Дело № 2а-138/2018
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
п.Тикси 27 ноября 2018 года
Булунский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Мазукова А.С., единолично, при секретаре судебного заседания Белолюбской О.Р., с участием административного истца Ш.Н.С., административного ответчика начальника муниципального казенного учреждения «Управлении образования» муниципального образования «Булунский улус(район)» В.М.Д., представителя административного ответчика К.Е.П., действующего по доверенности от -дата-,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш.Н.С. к начальнику муниципального казенного учреждения «Управлении образования» муниципального образования «Булунский улус(район)» В.М.Д. о признании незаконной справки комиссии служебной проверки по коллективной жалобе учителей Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Арктическая гимназия» от -дата-,
У С Т А Н О В И Л:
Ш.Н.С. обратилась в суд с административным иском о признании незаконной справки комиссии служебной проверки по коллективной жалобе учителей Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Арктическая гимназия» от -дата-.
В обосновании требований указывает, что -дата- между ней и Администрацией МО «Булунский улус(район)» РС(Я) заключен трудовой договор, согласно которого она принята на должность директора МБОУ «Арктическая гимназия». -дата- она получила справку комиссии МКУ «Управления образования» по итогам служебной проверки от -дата-.
Считает данную справку незаконной и подлежащей отмене в связи с тем, что на момент проверки она находилась в отпуске, о проведении проверки не уведомлена, у нее не имелось возможности предоставить комиссии объяснение и заявлять ходатайства. Комиссия без согласия работников гимназии завладела личными данными сотрудников, чьи фамилии указаны в справке и занимались обработкой персональных данных. Книги приказов по личному составу и основной деятельности Арктической гимназии, личные дела Ш.Л.Б., Ш.Ю.А., М.М.В., указанные в справке Управления образования с июля 2018 года находятся в полиции -адрес-. С 2006 по -дата- гг. в МБОУ «_________4 гимназия» работала собственная бухгалтерия, которая не зависела от бухгалтерии управления образования. _________4 гимназия как юридическое лицо самостоятельно решало финансовые и хозяйственные вопросы при участии общественной организации родителей – Управляющего Совета Арктической гимназии.
Проверка должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от -дата- № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о её проведении. Служащий в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействия) гражданских служащих, проводящих служебную проверку; ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением другими материалами служебной проверки. В письменном заключении по результатам проверки указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; предложения о применении к служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщаются к личному делу. Согласно письма Минобразования РФ №___ «О введении в действие Инструкции о порядке инспектирования» руководитель проверяемой организации вправе: непосредственно присутствовать при осуществлении проверки; давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки. Просит суд признать незаконной и отменить справку комиссии МКУ «Управления образования» по итогам служебной проверки деятельности директора МБОУ «Арктическая гимназия» Ш.Н.С.
В судебном заседании административный истец Ш.Н.С. оспаривает справку комиссии по итогам служебной проверки по коллективной жалобе учителей МБОУ «_________4 гимназия» от -дата-, поддержала требования, изложенные в заявлении и пояснила, что по прибытии из отпуска -дата-г. ознакомлена с проектом справки по результатам проверки, 16 октября ознакомлена со справкой от -дата-г., -дата-г. от нее потребовали объяснение. -дата- письменно обращалась, просила управление образование ознакомить с жалобой и приложениями, ей отказали. Комиссия работала в её отсутствие незаконно, считает, что ей не предоставили возможность привести свои доводы, дать пояснение в ходе проверки, а не по итогам, поэтому справка носит дискриминационный характер. Комиссия не разобралась, много информации недостоверной, считает, что с работой комиссии не ознакомлена. По итогам проверки в справке в пункте 2 указано, что директор Ш.Н.С. в сложившейся ситуации не имеет морального права управлять коллективом Гимназии; в пункте 3, ходатайствовать перед Учреждением об освобождении Ш.Н.С. с занимаемой должности директора МБОУ «_________4 гимназия» и считает, что справка является основанием для расторжения с ней трудового договора -дата-. Сделали все возможное, чтобы уволить. Управление образования организовали необоснованную проверку, внесли в справку необоснованные пункты, чем нанесли ей оскорбление.
Административный ответчик начальник МКУ «Управлении образования» МО «Булунский улус(район)» В.М.Д. в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями в полном объеме и пояснила, что по результатам проверки управление образования дали ответ по жалобе учителям, именно А.А.В., учителю _________4 гимназии. Справку передали Главе МО «Булунский улус(район». Управление Образования не ходатайствовало об увольнении истца, поэтому последствий от её результатов для трудовой деятельности Ш.Н.С. не было, справка не повлияла на расторжение трудового договора Ш.Н.С. с учредителем.
Представитель административного ответчика по доверенности К.Е.П. пояснил в судебном заседании, что на основании коллективного обращения педагогических работников МБОУ «_________4 гимназия» от 11.09.2018г., поступившее в МКУ «Управление образования» 17.09.2018г., руководителем МКУ «Управление образования» 17.09.2018г. издан приказ за №___-од в соответствии с которым сформирована комиссия из соответствующих специалистов для проведения служебной проверки в отношении директора МБОУ «_________4 гимназия» Ш.Н.С. по фактам, изложенным в обращении. Комиссией проведена проверка по результатам которой была составлена справка от 11.10.2018г. Проверка была проведена в отсутствие Ш.Н.С. В период проверки Ш.Н.С. находилась в очередном отпуске, по выходу из отпуска ей была вручена справка от 11.10.2018г. и истребовано объяснение. Объяснение по доводам и результатам проведенной проверки Ш.Н.С. в МКУ «Управление образования» представлено не было. Ш.Н.С. являясь директором муниципального образовательного учреждения не обладала статусом государственного служащего. При проведении проверки организационно – распорядительные документы были истребованы у исполняющей обязанности директора МБОУ «_________4 гимназия» в установленном законом порядке. Проверка проводила на основании Федерального закона от -дата- N 59-ФЗ (ред. от -дата-) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Устава МКУ «Управление образования», нарушений законодательства при проведении проверки не допущено. Просит суд в удовлетворении требований административного искового заявления Ш.Н.С. о признании незаконной справки по результатам проверки от -дата-г. – отказать.
Суд заслушав административного истца, административного ответчика, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 1 и 9 Федерального закона от -дата- N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, данные обращения, подлежит обязательному рассмотрению.
Из ст. 10, 12 указанного закона следует, что должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, поступившее должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с п. 2.2.3, -дата-, 2.3.3 Устава МКУ «Управление образования» принятого на общем собрании коллектива МКУ «Управление образования» и утвержденного Главой МО «Булунский улус(район)» -дата-, на МКУ «Управление образования» возложены функции: осуществления контроля за исполнением бюджетной и финансовой дисциплины муниципальными образовательными учреждениями; проведение в муниципальных образовательных учреждениях контрольно-ревизионной работы. МКУ «Управление образования» вправе проводить в муниципальных образовательных учреждениях контрольно-ревизионную работу, проверку состояния бухгалтерского учета и отчетности, осуществлять внутриведомственный финансовый контроль, в том числе за целевым расходованием средств, выделяемых из местного бюджета; запрашивать и получать в установленном порядке от муниципальных образовательных учреждений необходимую информацию о состоянии образовательного процесса; осуществлять иные полномочия в соответствии с уставными целями.
В судебном заседании установлено, что Ш.Н.С. по распоряжению №___ от -дата- Администрации МО «Булунский улус(район)» назначена на должность директора ТСШ №___ с -дата-(л.д.13). Согласно Трудового договора на неопределенный срок от -дата- между Ш.Н.С. с Администрацией МО «Булунский улус(район)» и распоряжения Главы администрации МО «Булунский улус(район)» №___ от 28.12.2011г., она принята в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «_________4 гимназия» Республики Саха(Якутия) на должность директора(л.д.6-11,14). -дата- указанный трудовой договор расторгнут.
Согласно приказа начальника МКУ «Управление образования» МО Булунский улус(район)» от -дата-г. Ш.Н.С. с 20 августа по -дата- находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске и отпуске без сохранения заработной платы(л.д.12). -дата- начальнику МКУ «Управления образования» поступило обращение учителей МБОУ «_________4 гимназия» С.А.А., С.Е.О., А.А.В., П.О.А., Б.Н.Э., О.Е.Н., Д.Т.Ю., Ф.С.В. о сложившейся крайне тяжелой психологической обстановке в гимназии. Просят провести проверку.
Согласно приказа начальника МКУ «Управление образования» МО Булунский улус(район)» №___-од от -дата-г. на основании письма обращения коллектива МБОУ «Арктическая гимназия» от -дата-г. провести служебную проверку в отношении директора МБОУ «_________4 гимназия» Ш.Н.С. по фактам изложенным в жалобе.
Создать комиссию в составе председателя начальника МКУ «Управления образования» В.М.Д.; зам.председателя гл.специалиста (юрист) МКУ «Управления образования» К.Е.П.; членов комиссии А.Н.П., гл. бухгалтера МКУ «Управления образования», А.М.М., экономиста бухгалтерии МКУ «Управления образования», В.Е.П., вед специалиста по ОУ бухгалтерии, М.А.А., и.о. гл.специалиста по кадрам МКУ «Управления образования». Комиссии предоставить письменное заключение коллективу МБОУ»_________4 гимназия» в срок до -дата-г.
В соответствии с запросом за исх.№___ от 18.09.2018г., №___ от 20.09.2018г. и.о.директору МБОУ»_________4 гимназия» Г.Е.В. в связи с обращением учителей просит предоставить Коллективный договор, личные дела на сотрудников М.М.В., Ш.Л.Б., приказы за декабрь 2015г. о стимулирующих выплатах; предоставить объяснительные К.И.П., по исчезновению рабочего компьютера и других документов в период её исполнения и.о.директора. Предоставить письменные объяснения завхозов О.Е.Н., О.А.А., о выполнении функциональных обязанностей рабочего Е.И.А..
Согласно справке по итогам проверки правомерности действий директора МБОУ «_________4 гимназия» Ш.Н.С. от -дата-г. комиссией рекомендовано устранить выявленные нарушения.
Выводы комиссии по справке комиссии МКУ «Управления образования» по итогам служебной проверки по коллективной жалобе учителей МБОУ «_________4 гимназия» от -дата-: 1) по результатам проверки Комиссии МКУ «Управление образования» выяснилось, что в действиях директора учреждения Ш.Н.С. было допущено злоупотребление служебными полномочиями, использование в личных целях служебного положения, что привело к серьезным, в течении длительного времени, систематическим финансовым нарушениям, нарушениям в планировании финансово-хозяйственной деятельности, целевого и эффективного расходования бюджетных средств в личных целях; 2) директор Ш.Н.С. в сложившейся ситуации не имеет морального права управлять коллективом гимназии; 3) ходатайствовать перед Учредителем ОУ об освобождении Ш.Н.С. с должности директора МБОУ «_________4 гимназия»; 4) материалы, выявившие грубейшие финансовые нарушения направить в правоохранительные органы для проведения процессуальной проверки(л.д.16-23).
Суд не находит нарушений при рассмотрении жалобы должностным лицом начальником МКУ «Управление образования» В.М.Д., заявление по коллективной жалобе учителей Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «_________4 гимназия» от -дата- рассматривалось в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ от -дата- «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», по результатам проверки дан ответ заявителю и справка по результатам проверки предоставлена Ш.Н.С. – директору МБОУ «_________4 гимназия», лицу в отношении которого проводилась проверка.
Доводы административного истца о том, что заявление должно рассматриваться в соответствии с Федеральным законом от -дата- № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не состоятельны.
В соответствии со ст. 1, 2, 13 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности) - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий). Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 9.1, 30 Федерального закона от -дата- N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.
В силу ст. 26 Федерального закона от -дата- N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
Из указанных правовых норм следует, что Ш.Н.С. являясь директором муниципального образовательного учреждения не обладала статусом государственного гражданского служащего, поэтому нормы Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» в части проведения служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих в данном случае не применимы.
Суд находит доводы административного истца о том, что проведение проверки деятельности её как директора МБОУ «_________4 гимназия» в её отсутствие незаконным несостоятельными, поскольку проводилась проверка заявления по коллективной жалобе учителей Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «_________4 гимназия» от -дата-, порядок проведения данных проверок не предусматривает присутствие лица в отношении которого проводится проверка согласно Федерального закона № 59-ФЗ от -дата-г., а утверждение административного истца о том, что согласно письма Минобразования РФ №___ от -дата- «О введении в действие Инструкции о порядке инспектирования» руководитель проверяемой организации вправе непосредственно присутствовать при осуществлении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки суд считает ошибочными, поскольку её (инструкции) применение обязательно для исполнения специалистами Минобразования России.
Доводы административного истца о том, что комиссия без согласия работников гимназии завладела личными данными сотрудников, чьи фамилии указаны в справке и занимались их обработкой, использовала книги приказов по личному составу и основной деятельности _________4 гимназии, личные дела Ш.Л.Б., Ш.Ю.А., М.М.В., которые находятся в полиции -адрес-. С 2006 по -дата- гг. в МБОУ «_________4 гимназия» работала собственная бухгалтерия, которая не зависела от бухгалтерии управления образования суд признает несостоятельными.
В соответствии со ст. 88 Трудового кодекса РФ при передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования: разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций.
При проведении проверки организационно – распорядительные документы были истребованы комиссией у исполняющей обязанности директора МБОУ «_________4 гимназия», что не противоречит норме Федерального закона № 59-ФЗ от -дата--адрес- финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с п. 2.2.3, -дата-, 2.3.3 Устава МКУ «Управление образования».
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Как установлено в судебном заседании Ш.Н.С. оспаривает справку комиссии МКУ «Управления образования» по итогам служебной проверки по коллективной жалобе учителей МБОУ «_________4 гимназия» от -дата- которая, могла послужить причиной её увольнения работодателем. В справку внесли необоснованные пункты, чем нанесли ей оскорбление.
Судом не установлено в ходе судебного заседания, что действиями начальника МКУ «Управления образования» МО «Булунский улус(район)» В.М.Д. при проведении проверки по коллективной жалобе учителей МБОУ «_________4 гимназия» от -дата- административному истцу Ш.Н.С. нарушены права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализация её законных интересов или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах суд находит, что данное административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, производство по делу следует прекратить.
На основании изложенного и руководствуясь п.1, ч.1 ст.194, ст.ст. 195, 226-227 Кодекса административного судопроизводства, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по делу по заявлению Ш.Н.С. к начальнику муниципального казенного учреждения «Управлении образования» муниципального образования «Булунский улус(район)» В.М.Д. о признании незаконной справки комиссии служебной проверки по коллективной жалобе учителей Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «_________4 гимназия» от -дата- – прекратить.
Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Булунский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение 15 дней с момента вынесения.
Председательствующий судья п/п Мазуков А.С.
Копия верна:
Судья Булунского районного суда РС(Я) Мазуков А.С.