ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2-748/20 от 13.04.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 13.04.2021

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Родиной А.К.,

судей Горбуновой О.А., Лезиной Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№2-748/2020 по иску Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 52 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний о возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 52 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области», Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Камышловского районного суда Свердловской области от 04.08.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11.11.2020.

Заслушав доклад судьи Лезиной Л.В. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражения прокурора Таскаевой А.А., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении обязанности на ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства в части ненадлежащих материально-бытовых условий осужденных, возложении обязанности на ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России в случае недостаточности у ФКУ ИК-52 ГУФСИН России собственных денежных средств в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать финансирование вышеуказанных мероприятий.

В обоснование требований указано, что в ходе проведения прокурорской проверки выявлены нарушения действующего федерального законодательства в части создания осужденным надлежащих коммунально-бытовых условий, а именно, общежития отрядов осужденных не оснащены в достаточном количестве унитазами и умывальниками, их количество менее нормы по соотношению с количеством осужденных, содержащихся в этих общежитиях. Кроме того, во всех отрядах (№№ 1-8) отсутствуют следующие помещения: кладовая для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комната быта, постирочная, кладовая для спортинвентаря, комната для хранения хоз.инвентаря. Комнаты для хранения продуктов питания и приема пищи отсутствуют в отрядах №№ 1, 2, 3, 4, 7, 8. Сушилки отсутствуют в отрядах №№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Решением Камышловского районного суда Свердловской области от 04.08.2020 иск прокурора удовлетворен: на ФКУ ИК-52 ГУФСИН России возложена обязанность в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, а именно обеспечить исполнение приказа Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений УИС Минюста России» в части наличия 1 унитаза на 15 человек в общежитиях отрядов №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8; обеспечить исполнение приказа Минюста России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» в части наличия 1 умывальника на 10 человек в общежитиях отрядов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8; оборудовать общежития отрядов №№ 1-8 помещениями: кладовой для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комнатой быта, постирочной, кладовой для спортинвентаря, комнатой для хранения хоз.инвентаря в соответствии с нормами, установленными приказом Минюста России от 27.07.2006 № 512; оборудовать общежития отрядов №№ 1, 2, 3, 4, 7, 8 комнатами для хранения продуктов питания и приема пищи в соответствии с нормами, установленными приказом Минюста России от 27.07.2006 № 512; оборудовать общежития отрядов №№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8 сушилками в соответствии с нормами, установленными приказом Минюста России от 27.07.2006 № 512; на ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области возложена обязанность в случае недостаточности у ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области собственных денежных средств в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу организовать проведение мероприятий по приведению в соответствии с требованиями приказов Минюста России от 27.07.2006 № 512 и от 02.06.2003 № 130-дсп материально-бытового обеспечения осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области путем финансирования, снижения лимита наполняемости учреждения, либо иным образом.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11.11.2020 принят отказ прокурора от части исковых требований к ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, а именно от требований о возложении на ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области обязанности в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, а именно оборудовать общежития отрядов №№ 1-8 помещениями: кладовой для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комнатой быта, постирочной, кладовой для спортинвентаря, комнатой для хранения хоз.инвентаря; оборудовать общежития отрядов №№ 1, 2, 3, 4, 7, 8 комнатами для хранения продуктов питания и приема пищи; оборудовать общежития отрядов №№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8 сушилками в соответствии с нормами, установленными приказом Минюста России от 27.07.2006 № 512. Решение Камышловского районного суда Свердловской области от 04.08.2020 в данной части судебной коллегией отменено; производство по делу по вышеуказанным требованиям прокурора прекращено. В остальной части решение Камышловского районного суда Свердловской области от 04.08.2020 оставлено судом апелляционной инстанции без изменения, апелляционная жалоба ответчиков – без удовлетворения.

В кассационной жалобе заявители ФКУ ИК-52 ГУФСИН по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России просят отменить обжалуемые судебные акты, принять новое решение по делу, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор Свердловской области судебные акты полагает законными и обоснованными, а доводы ответчиков – не подлежащими удовлетворению.

Ответчики ФКУ ИК-52 ГУФСИН по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. На основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что таких нарушений судами не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.

В статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Как установлено судами, ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Учредителем ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области и собственником закрепленного за ним имущества является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний.

На территории ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области расположены общежития для проживания осужденных.

В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что в общежитиях, предназначенных для размещения осужденных, не соответствует установленной норме в отрядах №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8 - количество унитазов, в отрядах №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 - количество умывальников.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции с учетом требований статей 10, 13, 99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», приказов Минюста России, а также исходя из устава исправительной колонии, пришел к выводу о том, что обязанность соблюдения нормы обеспеченности осужденных санитарно-техническим оборудованием лежит на ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области, невыполнение учреждением возложенных законом обязанностей нарушает права и законные интересы неопределенного числа осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области. Основываясь на положениях статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, суд пришел к выводу, что главным распорядителем средств федерального бюджета по осуществлению функций, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, и уполномоченным собственником в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, является ФСИН России, следовательно, при недостаточности у ФКУ ИК-52 средств, ответственность по его обязательствам субсидиарно несет ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области.

Суд апелляционной инстанции согласился с приведенными выводами суда и их правовым обоснованием в части наличии правовых оснований для возложения на ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области обязанности в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, а именно обеспечить исполнение приказа Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений УИС Минюста России» в части наличия 1 унитаза на 15 человек в общежитиях отрядов №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8; обеспечить исполнение приказа Минюста России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» в части наличия 1 умывальника на 10 человек в общежитиях отрядов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Отменяя вышеуказанное решение в части возложения на ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области обязанности в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, а именно оборудовать общежития отрядов №№ 1-8 помещениями: кладовой для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комнатой быта, постирочной, кладовой для спортинвентаря, комнатой для хранения хоз.инвентаря; оборудовать общежития отрядов №№ 1,2,3,4,7,8 комнатами для хранения продуктов питания и приема пищи; оборудовать общежития отрядов №№ 1,3,4,5,6,7,8 сушилками в соответствии с нормами, установленными приказом Минюста России от 27.07.2006 № 512, судебная коллегия суда апелляционной инстанции исходила из поступившего от прокурора заявления об отказе от указанной части исковых требований. Установив, что отказ от исковых требований прокурора в указанной части не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, судебная коллегия приняла указанный отказ и прекратила производство по делу в указанной части.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.

Доводы ответчиков ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области об отсутствии оснований для привлечения их к субсидиарной ответственности проверялись судом апелляционной инстанции и мотивированно отклонены.

С учетом предусмотренной статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» специфики финансирования и ответственности ведомственного казенного учреждения суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что собственником имущества учреждения, в котором допущены нарушения, для устранения которых требуется дополнительное к уже утвержденной бюджетной смете финансирование, является Российская Федерация, которая действует посредством главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств (ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области).

Доводы кассационной жалобы ФКУ ИК-52 ГУФСИН по Свердловской области, ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области о том, что требования приказов ФСИН России от 27.07.2006 № 512 и Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп не распространяются на здания, эксплуатация которых началась до издания приказов, могут применяться только при проектировании, строительстве и реконструкции (капитальном ремонте) зданий исправительной колонии, отмену обжалуемых судебных актов не влекут.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.

Частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации).

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30.08.1955 первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.

В соответствии с нормами, установленными приказом Минюста России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», общежитие для осужденных обеспечивается 1 умывальником на 10 человек (пункт 12 Приложения № 2).

Согласно нормам, определенным приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений УИС Минюста России» (СП 17-02 Минюста России), общежития для осужденных обеспечиваются 1 унитазом на 15 человек.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Суды правомерно исходили из того, что действующие нормы предусматривают высокие требования к обеспечению осужденных, отбывающих наказание, материально-бытовыми условиями, отвечающим требованиям гигиены и санитарии, что не может являться основанием для создания неравных условий для осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до введения в действие вышеуказанных приказов, нарушать их права и законные интересы.

Вопреки доводам жалобы судами исследовались обстоятельства и установлена техническая возможность оборудования зданий учреждения необходимым оборудованием, учтена позиция ответчиков о том, что при уменьшении лимита наполнения исправительного учреждения ФКУ ИК-52 ГУФСИН России по Свердловской области имеется возможность устранить выявленные нарушения законодательства, а именно обеспечить в общежитиях отрядов №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8 наличие 1 унитаза на 15 человек, обеспечить в общежитиях отрядов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 наличие 1 умывальника на 10 человек.

Ссылка ответчиков на противоречие вынесенного решения суда первой инстанции позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 29.05.2020 № 81-КГ20-1, также являлась предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и мотивированно отклонена с учетом изложения указанной позиции в связи с заявлением истцом по делу иных требований, а также различия фактических обстоятельств спора.

Доводы ответчиков о возможности проведения мероприятий по строительству и реконструкции зданий только за счет средств федерального бюджета путем включения объектов в Федеральную целевую программу проверялись судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонены как не свидетельствующие о неправомерности требований прокурора с учетом предусмотренного бюджетным законодательством порядка финансирования обязательств казенного учреждения.

Судами приведенные сторонами доводы и возражения исследованы в полном объеме с указанием в судебных актах мотивов, по которым они приняты или отклонены; выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и предоставленным доказательствам, нормы права применены верно. Предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Камышловского районного суда Свердловской области от 04.08.2020 с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11.11.2020 и указанное апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 52 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области», Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службы исполнения наказаний – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи