ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-164/2017 от 30.06.2017 Зубцовского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-164/2017

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

ЗУБЦОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Зубцов 30 июня 2017 года

в составе председательствующего судьи Половова С.О.,

при секретаре Зуккель И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному иску

ФИО1 ФИО7 к МУНИЦИПАЛЬНОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ЗУБЦОВСКОГО РАЙОНА об оспаривании решения должностного лица,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к МУНИЦИПАЛЬНОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ЗУЮЦОВСКОГО РАЙОНА об оспаривании решения должностного лица.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальное хозяйство» Зубцовского района Тверской области с заявлением о передаче в ее собственность в порядке приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>. Вместе с заявлением на приватизацию, ею были переданы документы, необходимые для решения вопроса о передачи квартиры в ее собственность.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик выдал ей на руки сообщение о приостановке рассмотрения ее заявления на приватизацию квартиры, мотивируя указанное решение отсутствием документов, подтверждающих ее регистрацию по постоянному месту жительства на территории Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ ( с момента начала приватизации) и по ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик полагает, что в указанный период она могла осуществить свое право на бесплатную передачу в собственность иного жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальное хозяйство» Зубцовского района Тверской области отказало в приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> связи с недостающими документами, а именно справки о регистрации по месту жительства на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В указанный период времени она имела временную регистрацию в <адрес> в связи с учебой в СПТУ с последующим трудоустройством по распределению в Специализированное управление треста «Мосотделстрой » ГМР, где проживала в ведомственном общежитии по адресу: <адрес>А, <адрес>. Данных, подтверждающих временную регистрацию по месту пребывания, у нее на руках не имеется. ДД.ММ.ГГГГ в ОУФМС по району Бабушкинский в Северо-Восточном административном округе по <адрес> был сделан запрос на предмет подтверждения ее регистрации в вышеуказанный период, однако ответ до настоящего времени не поступил. Кроме того, согласно Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 600 срок хранения документов о регистрации по месту пребывания составляет 5 лет. При этом, в соответствии со ст.4 Закона РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ комнаты в общежитиях приватизации не подлежали.

Приватизация жилья в Российской Федерации проводится в соответствии с Законом Российской Федерации от 04.07. 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливающим основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяющим правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Во исполнение указанного Закона 18.11.1993 года Комитетом РФ по муниципальному хозяйству утверждено решение «Примерное положение о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее Положения) закрепляющее перечень документов, необходимых для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации. В соответствии со ст.7 указанного Положения, граждане представляют следующие документы:

заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя (приложения 1,2);

документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением;

справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано.

Вместе с заявлением на приватизацию квартиры ею были предоставлены: договор социального найма за от ДД.ММ.ГГГГ, документ подтверждающий техническое состояние жилого помещения с указанием его площади, кадастрового номера, места нахождения (копия кадастрового паспорта на жилое помещение), выписка о правах отдельного лица из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая отсутствие в ее собственности кого-либо имущества за период с 1991 года по настоящее время, а также справки о моем неучастии в приватизации жилья, кроме того документы, подтверждающие муниципальную собственность на жилое помещение, справки об отсутствии задолженности по коммунальным платежам и ещё ряд документов, согласно списка ответчика. Данный факт подтверждается описью документов согласно ответу МУПКХ Зубцовского района от ДД.ММ.ГГГГ за . При этом список документов, приложенных к заявлению на приватизацию был ей представлен по истечении месяца с момента обращения с соответствующим заявлением.

Согласно п. 13 Положения гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений, если приватизация данного жилого помещения не противоречит Закону. Соблюдение установленного порядка соответствующим органом представительной власти оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.

Администрация города Зубцова не возражает против приватизации предоставленной ей для проживания квартиры. Данный факт подтверждается Выпиской из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ и заявлением на приватизацию, поданным на имя собственника квартиры.

Решение МУПКХ Зубцовского района Тверской области об отказе в приватизации квартиры считает незаконным, поскольку оно нарушает ее право, предусмотренное ст.2 Закона РФ от 04.07. 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" согласно которого, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ №8 от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации Жилищного фонда в Российской Федерации» в редакции от 06.02.2007 года №6 дает четкие разъяснения в части вопросов, касающихся приватизации жилья. Так, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Административным ответчиком также нарушены сроки рассмотрения вопроса передачи в ее собственность в порядке приватизации жилого помещения, предусмотренные ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и пунктом 13 Положения, поскольку решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Таким образом, по истечении этого срока организации, отвечающие за передачу жилья в собственность граждан должны либо дать согласие на передачу в собственность данной квартиры, либо дать письменный и обоснованный отказ.Отказ в приватизации жилья со стороны ответчика был выдан ей на руки по истечении установленных Законом сроков.

Для устранения нарушения ее прав вынуждена обратиться в суд.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании изложенного, просит признать незаконным решение Муниципального унитарного предприятия «Коммунальное хозяйство» Зубцовского района Тверской области об отказе в приватизации квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальное хозяйство» Зубцовского района Тверской области оформить договор передачи жилого помещения в мою собственность.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании административное исковое заявление поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Административный ответчик – МУПКХ ЗУБЦОВСКОГО РАЙОНА надлежащим образом извещался о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил.

Привлеченное на основании определения Зубцовского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица Администрация муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области в письменном отзыве на административное исковое заявление МУПКХ ЗУБЦОВСКОГО РАЙОНА указало, что по существу заявленных исковых требований, требования истца фактически направлены на защиту его прав на бесплатную приватизацию жилья, выразившиеся в оспаривании решения об отказе в бесплатной выдаче жилого помещения в собственность, следовательно, имеет место спор о праве материальном.

Гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

В силу ст. 194 КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 128 КАС РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается судом в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

На основании изложенного, заинтересованное лицо просит прекратить производство по административному делу по административному исковому заявления ФИО1 об оспаривании решения должностного лица.

Изучив материалы дела, выслушав административного истца, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление ФИО1 ФИО8 к МУНИЦИПАЛЬНОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ЗУЮЦОВСКОГО РАЙОНА об оспаривании решения должностного лица подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

В силу ст. 194 КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 128 КАС РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается судом в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения должностного лица, которым ей отказано в заключении договора о передачи квартир (домов) в собственность граждан бесплатно в порядке приватизации.

Из административного искового заявления следует, что основанием для отказа в заключении договора на приватизацию занимаемого административным истцом ФИО1 жилого помещения послужил факт того, что истец не представила документов, подтверждающих ее регистрацию по постоянному месту жительства на территории Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ ( с момента начала приватизации) и по ДД.ММ.ГГГГ. Отказ административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в заключение договора на приватизацию занимаемого административным истцом жилого помещения, нарушает ее право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения.

Из существа заявленных требований и оснований, по которым ФИО1 обратилась в суд, усматривается, что целью оспаривания решения должностного лица является приобретение ФИО1 в собственность в порядке приватизации жилого помещения.

Поскольку принятое по данному делу решение впоследствии порождает право административного истца ФИО1 имущественного характера в отношении объекта недвижимого имущества в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес> суд приходит к выводу, что в административном исковом заявлении усматривается наличие спора о материально-правовом праве, который может быть разрешен только в порядке искового производства.

В силу ст. 194 КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 128 КАС РФ.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии спора о праве, который не может быть разрешен в рамках административного искового судопроизводства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 128, 194, 195 КАС РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО10 к МУНИЦИПАЛЬНОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ЗУЮЦОВСКОГО РАЙОНА об оспаривании решения должностного лица - прекратить.

Разъяснить ФИО1 о ее праве разрешить спор в порядке искового производства.

Настоящее определение может быть обжаловано путем подачи частной жалобы в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд в течение 15 дней со дня вынесения определения.

Судья