ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-1416/18 от 17.09.2018 Ивановского районного суда (Ивановская область)

Дело №2а-1416/2018

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 сентября 2018 года город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Алексеевой К.В.

при секретаре Кузаевой Е.Д.

с участием представителя административного ответчика Администрации Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, заинтересованного лица Совета Коляновского сельского поселения - Филипповских М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,

установил:

Ивановский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика в части неисполнения законных требований прокурора, изложенных в представлении от ДД.ММ.ГГГГ, и обязать Администрацию Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления муниципальных гарантий и порядок ведения муниципальной долговой книги.

Административный иск мотивирован тем, что Ивановской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Ивановской области проведена проверка соблюдения требования бюджетного законодательства в деятельности Администрации Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, в ходе которой выявлены существенные нарушения БК РФ по вопросу организации работы по предоставлению муниципальных гарантий.

Такие нарушения выразились в том, что вопреки требованиям бюджетного законодательства, а именно ст. 6 ФЗ от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», ст. ст. 9, 115, 115.2, 117 БК РФ, а также ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», администрацией сельского поселения не разработан и не принят нормативный правовой акт, регулирующих порядок предоставления муниципальной гарантии, утверждающий перечень документов, прилагаемых к таким заявлениям, а также утверждающий порядок ведения долговой книги.

В связи с выявленными нарушениями заместителем межрайонного прокурора в адрес главы Администрации Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области 05.04.2018 года внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства .

Вторым абзацем резолютивной части представления указано на необходимость принять меры по устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих.

Таким образом, требования прокурора не исполнены. Не прореагировав надлежащим образом на требования прокурора, администрация проявила незаконное бездействие.

Прокурор считает, что неисполнение административным ответчиком возложенных на него обязанностей в бюджетной сфере, нарушает права неопределенного круга лиц, которые в соответствии с действующим федеральным законодательством имеют право на получение муниципальных гарантий в случае выделения денежных средств в бюджет сельского поселения, в связи с чем прокурор, ссылаясь на положения ст. ст. 27, 35 ФЗ «О прокуратуре», ст. ст. 38, 218 КАС РФ, был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Административный истец Ивановский межрайонный прокурор для участия в судебном заседании не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом в порядке главы 9 КАС РФ, что подтверждается распиской об уведомлении, содержащей подпись помощника прокурора Фазлетдинова А.И., имеющейся в материалах дела, по неизвестным суду причинам. В ранее состоявшем по делу судебном заседании, Фазлетдинов А.И. пояснил, что настоящий иск предъявлен в интересах субъектов малого предпринимательства и среднего бизнеса, то есть в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, при этом считал, что каждый граждан имеет право получить статус индивидуального предпринимателя или создать юридическое лицо. Таким образом, фактически настоящее административное исковое заявление направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании судом на обсуждение поставлен вопрос о прекращении производства по делу ввиду его неподведомственности суду общей юрисдикции.

Представитель административного ответчика Администрации Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области и заинтересованного лица Совета Коляновского сельского поселения – ФИО1, действующий на основании надлежащим образом оформленных доверенностей, представивший диплом о наличии высшего юридического образования, разрешение данного вопроса оставил на усмотрение суда.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Как следует из содержания ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственно власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решение, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из п. 1 ПП ВС РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ», не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом, экономические споры и другие дела, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и отнесены законом к компетенции арбитражных судов (§ 1 главы 4 АПК РФ).

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 198 АПК РФ, прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из содержания настоящего административного иска и объяснений административного истца, он подан в целях обеспечения соблюдения прав субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении ими своей экономической деятельности.

При этом согласно содержанию п. 1 ст. 3 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого и среднего предпринимательства следует понимать хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 17 названного закона оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться, в том числе за счет муниципальных гарантий.

Состав участников настоящих правоотношений и их характер свидетельствуют о том, что спор не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Применительно к приведенным законоположениям и практике их применения, спор подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством. Соответственно в силу содержания п. 1 ч. 1 ст. 198 ГПК РФ, производство по настоящему административному делу должно быть прекращено.

На основании изложенного, руководствуясь 194, 195, 198-199 КАС РФ, суд

определил:

прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия.

Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд в срок 15 дней.

Судья К.В. Алексеева