ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-1111/2016 от 22.09.2016 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2А-1111/2016

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Приморско-Ахтарск 22 сентября 2016 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе :

судьи Кобзева А.В.,

при секретаре Мальцевой Е.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-1111/2016 по административному исковому заявлению Крпуглов Г.Р. к филиалу ФГБУ «Федеральной Кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю о признании решения филиала ФГБУ «Федеральной Кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю незаконным,

у с т а н о в и л:

Круглов Г.Р. обратился в Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к филиалу ФГБУ «Федеральной Кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю о признании решения филиала ФГБУ «Федеральной Кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> незаконным.

Как следует из административного искового заявления - Круглов Г.Р. на основании договора купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ. и свидетельства о государственной регистрации права серии , является собственником земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером .

При межевании земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, кадастровым инженером ФИО3 была выявлена кадастровая ошибка в первоначальном определении координат характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, а так же выявлено, что происходит пересечение границ земельного участка с кадастровым номером и домовладения расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с требованиями Закона о кадастре было подготовлено постановление администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района от 04.07.2016 года г. № 921 «О внесении изменений в постановление главы администрации Приморско-Ахтарского городского округа» и было проведено повторное согласование местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:25:0101087:7 - граница от точки н1 до точки 2 не подлежит согласованию, так как земельный участок граничит с землями общего пользования; границы от точки 2 до точки н1, от точки 3 до точки 4 не подлежат согласованию, так как границы ранее уточнены и согласованы, при проведении кадастровых работ не изменились; граница от точки н1 до точки 3 согласована в индивидуальном порядке по границе проходит ограждение (забор); граница от точки 4 до точки 1 согласована в индивидуальном порядке с собственником смежного земельного участка, по границе проходит ограждение (забор); граница от точки н1 до точки н1.

Кругловым Г.Р. было подано заявление в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю с приложением межевого плана в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка в связи с допущенной кадастровой ошибкой при его формировании.

Решением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КК от ДД.ММ.ГГГГКрпуглов Г.Р. было отказано в учете изменений объекта недвижимости.

Считает причины отказа необоснованными и незаконными, так как межевой план составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Кроме того, в решении филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ указано, что «при нанесении границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, описанных в разделе "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" представленный Межевой план пересекает границу земельных участков с кадастровыми номерами и .

На основании изложенного просит суд: признать решение филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ не законным; обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КК осуществить государственный кадастровый учет сведений об изменении описания местоположения границ земельного участка в связи с допущенной кадастровой ошибкой при его формировании относительно земельного участка с кадастровым номером на основании представленного межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из письменных возражений административного ответчика - кадастровой ошибкой в соответствии со ст. 28 ФЗ № 221 от 24.07.2007г «О государственном кадастре недвижимости» является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН. Исправление кадастровой ошибки осуществляется исключительно кадастровым инженером - лицом подготовившим документ о межевании (Межевой план). Ответственность за отражение в документе о межевании сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка несет кадастровый инженер. Орган кадастрового учета не наделен полномочиями по межеванию земельных участков; по проверке достоверности и правильности определения кадастровыми инженерами местоположения границ земельных участков и соответствия информации, внесенной в межевой план, фактической ситуации на местности; не осуществляет надзор за деятельностью кадастровых инженеров, а также не имеет права самостоятельно вносить изменения по исправлению кадастровой ошибки.

Исправленные сведения о местоположении границ ранее учтенного земельного участка вносятся в ГКН на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка, от собственника такого участка (п.1, 3 ст.20 Закона) и Межевого плана, содержащего в том числе, заключения кадастрового инженера, обосновывающее вывод о наличии ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, а также акт согласования местоположения границы ранее учтенного земельного участка, в местоположение границы которого выявлена ошибка. Акт согласования, это обязательная часть межевого плана, которая должна быть в его составе независимо от того, на основании каких документов происходит внесение изменений в сведения ГКН, в том числе при наличии решения суда.

Процедура внесения изменений в сведения ГКН по земельным участкам, в которых обнаружены ошибки в части местоположения границ, либо исправления кадастровых ошибок проводится согласно Закону о кадастре и Приказа Минэкономразвития «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» от 24.11.2008г. № 412.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, г Приморско-Ахтарск, <адрес>, были внесены в государственный кадастр недвижимости в точном соответствии с картой (план) границ земельного участка, утвержденного начальником территориального отдела по Брюховецкому и <адрес>м Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по <адрес>.

С заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ обратился Крпуглов Г.Р., предоставив межевой план, подготовленный в результате кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

При рассмотрении Межевого плана от 11.07.2016г., предоставленного совместно с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости было выявлено, что местоположение границ земельного участка значительно изменилось и не соответствует местоположению границ земельного участка, содержащегося в государственном кадастре недвижимости и соответственно в карте (план) границ земельного участка, утвержденного начальником территориального отдела по Брюховецкому и Приморско-Ахтарскому районам Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю, в связи с чем исправление кадастровой ошибки путем изменения местоположения границ и конфигурации земельного участка с кадастровым номером не представляется возможным.

Постановление администрации Приморско-Ахтарского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, включенное в состав приложения межевого плана, не подтверждает наличие ошибки в документах, на основании которых сведения о местоположении границ земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.

Кроме того, по сведениям государственного кадастра недвижимости собственниками земельного участка с кадастровым номером являются ФИО4 и ФИО5, но согласования местоположения границы земельного участка, произведено только с ФИО4

В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре, при уточнении границ земельного участка, их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Конфигурация, площадь и описание местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 23:25:0101087:7 полностью соответствуют сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости.

Стороной не указана ни одна норма закона, которая была бы нарушена вынесенным решением.

Таким образом, утверждение о незаконности решения учреждения является ошибочным, а действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю являются законными и обоснованными.

Административный ответчик считает, что речь идет об исправлении кадастровой ошибки, что по сути относятся к требованиям об установлении границ земельного участка, которые должны рассматриваться в порядке ст.ст. 131, 132 ГПК в порядке искового производства.

Исходя из вышеизложенного, просит суд в удовлетворении заявленных требований в части признания решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным - отказать. В части обязания исправить кадастровую ошибку в сведениях ГКН прекратить производство по основаниям, указанным в ст. 194 КАС РФ.

Суд, исследовав материала дела, пришел к выводу о прекращении производства по административному исковому заявлению на основании следующего.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом Круглов Г.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к филиалу ФГБУ «Федеральной Кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в учете изменений объекта недвижимости. В обосновании своих требований Круглов Г.Р. указал, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. и свидетельства о государственной регистрации права серии 23-АБ , является собственником земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером .

При сравнении кадастрового плана территории, полученного из Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес><данные изъяты> и данных полученных в результате измерений кадастровым инженером выявлено, что имеются несоответствия фактического прохождения (землепользования) границ смежных земельных участков, а так же происходит пересечение границ земельного участка с кадастровым номером и домовладения расположенного по адресу: <адрес>.

С заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимого имущества обратился Круглов Г.Р., предоставив межевой план, подготовленный в результате кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 28 ФЗ № 221 от 24.07.2007г. «о государственном кадастре недвижимости» ошибка в документе, на основании которого вносились, сведения в государственный кадастр недвижимости, квалифицируется как кадастровая ошибка. В таком случае кадастровая ошибка подлежит исправлению на основании документов, подтверждающих наличие ошибки в документах, на основании которых сведения местоположении границ и / или площади вносились в ГКН, содержащие, в том числе ведения определяющие местоположение границ земельного участка.

Частью 3 статьи 25 ФЗ № 221 от 24.07.2007г. «о государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о кадастре требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях: при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности; - при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.

Как следует из материалов дела, сведения о местоположении границ земельного участка по адресу: <адрес> внесены в государственный кадастр недвижимости в точном соответствии с картой (план) границ земельного участка, утвержденного начальником территориального отдела по Брюховецкому и Приморско-Ахтарскому районам Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.

При рассмотрении Межевого плана от 11.07.2016г., предоставленного совместно с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости было выявлено, что местоположение границ земельного участка значительно изменилось и не соответствует местоположению границ земельного участка, содержащегося в государственном кадастре недвижимости и соответственно в карте (план) границ земельного участка, утвержденного начальником территориального отдела по Брюховецкому и Приморско-Ахтарскому районам Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю, в связи с чем исправление кадастровой ошибки путем изменения местоположения границ и конфигурации земельного участка с кадастровым номером не представляется возможным.

Постановление администрации Приморско-Ахтарского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, не подтверждает наличие ошибки в документах, на основании которых сведения о местоположении границ земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об установлении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Предмет регулирования КАС РФ определен в статье 1, согласно части 1 которой Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В силу части 4 статьи 1 КАС РФ не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

Статьей 22 ГПК РФ предусмотрена подведомственность гражданских дел. Исходя из пункта 1 части 1 данной статьи суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Из основания и предмета административного искового заявления следует, что Круглов Г.Р. ссылаясь на нормы, регулирующие порядок определения местоположения границ земельного участка, не согласен с местоположением границ земельного участка, которые значительно изменились и не соответствует местоположению границ земельного участка, содержащегося в государственном кадастре недвижимости и соответственно в карте (план) границ земельного участка, утвержденного начальником территориального отдела по Брюховецкому и Приморско-Ахтарскому районам Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.

Постановлением администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г. «О внесении изменений» внесены изменения в постановление главы администрации Приморско-Ахтарского городского округа Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении площади земельного участка при домовладении в <адрес>». Утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 266 кв. м по адресу <адрес> по фактически сложившимся границам и обмеру его в натуре.

При этом, указанное выше постановление, не подтверждает наличие ошибки в документах, на основании которых сведения о местоположении границ земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.

Кругловым Г.Р. было проведено повторное согласование местоположения границ земельного участка с кадастровым номером в индивидуальном порядке с собственником смежного земельного участка. Согласно сведений государственного кадастра недвижимости собственниками земельного участка с кадастровым номером являются ФИО4 и ФИО5 однако местоположение границ согласовано только с ФИО4

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии спора о границе земельного участка с кадастровым номером

Административный истец, обратился в суд с требованиями, которые должны быть разрешены в порядке гражданского судопроизводства, поскольку между Кругловым Г.Р. и собственниками смежного земельного участка, а не филиалом ФГБУ «Федеральной Кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю возник спор о праве.

При таком положении, учитывая, что иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество, суд приходит к выводу о том, что в рамках заявленных требований подлежат защите гражданские права. Следовательно, возникший спор о правах на земельный участок подлежит рассмотрению в ином судебном порядке (по правилам искового производства).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

При таких обстоятельствах производство по административному делу по административному исковому заявлению Круглова Г.Р. к филиалу ФГБУ «Федеральной Кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю о признании решения филиала ФГБУ «Федеральной Кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю незаконным, - подлежит прекращению, поскольку административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства так как рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Руководствуясь ст. ст. 194, 222 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л:

Производство по административному делу по административному исковому заявлению Крпуглов Г.Р. к филиалу ФГБУ «Федеральной Кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю о признании решения филиала ФГБУ «Федеральной Кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю незаконным, - прекратить.

Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в Краснодарский краевой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в 15-ти дневный срок со дня его вынесения.

Судья Приморско-Ахтарского

районного суда А.В. Кобзев