состоянии животноводства в предыдущем году по форме федерального статистического наблюдения №24-СХ или сведений о производстве продукции животноводства и поголовья скота за предыдущий год по форме федерального статистического наблюдения №3-фермер, заверенные получателями субсидий. Субсидии перечислялись на основании справок-расчетов и заключенных с получателем соглашений. Согласно ч.1 ст.78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением) подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, а защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг. В соответствии с абз.2 части а) п.4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, приведенных в Приложении №9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 №717, «средства» из бюджетов субъектов РФ предоставляются сельскохозяйственным производителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, по ставке на 1 голову сельскохозяйственного животного, за исключением племенных животных». Согласно п.5 Правил от 4.07.2012 №717 ставки определяются органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Пунктами 1.3 и 1.5 Порядка предоставления средств республиканского бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета на оказание содействия достижению показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства РТ от 14.02.2017 №39 установлено, что главным распорядителем субсидий, выделенных из федерального бюджета на содействие по достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, осуществляющим их предоставление в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о республиканском бюджете РТ на соответствующий финансовый год и на плановый период и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий, является Минсельхоз РТ. Абзацем 2 п.2.3.1 Порядка предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса РТ, утвержденного постановлением Правительства РТ от 13.03.2014 №91, предусмотрено, что субсидии на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителем, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. П. 4.3 раздела II Порядка предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса РТ, предусмотрено, что получатель субсидии также обязан вернуть предоставленные субсидии в следующих случаях: а) несоблюдение получателем субсидии условий соглашения о предоставлении субсидий, заключенного с Минсельхозпродом РТ; б) отчуждение в течение трех лет с момента приобретения техники и (или) оборудования, на покупку которых предоставлена субсидия; в) отчуждение и ли забой в течение трех лет с момента приобретения животных, на покупку которых предоставлена субсидия (за исключением случаев вынужденной выбраковки); г) неподтверждение в установленный срок целевого использования субсидии. Так, ДД.ММ.ГГГГ году между министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и <данные изъяты> заключено соглашение о предоставлении из республиканского бюджета РТ субсидии на поддержку племенного животноводства в 2018 году №. В соответствии с п.1.1 Соглашения № Предметом является предоставление из республиканского бюджета РТ субсидии на поддержку племенного животноводства, в том числе субсидирование части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных на 2018 год. Согласно 1.2 Соглашения № субсидии предоставляются в целях сохранения и увеличения племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, достижения показателей эффективности использования субсидии. Согласно 2.1 Соглашения № субсидии предоставляются Получателю в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министру как получателю бюджетных средств республиканского бюджета РТ на цели, указанные в разделе 1 данного соглашения, в размере <данные изъяты> руб. раздел III Соглашения № устанавливает условия и порядок предоставления субсидии. В соответствии с п.3.3 <данные изъяты> должны обеспечить достижение эффективности использования субсидии на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, указанных в приложении к Соглашению (форма федерального статистического наблюдения №25-СХ). Согласно 3.6 раздела III Соглашения, в случае возникновения обстоятельств, которые могут повлечь за собой невыполнение получателем условий Соглашения, письменно информировать Министерство об этих обстоятельствах и о мерах, принимаемых Получателем для выполнения условий Соглашения. Пунктом 3.2.6 Соглашения определена обязанность Получателя своевременно сдавать отчет о достижен6ии значений показателей результативности предоставления субсидии в установленный срок. Раздел VI Соглашения № устанавливает ответственность сторон. Так согласно п. 4.1.2 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Пункт 4.1.3 определяет, что Получатель самостоятельно несет судебные и иные последствия, прямо или косвенно связанные с получением данного целевого финансирования и выполнением условий Соглашения, в том числе несет судебные и иные издержки. В соответствии с п.4.3.4 Получатель обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Соглашением. Пунктом 4.3.5. установлена обязанность Получателя представлять Министру отчет о достижении значений показателей результативности не позднее 20 декабря текущего года с приложением формы федерального статистического наблюдения №24-СХ «Сведения о состоянии животноводства». В силу ст.3,8 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Согласно ч.1 ст.162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:1).составляет и исполняет бюджетную смету; 2). Принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; 3). обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; 4). вносит соответствующем главному распорядителю бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; 5). Ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); 6). Формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному (распорядителю) бюджетных средств; 7). Осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. В нарушение ст.38, ч.1 ст. 162 БК РФ, абз.2 ч. а). п.4 Правил от 14.07.2012 №717, абз.2 п.2.3.1., п.4 раздела II порядка предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного кодекса Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства РТ от 13.03.2014 №91, в 2018 году МУП «Чалааты» не выполнил условие предоставления субсидии в размере 1205960 рублей на поддержку племенного животноводства, в том числе субсидирования части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных на 2018 год. На момент заключения Соглашения№ в соответствии с формой федерального статистического наблюдения №24-СХ по состоянию на 2017 год на балансе <данные изъяты> имелось <данные изъяты> голов сельскохозяйственных животных. В декабре 2018 года в результате годового перерасчета скота установлено, что на балансе <данные изъяты> имеется <данные изъяты> голов сельскохозяйственных животных. Кроме того, в нарушение п.3.6 Соглашения, со стороны муниципального унитарного предприятия в адрес Минсельхоза РТ не поступало письменной информации о возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению условий Соглашения №. В соответствии с п. 4.1.2 Соглашения№, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в дежурную часть ПП№3 МО МВД РФ «Дзун-Хемчикский» поступило заявление от председателя администрации <адрес>, что в ходе перерасчета поголовья скота <данные изъяты> было установлено снижение поголовья с <данные изъяты> голов, имевшихся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, до <данные изъяты> голов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. фактическая недостача составляет <данные изъяты> голов. По данному факту проведена процессуальная проверка, в ходе которой опрошены работники <данные изъяты> Просит взыскать с <данные изъяты> в пользу государства в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей, выделенных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва на основании Соглашения № о предоставлении из республиканского бюджета Республики Тыва субсидии на поддержку племенного животноводства, в том числе субсидирования части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных на 2018 год с зачислением указанной суммы в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.
В судебном заседании истец – прокурор Овюрского района Республики Тыва иск поддержал полностью и возражала о передаче дела по подсудности арбитражному суду Республики Тыва.
Представитель ответчика <данные изъяты> отсутствовал, о дне и времени рассмотрения дела извещен в надлежащем порядке, письменным заявлением просил о рассмотрении дела без их участия, суд полагает возможным рассмотреть дело без них.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06 апреля 2006г. № 3-П, правосудие должен осуществлять только тот суд и тот судья, к ведению которых законом отнесено рассмотрение конкретного дела, при этом рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным составом суда.
В силу ч.3 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Согласно части 1 ст.27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты>, является юридическим лицом (п.1.5 Устава).
В данном случае характер заявленного спора взыскание денежных средств, предоставленных из республиканского бюджета Республики Тыва субсидии на поддержку племенного животноводства, носит экономический характер.
В соответствии с п.2 ст.33 ГПК РФ суд передает дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
В то же время подведомственность спора арбитражному суду в силу абз.2 ст.220, п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ является основанием для прекращения производства по делу.
В силу установленных судом обстоятельств наличие у ответчика статуса юридического лица, предъявление иска к юридическому лицу, предмет спора – взыскание денежных средств, вследствие предоставления из республиканского бюджета Республики Тыва субсидии на поддержку племенного животноводства, указанный спор не подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства ввиду подведомственности арбитражному суду.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 33, 220 ГПК РФ, суд
определил:
Гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о взыскании денежных средств по Соглашению № о предоставлении из республиканского бюджета Республики Тыва субсидии на поддержку племенного животноводства передать в Арбитражный суд Республики Тыва по подсудности.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва через Овюрский районный суд Республики Тыва в течение 15 дней со дня его принятия.
Судья Ю.З. Банзай