ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-5974/16 от 09.09.2016 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2-5974/16

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 09 сентября 2016 г.

Советский районный суд г. Краснодара в составе

судьи Соловьевой А.Ю.,

при секретаре Дордуля Е.К.,

с участием:

представителя третьего лица - Межрайонной ИФНС № 16 по Краснодарскому краю Дешовой Е.Ю., действующей на основании доверенности № 03-11/07650 от 24.08.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хуаде Р. А. к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛЕСКОМ», Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю (Единый регистрационный центр) о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в ЕГРЮЛ о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью «ЛЕСКОМ»,

установил:

Хуаде Р.А. обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛЕСКОМ» (далее – ООО «ЛЕСКОМ»), Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 (далее – Межрайонной ИФНС № 17) по Пермскому краю (Единый регистрационный центр) о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в ЕГРЮЛ о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о государственной регистрации ООО «ЛЕСКОМ». В обоснование своих требований пояснил, что является единственным собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>/А, помещение 42. Недавно ему стало известно, что юридическое лицо ООО «ЛЕСКОМ» ИНН незаконно использует указанный адрес регистрации в качестве постоянно действующего исполнительного органа. С данным юридическим лицом нет действующих и заключенных договоров аренды нежилых помещений, таким образом, данная организация не располагается в помещении по вышеуказанному адресу. Данный факт ставит под угрозу его репутацию как арендодателя. Добросовестные организации и индивидуальные предприниматели, которые арендуют у него помещения, ставят под сомнение его деловую репутацию. Считает, что запись, внесенная межрайонной ИФНС № 17 по Пермскому краю г. Перми ГРН подлежит отмене, как несоответствующая действующему законодательству и нарушающая его права. Просил признать недостоверными сведения об адресе (месте нахождения) ООО «ЛЕСКОМ» ИНН <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>/А, помещение 42; признать ГРН недействительным; обязать межрайонную ИФНС № 16 по Краснодарскому краю внести в ЕГРЮЛ запись о признании записи ГРН недействительной.

Представитель третьего лица - Межрайонной ИФНС № 16 по Краснодарскому краю в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Истец в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика - ООО «ЛЕСКОМ» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил.

Представитель ответчика - Межрайонной ИФНС № 17 по Пермскому краю в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил.

Согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Так как суду не представлены доказательства уважительности причин неявки в судебное заседание ответчиков, при этом они надлежащим образом был извещены, то суд считает необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит прекращению по следующим основаниям.

Как было установлено в судебном заседании, Хуаде Р.А. является собственником нежилого помещения , назначение: нежилое, площадью 19,5 кв.м, этаж: подвал № -1, расположенного по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <адрес>/А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АМ от 16.12.2013.

Как указал истец в своем исковом заявлении, юридическое лицо ООО «ЛЕСКОМ» ИНН 5902888672 незаконно использует указанный адрес регистрации в качестве постоянно действующего исполнительного органа. С данным юридическим лицом нет действующих и заключенных договоров аренды нежилых помещений, таким образом, данная организация не располагается в помещении по вышеуказанному адресу.

Хуаде Р.А. заявил требования о признании недостоверными сведений об адресе (месте нахождения) ООО «ЛЕСКОМ» ИНН , зарегистрированного по адресу: <адрес>/А, помещение 42; признании ГРН недействительным; обязании межрайонной ИФНС № 16 по Краснодарскому краю внести в ЕГРЮЛ запись о признании записи ГРН недействительной.

Сведения о месте нахождения юридического лица должны содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц, или ЕГРЮЛ (подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

При этом юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (абзац второй пункта 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Указанная правовая позиция также нашла отражение в абзаце 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица».

Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ), для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что представление документов для регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 указанного Федерального закона.

В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Таким образом, обязанность по представлению достоверной информации о юридическом лице (в том числе, о месте его нахождения) возложена Федеральным законом № 129-ФЗ на заявителя.

Кроме того, установленная регистрирующим органом после государственной регистрации изменений в сведениях о юридическом лице недостоверность сведений о его юридическом адресе является административным правонарушением, которое может повлечь привлечение нарушителя к административной ответственности и применение иных, предусмотренных законом способов восстановления достоверности государственного информационного ресурса, каковым является ЕГРЮЛ. В частности, регистрирующий (налоговый) орган вправе обратиться в суд с требованием о принудительной ликвидации такого юридического лица либо, при наличии определенных условий, применить предусмотренную Федеральным законом №129-ФЗ процедуру прекращения правоспособности юридического лица, как недействующего.

Заявляя требование в части возложении обязанности на регистрирующий орган по исключению из ЕГРЮЛ недостоверных сведений об организациях в разделе «адрес (местонахождение)» <адрес>, помещение 42, истец нарушает нормы материального и процессуального права.

Согласно статье 4 Федерального закона № 129-ФЗ, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.

Порядок представления документов для государственной регистрации установлен статьей 9 Федерального закона № 129-ФЗ, в соответствии с пунктом 1.1 которой требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Основанием для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (пункт 1 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ). Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 2 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ).

При несоответствии сведений, содержащихся в государственном реестре, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.

При этом действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусматривает возможности восстановления предыдущих записей и исключение записей из реестра.

При осуществлении государственной регистрации с нарушениями закона оспариванию должны подлежать не действия по внесению в ЕГРЮЛ недостоверных сведений и не запись о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, а решение о государственной регистрации, которое является документом, принимаемым по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов.

Часть 2 статьи 1 Федерального закона № 129-ФЗ закрепляет ключевое понятие Закона - понятие государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которое рассматривается в качестве актов уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемых посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуальных предпринимателей, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ.

Факт государственной регистрации рассматривается в качестве акта уполномоченного органа, причем понятие «акт» имеет в данном случае двойственное значение: с одной стороны, он выступает в качестве юридического факта, порождающего, изменяющего или прекращающего правосубъектность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. С другой стороны, он выступает в качестве правового акта, т.е. акта, документа, несущего в себе указания, обязательства юридического характера, представляя собой внешнее, документальное выражение соответствующих решений, принятых уполномоченными органами, направленное на достижение какого-либо правового результата.

Вместе с тем, согласно положениям части 2 статьи 27, пункта 2 статьи 29 и части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды общей юрисдикции не вправе рассматривать и разрешать дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает особую процедуру рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных и иных органов, наделенных публичными полномочиями.

Правила этой главы являются единственно подходящими для рассмотрения корпоративных споров, связанных с государственной регистрацией юридических лиц (в широком ее понимании нормы части 2 статьи 1 Федерального закона № 129-ФЗ).

Федеральный закон № 129-ФЗ уполномочивает государство в лице регистрирующих органов вносить в реестр сведения не только о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, но и иные сведения о юридических лицах. Согласно пункта 3 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ, в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные записи сохраняются.

Для осуществления государственной регистрации помимо наличия документов - оснований для государственной регистрации уполномоченному на то лицу необходимо обратиться с соответствующим заявлением в установленном законом порядке.

Таким образом, обязание Межрайонной ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю внести в ЕГРЮЛ запись о признании записи, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц недействительной в отношении ООО «ЛЕСКОМ» без представления установленной законодательством о государственной регистрации формы заявления, является неисполнимым.

Включение в ЕГРЮЛ данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона (пункт 6 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 30 июля 2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" указал, что собственник или иной законный владелец объекта недвижимости вправе обратиться в арбитражный суд с исковым требованием к юридическому лицу о прекращении использования соответствующего объекта недвижимости для целей осуществления связи с этим юридическим лицом. Такое требование направлено на устранение нарушения прав собственника (иного законного владельца), не связанного с лишением владения, и подлежит рассмотрению в соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае удовлетворения данного требования в резолютивной части решения суда также указывается на обязанность юридического лица принять необходимые меры к внесению изменений в ЕГРЮЛ в части своего адреса. Непринятие соответствующих мер влечет наступление последствий, связанных с неисполнением судебного решения, например, наложение судебного штрафа (статья 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), однако не может служить основанием для самостоятельного обращения собственника (иного законного владельца) с требованием к регистрирующему органу о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Вместе с тем регистрирующий орган обязан на основании представленного ему вступившего в законную силу решения суда об удовлетворении иска внести в ЕГРЮЛ запись о том, что сведения об адресе юридического лица являются недостоверными, с указанием реквизитов данного судебного решения.

Таким образом, на основании изложенного, судья приходит к выводу о том, что данный спор подведомствен Арбитражному суду Краснодарского края.

В соответствии с абзацем 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 данного Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если: заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

В связи с чем, суд находит основания для прекращения производства по делу.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 220-221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

Производство по делу по иску Хуаде Р. А. к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛЕСКОМ», Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю (Единый регистрационный центр) о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в ЕГРЮЛ о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью «ЛЕСКОМ» - прекратить.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд города Краснодара в течение пятнадцати дней.

Судья Советского

районного суда г. Краснодара А.Ю. Соловьева