Дело №2а-48/2018
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Казариновой А.А.,
при секретаре судебного заседания Майер О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к муниципальному образованию Советский район в лице администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании постановления о приостановлении выплаты вознаграждения приемным родителям,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к муниципальному образованию Советский район в лице администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании постановления о приостановлении выплаты вознаграждения приемным родителям. В обосновании заявленных требований истцы указали, что являются приемными родителями, опекунами, исполняющими свои обязанности возмездно на условиях создания приемной семьи несовершеннолетних: П.Д.Г., (дата) рождения (администрация города (наименование) Постановление (номер) от (дата), Администрация (наименование) Постановление (номер) от (дата)); П.Д.П., (дата) рождения (Управление социальной политики (наименование) Приказ (номер) от (дата)); П.Н.Е., (дата) рождения (Управление социальной политики (наименование) Приказ (номер) от (дата)).
В период с (дата) по (дата)П.Д.Г., П.Д.П. и П.Н.Е. находились в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении (наименование), участвовали в четвертом этапе Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские спортивные игры». Постановлением (номер) от (дата) администрации Советского района истцы были лишены выплат вознаграждения приемным родителям, при этом Департамент социального развития администрации Советского района письменно не известил истцов о приостановлении выплат. Считая указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, истцы указали, что решение о приостановлении выплаты вознаграждения приемным родителям принято на основании Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2009 №86-ОЗ «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», статьей 10 которого установлено, что выплата вознаграждения приемным родителям приостанавливается на период временного пребывания подопечного в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения получения образования и (или) временного проживания подопечного в течение периода, когда приемный родитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного.
Ни одного из указанных обстоятельств в совокупности при нахождении П.Д.Г., П.Д.П. и П.Н.Е. в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении (наименование), в связи с участием в четвертом этапе Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские спортивные игры» не имеется и не может быть расценено как невозможность приемных родителей осуществлять свои обязанности в отношении детей и служить основанием для приостановления выплаты.
Поскольку никакого образования дети в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении (наименование) не получали, в соответствии с п. 2.1 заключенных договоров «О приемной семье», приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя), и при временном отсутствии подопечного в месте жительства в частности в связи с обучением или пребыванием в медицинской организации, не прекращается осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна или попечителя в отношении подопечного, просят признать Постановление администрации Советского района от (дата)(номер) «О приостановлении выплаты вознаграждения приемным родителям» незаконным, обязать административного ответчика отменить указанное постановление и выплатить вознаграждение приемным родителям в размере 45117 руб. 60 коп. в пользу каждого административного истца.
В судебное заседание стороны и их представители не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что (дата) постановлением главы администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (номер) «О приостановлении выплаты вознаграждения приемным родителям» административным истцам ФИО1 и ФИО2 на период с (дата) по (дата) приостановлена выплата вознаграждения приемным родителям в связи с нахождением их воспитанников - несовершеннолетних П.Д.Г., П.Д.П. и П.Н.Е. в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении (наименование) и участием в четвертом этапе Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские спортивные игры».
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского судопроизводства.
Исходя из заявленных исковых требований, суд приходит к выводу, о том, что данные требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку оспариваемое постановление органа местного самоуправления - администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры связано с правовыми отношениями, регулируемыми Семейным кодексом Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, то есть фактически имеет место спор о праве истцов на получение выплаты вознаграждения приемным родителям в период с (дата) по (дата). Кроме того, истцами заявлены требования о взыскании сумм не выплаченных им за указанный период вознаграждений.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что заявленные административными истцами требования не могут быть рассмотрены по правилам КАС РФ.
В соответствии с положениями статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 4 ст. 1 КАС РФ не подлежат рассмотрению в порядке, установленном данным Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) предусмотрено, что суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Судом также учитывается, что по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
Согласно п. 1 ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.
Исходя из данных правовых норм и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, проверка законности оспариваемого истцами постановления главы администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, затрагивающего права и законные интересы истцов, не может производиться в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений, в порядке административного судопроизводства.
В связи с этим, суд приходит к выводу о неверно выбранном виде судопроизводства, в связи с чем производство по административном делу полежит прекращению. При этом следует указать, что прекращение производства по данному административному делу не препятствует обращению истцов с указанными требованиями в суд для защиты своих прав в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с положениями подп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная истцом ФИО1 государственная пошлина, подлежит возврату полностью.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 194, п. 1 ч. 1 ст. 128, ст. 198-199 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по административному делу №2а-48/2018 по административному иску ФИО1, ФИО2 к муниципальному образованию Советский район в лице администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании постановления о приостановлении выплаты вознаграждения приемным родителям, - прекратить.
Обязать получателя платежа - УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (Межрайонная ИФНС России №4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) возвратить административному истцу ФИО1 государственную пошлину, уплаченную при подаче административного искового заявления в суд в размере 300 (триста) рублей чек-ордером от (дата), уникальный (номер).
Разъяснить административным истцам, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Разъяснить административным истцам, что прекращение производства по данному делу не препятствует их обращению с указанными требованиями в суд для защиты своих прав в порядке гражданского судопроизводства.
Частная жалоба может быть подана в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции.
Федеральный судья А.А. Казаринова