ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-1100/2022 от 11.08.2022 Апатитского городского суда (Мурманская область)

Адм.дело № 2а-1100/2022

УИД 51RS0007-01-2022-001953-62

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 августа 2022 года город Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Т.В.,

при секретаре Садыриной К.Н.,

с участием административного истца Семенова А.И.,

представителя административного ответчика Минеевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Семенова Анатолия Ивановича к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №8 по Мурманской области о возврате излишне уплаченного транспортного налога,

УСТАНОВИЛ:

Семенов А.И. обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №8 по Мурманской области о возврате излишне уплаченного транспортного налога.

В обоснование административного иска указывает, что 6 мая 2022 года обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного транспортного налога. Решением от 16 мая 2022 года ему отказано в возврате 10327 рублей 67 копеек.

Просит восстановить срок в связи с утратой возможности на возврат транспортного налога, взыскать с административного излишне уплаченный транспортный налог в размере 10327 рублей 67 копеек.

Административный истец в судебном заседании поддержал требования, пояснил, что переплата по налогу образовалась при уплате транспортного налога в 2016 году в МИФНС России №2 Новгородской области, не возражал против замены ответчика и передаче дела на рассмотрение п подсудности по месту нахождения административного ответчика.

Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснила, что транспортный налог уплачивается налогоплательщиком в бюджет субъекта, в данном случае транспортный налог был уплачен административным истцом в Новгородской области, также пояснила, что перерасчет был произведен МИФНС России № 2 по Новгородской области в 2018 году, поскольку административным истцом не оспаривается решение, действие (бездействие) ответчика, вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика и передаче дела на рассмотрение по подсудности оставляет на усмотрение суда.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет такую задачу административного судопроизводства как обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1 статьи 3) и гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 4). В целях реализации указанного права во второй главе Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплена подсудность административных дел судам.

Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 декабря 2016 года N 88-КГ16-13, в случае заблуждения административного истца относительно того, кто должен быть административным ответчиком по его административному иску, суд вправе по собственной инициативе произвести замену ненадлежащего административного ответчика надлежащим.

Разрешение вопроса о выборе надлежащего административного ответчика по административному делу зависит от установления и исследования фактических обстоятельств административного дела.

Как следует из материалов дела, 21.11.2016 административным ответчиком был уплачен транспортный налог в МИФНС России №2 по Новгородской области. В результате произведенного указанным налоговым органом перерасчета образовалась переплата.

Поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что надлежащим административным ответчиком является юридическое лицо - МИФНС России №2 по Новгородской области, находящееся по адресу: Новгородская область, г. Старая Русса, Старорусский район, пл. Соборная, д.1, судом в судебном заседании на обсуждение был поставлен вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика и передаче дела по подсудности по месту его нахождения.

В судебном заседании административный истец не возражал против замены ненадлежащего ответчика МИФНС России № 8 по Мурманской области надлежащим – МИФНС России №2 по Новгородской области и передаче дела по подсудности, в связи с чем, суд приходит к выводу о замене ненадлежащего административного ответчика надлежащим.

В силу ч. 1 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями также может подаваться в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом (часть 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), при этом право выбора между несколькими судами, которым подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.

Вместе с тем, из содержания административного искового заявления следует, что административным истцом требование об оспаривании решения, действий (бездействий) налогового органа не заявлено, в связи с чем, дело подлежит рассмотрению по месту нахождения административного ответчика.

В соответствии со ст. 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

Место нахождения административного ответчика МИФНС России № 2 по Новгородской области является Новгородская область, г. Старая Русса, Старорусский район, пл. Соборная, д.1.

Указанная территория относится к территориальной юрисдикции Старорусского районного суда Новгородской области по адресу: 175200, г. Старая Русса, ул. Трибуны, д. 4.

При таких обстоятельствах, передача данного административного дела на рассмотрение другого суда не нарушает прав истца и положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд приходит к выводу о передаче дела по административному иску Семенова Анатолия Ивановича о возврате излишне уплаченного транспортного налога по подсудности в Старорусский районный суд Новгородской области.

Руководствуясь статьями 22, 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Произвести в административном деле по административному иску Семенова Анатолия Ивановича к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №8 по Мурманской области о возврате излишне уплаченного транспортного налога замену ненадлежащего ответчика Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы России №8 по Мурманской области на надлежащего Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы России №2 по Новгородской области.

Административное дело по административному иску Семенова Анатолия Ивановича к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №2 по Новгородской области о возврате излишне уплаченного транспортного налога передать по подсудности для рассмотрения по существу в Старорусский районный суд Новгородской области, расположенный по адресу: 175200, г. Старая Русса, ул. Трибуны, д. 4.

На определение может быть подана частная жалоба в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд в течение 15 дней со дня вынесения определения.

Председательствующий Т.В.Ткаченко