ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-16451/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 30 сентября 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Кожевниковой Л.П., Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-57/2021 (УИД 24RS0002-01-2020-003325-55) по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны России по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия», Войсковой части 58661 о признании незаконным приказа и его отмене, взыскании недополученной заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе ФИО3, ФИО2, ФИО1 на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 24 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 (далее – ФИО1), ФИО2 (далее – ФИО2), ФИО3 (далее – ФИО3) обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны России по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия», Войсковой части 58661 о признании незаконным приказа и его отмене, взыскании недополученной заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указывали на то, что ФИО1 согласно приказу №209 от 11 сентября 2003 г. принята на работу в войсковую часть 74008 заведующей хранилищем отдела хранения (ракет и боеприпасов), приказом от 1 июля 2007 г. принята переводом в войсковую часть 58661.
ФИО2 согласно приказу №152 от 1 июня 2015 г. принята на работу в войсковую часть 74008, войсковую часть 58661-49 заведующей хранилищем отдела хранения (ракет и боеприпасов).
ФИО3 согласно приказу №268 от 25 сентября 2017 г. принята на работу в войсковую часть 74008 заведующей хранилищем отдела хранения (ракет и боеприпасов), приказом №344 от 10 декабря 2018 г. переведена заведующей хранилищем отдела хранения (ракет и боеприпасов).
5 августа 2019 г. из-за взрывов на складе боеприпасов в воинской части в д. Каменка Ачинского района на территории муниципального образования Ачинский район, был введен режим чрезвычайной ситуации на основании постановления Главы Ачинского района от 5 августа 2019 г. №397-11, определена зона чрезвычайной ситуации на территории деревни Каменка. На 5 августа 2019 г., то есть при введении чрезвычайной ситуации, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 работали в войсковой части на разных должностях в отделе хранения (ракет и боеприпасов), работали наравне с привлеченными лицами на объектах по ликвидации последствий взрывов и пожара - в условиях, опасных для жизни и здоровья.
В период проведения мероприятий по организационно - штатным мероприятиям на основании решения Министра обороны Российской Федерации по сокращению штата 29 января 2020 г. во исполнение указаний Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от 30 декабря 2019 г. ФИО1, ФИО2 и ФИО3 были предупреждены о расторжении договоров по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с 1 апреля 2020 г.
На основании приказа №80 от 20 марта 2020 г. ФИО1, ФИО2 и ФИО3 уволены с 1 апреля 2020 г. по пункту 2 статьи 81 Трудового кодекса по инициативе работодателя по сокращению штата работников.
Работодатель, нарушая их права и законные интересы, изменил условия трудового договора, зная о предстоящем массовом сокращении работников, с целью в будущем уменьшения компенсационных выплат.
В связи с разрушением складов и закрытием технической территории, командиром войсковой части издан приказ от 27 февраля 2020 г. №129, в соответствии с которым с 1 февраля 2020 г. изменяются условия трудовых договоров с работниками, а именно, снимаются указанные выплаты компенсационного характера в размере 50% и ежегодных дополнительных отпусков в количестве 7 суток. В нарушение статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации о вышеуказанных изменениях условий оплаты труда и режиме отдыха в установленном законом порядке ФИО1, ФИО2 и ФИО3 не уведомлялись, дополнительное соглашение к трудовому договору с ними не заключалось, что свидетельствует об одностороннем порядке изменения существенных условий трудового договора. В результате допущенного ответчиком нарушения, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 не начислена и не выплачена каждой компенсационная выплата за приём, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов за февраль и март 2020 года, размер которой составляет 8 234 руб. каждой.
Кроме того, ФИО3 не оплачена компенсация за 6 дней ежегодного дополнительного отпуска в количестве 6 дней в сумме 5 648,94 руб. ФИО2 не оплачена компенсация за 5 дней ежегодного дополнительного отпуска в количестве 5 дней в сумме 6 537,40 руб. ФИО1 не оплачена компенсация за 21 день ежегодного дополнительного отпуска в количестве 21 день в сумме 41 725,04 руб.
С учетом нарушения работодателем порядка изменения системы оплаты труда, считают, что им не доплачено за работы в чрезвычайных условиях за август, сентябрь, октябрь и ноябрь 2019 года в размере 24%. Итого, не оплачено ФИО3 за работу в чрезвычайной ситуации за период с августа по ноябрь 2019 года в сумме 10 960,35 руб.; ФИО2 за работу в чрезвычайной ситуации за период с августа по ноябрь 2019 года в сумме 17 046,90 руб.; ФИО1 за работу в чрезвычайной ситуации за период с августа по ноябрь 2019 года в сумме 9 043 руб., а также не выплачена премия за март 2020 года.
Размер процентов за задержку выплаты задолженности по заработной плате в пользу каждой истицы составляет 4 000 руб.
ФИО1, ФИО2 и ФИО3 просили суд отменить приказ №129 командира воинской части 58661 от 27 февраля 2020 г. в связи с незаконным и необоснованным изменением условий трудового договора с работниками войсковой части 58661 с 1 февраля 2020 г. о снятии выплат компенсационного характера в размере 50% и ежегодных дополнительных отпусков в количестве 7 суток, взыскать с ответчиков задолженность по заработной плате за чрезвычайные условия труда в пользу ФИО3 10 960,35 руб., в пользу ФИО2 17 046,90 руб., в пользу ФИО1 9 043 руб., каждой компенсацию за опасные условия труда по 8 234 руб., а также выплатить каждой за февраль 2020, март 2020 доплаты - повышение к окладу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 11%, компенсацию за неиспользованный отпуск в пользу ФИО3 5 648,94 руб., ФИО2 6 537,40 руб., ФИО1 41 275,04 руб., проценты за задержку выплаты заработной платы по 4 000 руб. каждой, компенсацию морального вреда по 10 000 руб. каждой.
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 24 февраля 2021 г. исковые требования ФИО1, ФИО2 и ФИО3 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2021 г. решение Ачинского городского суда Красноярского края от 24 февраля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1, ФИО2 и ФИО3 просят об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, работодателем ФИО1, ФИО2, ФИО3 является Войсковая часть 58661 Министерства обороны Российской Федерации, в структуру которой входит в качестве структурного подразделения Войсковая часть 58661-49 (в настоящее время отдел обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), дислоцированная по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка.
Финансово-экономическое обеспечение войсковой части осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по бюджетной смете Федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия» на основании договора на обслуживание №159 от 9 января 2019 г. в соответствии с пунктом 1.3.4 Управление осуществляет своевременное обеспечение личного состава заработной платой, компенсационными выплатами, и иными установленными выплатами за исключением выплат, производимых Единым расчетным центром Министерства обороны Российской Федерации путем зачисления средств на лицевые счета, банковские карты личного состава или иным порядком, установленным в Министерстве обороны Российской Федерации.
Пунктом 2.1 договора на обслуживание предусмотрено, что исчисление и выплата гражданскому персоналу заработной платы и связанных с ней выплат осуществляется на основании предоставляемых войсковой частью приказов командира и иных документов, в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Указанием начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 30 декабря 2019 г. №314/2/86 дсп, а также директивой командующего войсками Центрального военного округа от 21 января 2020 г. было предписано с целью совершенствования организационно-штатной структуры соединений Сухопутных войск, соединений, воинских частей и организаций материально-технического обеспечения провести организационные мероприятия и внести изменения в штаты согласно прилагаемым перечням.
Из перечня следует, что в 2020 году Склад хранения ракет и артиллерийских боеприпасов (Войсковая часть 58661) переформировывается в Отдел обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (Войсковая часть 58661-БВ), в срок до 1 марта 2020 г. из числа сотрудников исключаются военнослужащие, а также гражданский персонал.
С 19 ноября 2010 г. по 1 апреля 2020 г. ФИО1 работала в должности заведующей хранилищем отдела хранения ракет и боеприпасов Войсковой части 58661, откуда с учетом указанных выше организационно-штатных мероприятий была уволена 1 апреля 2020 г. на основании пункта 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации по сокращению штата работников.
Из трудового договора, заключенного с ФИО1 от 19 ноября 2010 г. следует, что место работы работника является склад (хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) (г. Ачинск) войсковая часть 58661-49 Красноярский край Ачинский район д. Каменка. Условия труда - нормальные, время начала и окончания работ устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка, ежегодно ей предоставляется: ежегодный основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней за работу в Красноярском крае, дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней на основании коллективного договора. Также согласно пункте 6.1 трудового договора установлена доплата за работу с боеприпасами, приемом, хранением боеприпасов, выдачу вооружения и боеприпасов от основного оклада.
С 1 июня 2015 г. по 1 апреля 2020 г. ФИО2 работала в должности заведующей хранилищем отдела хранения ракет и боеприпасов Войсковой части 58661, откуда с учетом указанных выше организационно-штатных мероприятий была уволена 1 апреля 2020 г. на основании пункта 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации по сокращению штата работников.
Из трудового договора, заключенного с ФИО2 от 1 июня 2015 г. следует, что место работы работника является склад (хранения ракет и артиллерийский боеприпасов) (г. Ачинск) войсковая часть 58661-49 Красноярский край Ачинский район д. Каменка. Условия труда - нормальные, время начала и окончания работ устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка, ежегодно ей предоставляется: ежегодный основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней за работу в Красноярском крае, дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней на основании коллективного договора за фактически отработанное время на основании статьи 121 Трудового кодекса Российской Федерации. Также согласно пункту 6.1 трудового договора установлена доплата за работу с боеприпасами, приемом, хранением боеприпасов, выдачу вооружения и боеприпасов от основного оклада.
С 25 сентября 2017 г. по 1 апреля 2020 г. ФИО3 работала в должности заведующей хранилищем отдела хранения ракет и боеприпасов Войсковой части 58661, откуда с учетом указанных выше организационно-штатных мероприятий была уволена 1 апреля 2020 г. на основании пункта 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации по сокращению штата работников.
Из трудового договора, заключенного со ФИО3 от 25 сентября 2017 г. следует, что место работы работника является склад (хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) (г. Ачинск) войсковая часть 58661-49 Красноярский край Ачинский район д. Каменка. Условия труда - нормальные, время начала и окончания работ устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка, ежегодно ей предоставляется: ежегодный основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней за работу в Красноярском крае, дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней на основании коллективного договора за фактически отработанное время на основании статьи 121 Трудового кодекса Российской Федерации. Также согласно пункту 6.1 трудового договора установлена доплата за работу с боеприпасами, приемом, хранением боеприпасов, выдачу вооружения и боеприпасов от основного оклада.
В соответствии с Положением о системе оплаты труда гражданского персонала войсковой части, являющегося приложением к коллективному договору между командованием склада (хранения и артиллерийских боеприпасов) войсковой части 58661 и профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации на 2013-2016 годы, дополнительным соглашением от 30 декабря 2016 г., продлившим срок его действия до 31 декабря 2019 г., гражданскому персоналу войсковой части, относящемуся к гражданскому персоналу арсеналом, складов, производится компенсационная выплата за хранение вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приёмом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов к должностному окладу (тарифной ставке), заведующей хранилищем, складом, кладовщику в размере 50%. Положением о выплате надбавки за работу, непосредственно связанную с приёмом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, являющегося приложением №13 к коллективному договору, также установлено, что гражданскому персоналу, непосредственно занятому приёмом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации №555 от 10 ноября 2008 г. заведующему хранилищем выплачивается надбавка к тарифной ставке из фонда заработной платы в размере 50%.
Также Положением о системе оплате труда гражданского персонала войсковой части, предусмотрено, что гражданскому персоналу войсковой части, занятому на работах с тяжелыми и вредными условиями труда должностные оклады повышаются – на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - до 12 %, на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда – до 24%.
Пунктом 4.2.27 Коллективного договора на 2013-2016 годы предусмотрено повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу воинской части, отработавшему в расчетном периоде не менее половины установленной нормы рабочего времени в тяжелых и вредных условиях до 12%.
Перечень должностей, имеющих право на повышение тарифных ставок (окладов) за вредные условия труда для рабочих, руководителей, специалистов и технических работников в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации №555 от 10 ноября 2008 г., установлен приложением №7 к коллективному договору, действующему в период с 2016 года по 2019 год включительно. Согласно данному перечню, повышение и доплата в размере 12% на работах с тяжелыми и вредными условиями труда была предусмотрена для заведующего хранилищем.
ФИО1, ФИО2, ФИО3 в период работы (за исключением спорного периода) выплачивалась надбавка к должностному окладу по должности заведующей складом в размере 50% за работу, непосредственно связанную с приёмом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов.
Пунктом 3.2. Положения об оплате труда работников войсковой части, являющегося приложением к коллективному договору, определено, что выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются настоящим Положением в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также Приложения № 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы работодателя.
Во время работы истцов в войсковой части в период с 5 по 9 августа 2019 г. произошли множественные несанкционированные взрывы боеприпасов и вооружения на территории воинской части, в связи с чем постановлением Главы Ачинского района от 5 августа 2019 г. на территории Ачинского района был введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Главы Ачинского района от 7 августа 2019 г. режим функционирования чрезвычайной ситуации с территории Ачинского района был снят с 20-00 часов 7 августа 2019 г.
Постановлением Главы Ачинского района от 9 августа 2019 г. с 23-50 час. 9 августа 2019 г. режим чрезвычайной ситуации был введен вновь, зона чрезвычайной ситуации была определена на территории д. Каменка.
Отменен данный режим был 7 февраля 2020 г. постановлением Главы Ачинского района от 7 февраля 2020 г. №46А-П.
Приказом начальника склада хранения №18 от 14 января 2020 г. гражданскому персоналу войсковой части 58661-49 были установлены доплаты к заработной плате за результаты основной деятельности на 2020 г., в частности ФИО1, ФИО2, ФИО3:
- 15% на основании приказа Министра обороны Российской Федерации №545 от 18 сентября 2019 г. (ранее - №555 от 10 ноября 2008 г.), приложения №3 «Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала», учитывая класс вредности 3.1.
- 50% на основании приказа Министра обороны Российской Федерации №545 от 18 сентября 2019 г. гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере – 50%.
Приказом начальника склада хранения №129 от 27 февраля 2020 г., в связи с разрушением складов, закрытием технической территории, не выполнением работ по хранению вооружения было определено личный состав отдела хранения разместить в помещении спортзала и обязать выполнять работы согласно ежедневного приказа «О проведении мероприятий повседневной деятельности», а также с 1 февраля 2020 г. прекратить предоставлять ежегодные дополнительные отпуска за фактически отработанное в соответствующих условиях время в количестве 7 календарных дней, определенных условиями коллективного договора, в связи с невыполнением работ в соответствующих условиях, также прекращено установление и выплата доплат с 1 февраля 2020 г. гражданскому персоналу отдела хранения непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере 50%.
Разрешая исковые требования об отмене приказа командира воинской части № 129 от 27 февраля 2020 г. в части отмены с 1 февраля 2020 г. заведующим складами надбавок за работу с вооружением в размере 50% и дополнительного отпуска в количестве 7 суток и взыскании недоначисленной в связи с этим заработной платы, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 15, 16, 20, 117, 121, 129 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей (организаций) Вооруженных Сил Российской Федерации», пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, указав, что материалами дела подтверждено и судом установлено, что данная выплата согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. носит компенсационный характер и для ее получения необходимо наличие одновременно двух условий: во-первых, работник должен находиться на соответствующей должности и, во-вторых, быть непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, причем именно на складе (арсенале, базе, центре) по хранению вооружения и боеприпасов, указанная выплата предназначена компенсировать работнику выполнение трудовых обязанностей в условиях, отклоняющих от нормальных, в то время как непосредственно работу по загрузке, выгрузке боеприпасов в хранилище и погрузке в железнодорожный транспорт, а также подготовку к такой работе после взрывов 5 и 9 августа 2019 г. истец выполняла в определенные начальником склада дни по 15 ноября 2019 г. включительно, позже такая работа ею не выполнялась.
При этом суд указал в решении, что пунктом 3 приложения № 2 к приказу Министерства обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Подпункт «г» пункта 4.2.30 коллективного договора между командованием склада (хранения и артиллерийских боеприпасов) войсковой части 58661 и профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации на 2013-2016 годы, а также дополнительным соглашением от 30 декабря 2016 г., продлившим его срок действия до 31 декабря 2019 г., предусмотрена компенсационная выплата работникам, непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере от 30 до 50 процентов в порядке, установленном в приложении №13 к коллективному договору.
Кроме того, суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении искового требования о взыскании компенсации за работу с вооружением в размере 50%, исходил из того, что оснований для данной компенсационной выплаты не имелось уже с 16 ноября 2019 г., когда истец перестала выполнять работу с боеприпасами, то есть которая предполагала выплату указанной компенсации, однако компенсация продолжала начисляться и выплачиваться ей по январь 2020 г. включительно, что фактическим условиям труда не соответствовало, и было устранено приказом начальника склада хранения № 129 от 27 февраля 2020 г., который исходил из фактических обстоятельств и действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В силу статей 2, 15, 16, 129 того же Кодекса оплата выполняемой работником трудовой функции является обязанностью работодателя.
Как предусмотрено статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации, работодателем устанавливаются различные системы оплаты труда, которые включают в себя доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования.
На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудового кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей (организаций) Вооруженных Сил Российской Федерации» командиры (руководители) воинских частей являются представителями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации.
С учетом оценки представленных сторонами спора доказательств судом установлено, что истцы в силу своих должностных обязанностей в спорный период непосредственно не были заняты приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, что опровергает соответствующие доводы жалобы заявителя, потому правовых оснований для удовлетворения их исковых требований у суда не имелось.
Представленным сторонами спора доказательствам дана оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы заявителей кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы жалобы заявителя о нарушении судом положений статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации и иных трудовых прав в отношении работников не являются основаниями для удовлетворения жалобы, поскольку права и законные интересы заявителей жалобы обжалуемыми судебными постановлениями не нарушены.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемым приказом был нарушен порядок уведомления истца о прекращении выплаты, так как данным приказом были изменены условия труда, следовательно, процедура уведомления работника об этом должна соответствовать положениям статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей вручение ему извещения не менее, чем за два месяца перед предстоящими изменениями, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку изменений условий труда в соответствии с положениями статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации в данном случае не произошло, так как применение рассматриваемой компенсации всегда было связано с выполнением истцом специфических работ с боеприпасами и вооружением либо отсутствием таковых, чего истец фактически не исполняла с 16 ноября 2019 г.
Вопреки доводам жалобы судебная коллегия считает правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований в части взыскания компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска за работу во вредных и опасных условиях, поскольку материалами дела подтверждено, что по условиям коллективного договора истцу в период с 2015 г. по 2020 г. за фактически отработанное время в соответствующих условиях ежегодно предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск из расчета 7 календарных дней за рабочий год. При этом, несмотря на указание относительно дополнительных дней отпуска, таковые истцу при увольнении были предоставлены в количестве, который предусматривает закон и коллективный договор исходя из фактически отработанного ею времени в тех условиях, за которые он предоставляется, в связи с чем выводы судов о том, что оспариваемый приказ начальника склада № 129 от 27 февраля 2020 г. соответствовал фактическим условиям труда истца и ее права не нарушил, являются законными и обоснованными.
Поскольку материалами дела подтверждено, что работодателем истцам дополнительный отпуск предоставлялся исходя из фактически отработанного ею времени за каждый год работы, исключая из подсчета время нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, что является верным и соответствующим указанным правилам предоставления такого отпуска, выводы суда об отсутствии в действиях работодателя нарушений прав истца в данной части являются верными.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отказано в удовлетворении основных требований истца о признании приказа работодателя незаконным и взыскании доплат и компенсационных выплат, выводы об отказе в удовлетворении производных от них требований во взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда и судебных расходов также являются законными и обоснованными.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ачинского городского суда Красноярского края от 24 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3, ФИО2, ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Л.П. Кожевникова
Т.В. Леонтьева