ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2|1|-342/2012 от 28.06.2012 Ясненского районного суда (Оренбургская область)

2(1)-342-2012

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

г. Ясный 28 июня 2012 года

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи О.Н.Барышниковой

при секретаре Е.С.Карханиной

с участием истца ФИО1, представителя истца- ФИО2, третьего лица- ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к главе муниципального образования ЗАТО "К"К.Э.М. о признании незаконным бездействия должностного лица и принуждении к исполнению решения Совета депутатов

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к К.Э.М.., в котором указывает, что он исполняет полномочия депутата Совета депутатов муниципального образования ЗАТО "К" Оренбургской области (далее - МО ЗАТО "К").

Согласно ст. 1 Закона Оренбургской области «О статусе депутата представительного органа муниципального образования в Оренбургской области» ему для осуществления местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий. Согласно ст.6. Закона формами депутатской деятельности депутата является участие в заседаниях представительного органа муниципального образования. Согласно ст. 11 Закона он пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом депутатов. Он старается добросовестно работать в Совете, участвует в его заседаниях, принимает участие в голосовании по выносимым на рассмотрение Совета депутатов вопросам.

/дата/. Советом депутатов МО ЗАТО "К" было принято решение № /номер/ «О сокращении аппарата Совета депутатов муниципального образования ЗАТО "К"».

Глава МОК.Э.М., как представитель работодателя был обязан издать распоряжение об увольнении работников аппарата Совета депутатов. Однако К.Э.М., как ему стало известно на судебном заседании Ясненского районного суда /дата/, не то чтобы не оформил распоряжение об увольнении, но и не собирается его издавать. Таким образом, правовой акт Совета депутатов остается до настоящего времени без надлежащего исполнения.

ФИО1 оспаривает в судебном порядке бездействия главы МО, так как считает, что этим бездействием нарушены его права и созданы препятствия к осуществлению им прав депутата представительного органа муниципального образования и созданы препятствия к их осуществлению. У него из-за рассматриваемого примера совсем нет уверенности в том, что решение, которое примет представительный орган МО обязательное для исполнения на территории муниципального образования, будет исполняться главой МО.

ЗАТО "К" голосовал за принятие решения о сокращении аппарата Совета депутатов. Ему не понятны причины неисполнения главой МО данного решения. Он не видит ни одного правового основания описанному бездействию главы МО.

Глава МО не имеет никаких полномочий по принятию единоличного решения в рассматриваемом вопросе. Им проигнорировано решение представительного органа муниципального образования.

Согласно ч.3ст.43 Федерального Закона «Об общих принципах органа местного самоуправления в РФ» представительный орган муниципального образования принимает решения по вопросам организации деятельности представительного органа МО. Решение Совета депутатов о сокращении аппарата Совета депутатов было принято в соответствии с его компетенцией, документально оформлено и является муниципальным правовым актом.

Согласно ч.1ст.2 названного законом муниципальный правовой акт, принятых органом местного самоуправления обязателен для исполнения на территории муниципального образования. Глава МО не исполнил муниципальный правовой акт, и это бездействие не имеет правовых оснований.

Согласно ч.2ст.35 вышеназванного закона утверждение местного бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Решение о бюджете на /дата/ не содержит финансирование сокращенного аппарата Совета депутатов. Бездействие главы МО, заключившееся в не издании распоряжения об увольнении бывших работников аппарата Совета депутатов, ЗАТО "К" рассматривает как посягательство на исключительные полномочия Совета депутатов.

Считает, что оспариваемое бездействием главы МО ЗАТО "К"К.Э.М. совершено в нарушение закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.1, 6, 11 Закона Оренбургской области «О статусе депутата представительного органа муниципального образования в Оренбургской области», ч.1 ст.2, ч.3ст.43, ч.2 ст.35 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Просит признать незаконным бездействие главы МО ЗАТО "К"К.Э.М. заключающееся в неисполнении им решения Совета депутатов МО ЗАТО "К": №/номер/ от /дата/. «О сокращении аппарата Совета депутатов муниципального образования ЗАТО "К"».

Обязать главу МО ЗАТО "К"К.Э.М. в течении 10 дней со дня вступления решения в законную силу: выполнить предусмотренные трудовым законодательством мероприятия по увольнению работников аппарата Совета депутатов по сокращению штата работников организации.

В судебном заседании истец ФИО1 уточнил свои требования и просил суд: признать незаконным бездействие главы МО ЗАТО "К"К.Э.М.., заключившееся в неисполнении им решения Совета депутатов МО ЗАТО "К": №/номер/ от /дата/ «О сокращении аппарата Совета депутатов муниципального образования ЗАТО "К"».

Обязать главу МО ЗАТО "К"ЗАТО "К" выполнить предусмотренные трудовым законодательством мероприятия по увольнению работников аппарата Совета депутатов по сокращению штата работников аппарата Совета депутатов.

И суду показал, что он поддерживает все, что изложено в исковом заявлении. Он обратился в суд как депутат, как гражданин и как представитель граждан. Считает, что его права нарушены неисполнением указанного решения. Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления, и представляет интересы граждан. В регламенте у них указано, что все принятые решения Совета депутатов должны исполняться, и он как депутат представляет интересы граждан, и как гражданин считает, что это решение должно быть исполнено. Его интересы данным бездействием затрагиваются как жителя, так как не выполнение этого решения наносит ущерб муниципальному образованию, и соответственно те расходы, которое несет муниципальное образование, можно было бы избежать. Настаивает на уточненных требованиях.

Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, уточненные требования поддержал и суду показал, что считает это бездействие незаконным. Неисполнением указанного решения нарушаются права граждан. Третьи лица были предупреждены о сокращении, необходимо было решить технический вопрос, вынести соответствующее распоряжение и др. Кроме того, не исполнение решения Совета депутатов МО ЗАТО "К": №/номер/ от /дата/. «О сокращении аппарата Совета депутатов муниципального образования ЗАТО "К"», наносит ущерб казне муниципального образования, поскольку в пользу третьих лиц по решению суда взыскана заработная плата около .... рублей, этим нарушаются права жителей ЗАТО "К", в том числе и права ФИО1

Ответчик – глава МО ЗАТО "К"К.Э.М. в судебное заседание не явился хотя был извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.

Третьи лица- П.Т.В. и депутаты Совета депутатов МО ЗАТО "К" в судебное заседание не явились от них поступили заявления о рассмотрении дела без их участия.

Выслушав истца, его представителя, заинтересованное лицо, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ в случаях, предусмотренных ГПК РФ, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из копии удостоверения депутата /номер/ на имя ФИО1 видно, что он является избранным депутатом Совета депутатов МО ЗАТО "К".

В соответствии со статьей46 Конституции Российской Федерации и главой25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом.

Применительно к правилам производства по делам об обжаловании в суд действий государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, приведенные выше общие положения гражданского судопроизводства, урегулированы главой25 ГПК РФ, в соответствии с которой, судебному обжалованию подлежат такие действия, в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как установлено в судебном заседании депутат Совета депутатов ЗАТО "К" ФИО1 обратился в суд без законных к тому оснований, поскольку заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц лицом, которому законом такое право не предоставлено. Не наделен ФИО1 также правом представлять интересы Совета депутатов и совершать от его имени необходимые процессуальные действия, как и правом на обращение в суд.

Статус заявителя как депутата определен в его заявлении.

Действующее законодательство не предоставляет депутату органа местного самоуправления права на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан или выборного органа местного самоуправления.

Согласно п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. №2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций - не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий (например, оспаривание органом местного самоуправления отказа регистрирующего органа в государственной регистрации устава муниципального образования или нарушения срока такой регистрации).

Таким образом, исходя из изложенных положений Конституции Российской Федерации, норм гражданского судопроизводства следует вывод о том, что суд возбуждает гражданское дело по заявлению гражданина о защите своих прав, свобод и охраняемых законом интересов, или прав и интересов других лиц, если такое право ему предоставлено законом.

Право депутата представительного органа на обращение в суд с заявлением в защиту государственных и общественных интересов законом не предусмотрено.

Конституцией Российской Федерации, Гражданским Процессуальным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами депутату органа местного самоуправления не предоставлено право обращения в суд с заявлениями в защиту прав, свобод или законных интересов граждан или выборного органа местного самоуправления.

Ссылка истца на его права как гражданина, на участие в самоуправлении также не состоятельна, поскольку конкретному гражданину, законом не предоставлено право выступать от имени неопределенного круга лиц.

Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов

В силу ст.4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

Довод ФИО1 в том, что он обратился в суд и как гражданин, поскольку неисполнение решения Совета депутатов МО ЗАТО "К": №/номер/ от /дата/. «О сокращении аппарата Совета депутатов муниципального образования ЗАТО "К"» затрагивает его интересы как жителя ЗАТО "К", несостоятелен, поскольку какие -либо права, свободы и законные интересы истца указанное неисполнение решения СД не затрагивает, поскольку вопрос стоит о нарушении прав третьих лиц – ФИО3 и П.Т.В., которые были предупреждены о сокращении штата, но до настоящего времени по ним вопрос не решен, и кроме того, каким образом нарушаются интересы истца в связи с не сокращением ФИО3 и П.Т.В. в суде им пояснено не было.

Выступать как гражданин от имени конкретных граждан возможно только на основании надлежаще оформленной доверенности, в соответствии со ст. 185 ГК РФ.

В силу статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

В силу абз. 1 ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст.134 указанного Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 134, 220 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Производство по гражданскому делу по иску ФИО1 к главе муниципального образования ЗАТО "К"К.Э.М. о признании незаконным бездействие главы МО ЗАТО "К"К.Э.М. заключившееся в неисполнении им решения Совета депутатов МО ЗАТО "К": №/номер/ от /дата/. «О сокращении аппарата Совета депутатов муниципального образования ЗАТО "К"» и обязании главы МО ЗАТО "К" Э.К.Э.М. выполнить предусмотренные трудовым законодательством мероприятия по увольнению работников аппарата Совета депутатов по сокращению штата работников аппарата Совета депутатов, прекратить.

На определение может быть подана частная жалоба путем подачи жалобы через Ясненский районный суд Оренбургской области в течение 15 дней со дня его вынесения.

Судья : подпись. Определение вступило в законную силу 14.07.2012 года

: подпись. Определение вступило в законную силу 14.07.2012 года

: подпись. Определение вступило в законную силу 14.07.2012 года