ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-1791/2022 от 12.04.2022 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2а-1791/2022

24RS0017-01-2022-000167-36

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красноярск 12 апреля 2022 года

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Виноградовой О.Ю.,

при секретаре Алешенцеве Д.С.,

рассматривая в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алексеева Андрея Зарзандовича к ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Алексеев А.З. обратился в суд с административным иском к ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю, Министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Требования мотивированы тем, что в период с 08.02.2021 по 29.10.2021 административный истец отбывал назначенное ему приговором суда наказание в виде лишения свободы в условиях ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю. 22.04.2021 администрацией указанного исправительного учреждения административный истец был водворен в штрафной изолятор, где провел в общей сложности более 130 суток в бесчеловечных условиях. Учитывая изложенное, административный истец просит признать незаконным, унижающими честь и достоинство человека действия (бездействие) должностных лиц ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившиеся в нарушении условий содержания в штрафном изоляторе в период с 22.04.2021 – 130 суток, а также взыскать с РФ в лице ФСИН России компенсацию за нарушение условий содержания в размере 1 600 000 рублей.

Определением суда от 05.03.2022 административное исковое заявление принято к производству Железнодорожного районного суда г.Красноярска, назначено предварительное судебное заседание на 12.04.2022.

В предварительном судебном заседании представитель ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю Скрипниченко Э.А. заявил ходатайство о передаче дела по подсудности на рассмотрение в Минусинский городской суд Красноярского края.

Представитель Министерства финансов РФ – Панфилова И.Ю. заявленное ходатайство поддержала в полном объеме.

В предварительное судебное заседание представитель ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю будучи извещенным надлежащим образом не явился, ходатайства об отложении предварительного судебного заседания не заявил.

Алексеев А.З. о времени и месте проведении предварительного судебного заседания уведомлен, судебное извещение и определение суда о подготовке дела к судебному разбирательству получил под расписку. Личное участие Алексеева А.З. на стадии подготовки дела к судебному разбирательству не обеспечивалось.

С учетом того, что административное судопроизводство по административным делам осуществляется в разумный срок (ч. 1 ст. 10 КАС РФ), а отложение подготовки по административному делу только для обеспечения личного участия административного истца в рассмотрении процессуального вопроса подсудности дела может длительно и необоснованно затянуть разрешение административного дела по существу, с учетом надлежащего уведомления участвующих в деле лиц суд считает возможным рассмотреть ходатайство о передаче административного дела по подсудности в отсутствие участвующих в деле лиц.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 47 Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти подается в суд по месту его нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности. В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Разъяснение указанной норме процессуального закона дано в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»: в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).

Согласно ч. 3 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных КАС РФ, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

Положения ст. 227.1 КАС РФ об особенностях рассмотрения требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении не предусматривают специальных требований к определению подсудности административных дел, что означает, что данные административные дела рассматриваются по общим правилам подсудности с особенностями, установленными ст. 227.1 КАС РФ.

Согласно административному исковому заявлению его предметом является несогласие со связанными с условиями содержания в исправительном учреждении (ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю) действиями и бездействием ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю (расположенный в Минусинском районе Красноярского края), при этом административный иск предъявлен, в том числе к ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Административный ответчик ГУФСИН России по Красноярскому краю находится в Железнодорожном районе г. Красноярска. Вместе с тем, в соответствие с п.п. 1, 14, 15 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, утвержденным Приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

К основным задачам ГУФСИН России по Красноярскому краю относится обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, принудительных работ, и в следственных изоляторах, безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; организация исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержания под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых. Главное управление обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации правопорядок и законность в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также на прилегающих к ним территориях, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей.

С учетом того, что в силу приведенных норм компетенция ГУФСИН России по Красноярскому краю (действует на всей территории Красноярского края) распространяется за пределы территории нахождения самого органа (Железнодорожный район г. Красноярска), подсудность административного спора определяется согласно ч. 1 ст. 22 КАС РФ с учетом разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного суда РФ: административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации, но в суд не любого района Красноярского края, а в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение.

Из административного искового заявления и приложенных к нему материалов следует, что последствия оспариваемых действий, бездействия, заключались в ненадлежащих (по мнению административного истца) условиях содержания в ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю, что означает, что последствия оспариваемых административным истцом действий и бездействия возникли на территории Минусинского района Красноярского края.

Административным истцом в административном иске указывается, что до осуждения он проживал по адресу: <адрес>1

Изложенное свидетельствует о неподсудности заявленного административного иска Железнодорожному районному суду г. Красноярска.

В соответствии с п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности. О передаче административного дела в другой суд или об отказе в передаче административного дела в другой суд выносится определение суда, которое может быть обжаловано. Передача административного дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи частной жалобы - после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения.

Таким образом, с учетом положений ч. 1 ст. 22 КАС РФ суд приходит к выводу, что административное дело по административному исковому заявлению Алексеева А.З. к ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о присуждении компенсации за нарушение установленных условий содержания в исправительном учреждении не подсудно Железнодорожному районному суду г.Красноярска и принято Железнодорожным районным судом г.Красноярска с нарушением правил подсудности, установленных ст. 22 КАС РФ.

При определении подсудности дела суд учитывает, что исправительное учреждение, условия содержания в котором, по мнению административного истца, не соответствуют установленным требованиям, находится на территории подсудной Минусинскому городскому суду Красноярского края.

При таких обстоятельствах, исходя из целей правильного рассмотрения административного дела в разумные сроки судом, к подсудности которого дело отнесено законом, суд приходит к выводу, что заявленное ходатайство представителя административных ответчиков подлежит удовлетворению, а административное дело - передаче для рассмотрения по существу в Минусинский городской суд Красноярского края.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 27, 198-199 КАС РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Административное дело по административному иску Алексеева Андрея Зарзандовича к ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении передать для рассмотрения по подсудности в Минусинский городской суд Красноярского края (ул. Гоголя, 66А, г. Минусинск).

На определение может быть подана частная жалоба в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение пятнадцати дней со дня вынесения настоящего определения.

Судья О.Ю. Виноградова