ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-1861/20 от 13.05.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 8а-6583/2021 (88а-12384/2021)

номер дела суда 1-й инстанции 2а-1861/2020

КАСАЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Краснодар 13 мая 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Иванова А.Е.,

судей Усенко Н.В., Капункина Ю.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя НАО «Красная поляна» по доверенности Шеян А.Н., поступившую в суд 1 инстанции 20 февраля 2021 года, на решение Адлерского районного суда Краснодарского края от 22 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению НАО «Красная поляна» к администрации города Сочи о признании недействительным постановления администрации города Сочи от 23 мая 2019 года № 797 «Об установлении постоянного публичного сервитута для обеспечения прохода и проезда к земельному участку с кадастровым номером через земельные участки с кадастровыми номерами 23

Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснения представителя административного истца Шеян А.Н., прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповаловой О.Ю., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

НАО «Красная поляна» обратилась в суд с административным иском к администрации города Сочи о признании недействительным постановления администрации города Сочи от 23 мая 2019 года № 797 «Об установлении постоянного публичного сервитута для обеспечения прохода и проезда к земельному участку с кадастровым номером через земельные участки с кадастровыми номерами <адрес>» указав, что НАО «Красная поляна» является арендатором указанных выше земельных участков на основании договоров аренды ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ., которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены административному истцу для размещения олимпийского объекта «Спортивно-туристический комплекс «Горная карусель».

Оспариваемым постановлением администрации города Сочи от 23 мая 2019 года № 797 не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушает интересы НАО «Красная поляна», поскольку становление публичного сервитута не позволяют производить беспрепятственный проход/проезд к земельному участку с кадастровым номером поскольку указанные выше земельные участки не граничат с земельным участками, не используется для вида деятельности в соответствии с пунктом 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку на его территории отсутствуют какие-либо хозяйственные объекты и объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности города Сочи и (или) подлежащие использованию неограниченным кругом лиц, водные объекты, объекты общего пользования или объекты, имеющие какую-либо культурную или иную ценность, а также инженерные сети, дороги общего пользования.

Решением Адлерского районного суда Краснодарского края от 22 сентября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления НАО «Красная поляна» отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 января 2021 года решение Адлерского районного суда Краснодарского края от 22 сентября 2020 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель НАО «Красная поляна» по доверенности ФИО1, выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконными, необоснованными, просит отменить обжалуемые судебные акты и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного истца ФИО1 просил судебные акты отменить, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования НАО «Красная поляна».

Прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО2 подержала доводы жалобы, просила отменить судебные акты и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами такие нарушения допущены.

Как следует из материалов дела административный истец НАО «Красная поляна» является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами на основании договоров аренды ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ

Указанные выше земельные участки находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены административному истцу для размещения олимпийского объекта «Спортивно-туристический комплекс «Горная карусель».

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 1025/пр от 28 декабря 2016 года «Об утверждении документации по планировке территории», согласно которого утверждена документация по планировке территории горной зоны Красно Полянского поселкового округа Адлерского района города Сочи Краснодарского края, предусматривающая размещение «Центра подготовки спортивного резерва по лыжным видам спорта «Снежинка», в том числе Интернат; Главный корпус; Дома гостиничного типа для проживания тренеров-преподавателей и членов их семей; Дома гостиничного типа для размещения курсантов высшей судейской школы и групп повышения квалификации; Дома обслуживающего персонала; Паркинг; Канатная дорога; объекты социально-культурного и бытового назначения, рекреационной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Утвержденная документация по планировке территории предусматривает строительство автомобильной дороги местного значения для связи проектируемого центра «Снежинка» на земельном участке с кадастровым номером с автомобильной дорогой федерального значения А148 «Адлер - Красная Поляна».

Правообладателем земельного участка с кадастровым номером является муниципальное образование город-курорт Сочи.

Арендатором указанного выше земельного участка является ООО «ИнвестСпортСтрой» с видом разрешенного использования: для строительства Центра подготовки спортивного резерва по лыжным видам спорта «Снежинка».

28 февраля 2019 года в администрацию города Сочи поступило письмо из ООО «ИнвестСпортСтрой» об установлении публичного сервитута, согласно которому арендатору земельного участка с кадастровым номером завершившему проектирование комплекса «Центр подготовки спорного резерва «Снежинка» в целях беспрепятственного доступа в указанному центру необходимо установление постоянного публичного сервитута в виде прохода и проезда через указанные выше земельные участки, примыкающие к федеральной дороге.

Постановлением главы города Сочи от 28 марта 2019 года № 406 назначены публичные слушания в целях выявления и учета мнения жителей города-курорта Сочи в связи с невозможностью иными способами обеспечить проход и проезд граждан к земельному участку с кадастровым номером

Данное постановление опубликовано в газете «Новости Сочи» (выпуск от 30 марта 2019 года) со схемами местоположения границ постоянного сервитута.

В адрес заинтересованных лиц, в том числе государственной корпорации развития «ВЭБ РФ», директору ФГБУ «Сочинский национальный парк», генеральному директору НАО «Красная Поляна» руководителю Территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю направлены извещения с указанием даты, времени и места проведения общественных слушаний.

По результатам общественных слушаний состоявшихся 25 февраля 2019 года с участием представителя НАО «Красная Поляна», подготовленного заключения от 6 марта 2019 года № 4С, опубликованного в газете «Новости Сочи» 12 марта 2019 года и размещенного на официальном сайте администрации города Сочи в сети «Интернет» вынесено указанное выше постановление администрации города Сочи от 23 мая 2019 года № 797 в соответствии с которым установлен постоянный публичный сервитут для прохода и проезда через указанные выше земельные участки.

Разрешая административные исковые требования НАО «Красная поляна» суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с требованиями статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 16.1, 16.3 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положения о порядке проведения общественных слушаний по вопросам установления публичных сервитутов, утвержденных постановлением Главы города Сочи от 21 ноября 2007 года № 1306, с соблюдением процедуры установления постоянного публичного сервитута при наличии у административного ответчика компетенции, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления недействительным, отказав в удовлетворении заявленных административных требований.

Вместе с тем с такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Полномочия главы города Сочи на принятие оспариваемого нормативного правового акта в рамках настоящего дела не оспариваются.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) предусмотрено статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Согласно части 3 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

Согласно части 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (пункты 1 и 2 ЗК РФ).

Объект «Центр подготовки спорного резерва «Снежинка» на северном склоне хребта Аибга» был включен пунктом 205 в Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта согласованного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года №182. Ответственным исполнителем в акте Правительства Российской Федерации указано ООО «Международный горнолыжный клуб «Красная Поляна», то есть иное юридическое лицо.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №1046 пункт 205 был исключен из Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта.

Таким образом, планируемый к строительству объект на земельном участке с кадастровым номером не является в настоящее время объектом федерального значения.

Согласно предложению о заключении соглашения о сервитуте от 08 ноября 2018 года (том №2 л.д. 57-58) следует, что генеральный директор ООО «ИнвестСпортСтрой» обратился к генеральному директору НАО «Красная поляна» на основании статьи статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации просил рассмотреть вопрос о заключении соглашения об установлении сервитута для размещения технической дороги к объекту строительства «Центр подготовки спорного резерва «Снежинка» на земельном участке с кадастровым номером

Согласно письму главы администрации г. Сочи от 05 декабря 2018 года (том №2 л.д. 60) следует, что глава администрации поддерживает просьбу ООО «ИнвестСпортСтрой» к генеральному директору НАО «Красная поляна» о необходимости заключения на основании статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитута о разрешении временной технической дороги.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами на земельном участке никаких объектов не возведено.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют, что администрация, вынося постановление от 23 мая 2019 года № 797, действовала в интересах конкретного юридического лица, а именно ООО «ИнвестСпортСтрой», а не в целях местного населения.

Пунктом 3 статьи 23 ЗК РФ определены случаи установления публичного сервитута, перечень которых является исчерпывающим. Земельные участки, в отношении которых установлен публичный сервитут постановлением от 23 мая 2019 года № 797, не являются полосой отвода автомобильной дороги, к которой необходимо примыкание и указанная дорога не планируется размещение в туннелях. В связи с чем основания, по которым установлен публичный сервитут постановлением от 23 мая 2019 года № 797, противоречат приведенным нормам земельного законодательства.

Следовательно, принятые по делу судебные акты, основанные на неверном применении норм материального права, являются незаконными.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможно восстановление нарушенных прав и законных интересов НАО «Красная поляна», считает необходимым их отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 12 июля 2019 года по настоящему делу по заявлению НАО «Красная поляна» приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению Росреестра по Краснодарскому краю регистрации в Едином государственном реестре недвижимости сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами через земельные участки с кадастровыми номерами

Учитывая, что судебной коллегий принято решение об отмене судебных актов суда первой и апелляционной инстанции с принятием нового решения об удовлетворения требований НАО «Красная поляна» определение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 июля 2019 года подлежит отмене.

Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Адлерского районного суда Краснодарского края от 22 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 января 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым признать недействующим со дня вынесения кассационного определения постановление администрации города Сочи от 23 мая 2019 года № 797 «Об установлении постоянного публичного сервитута для обеспечения прохода и проезда к земельному участку с кадастровым номером 23:49:0512001:494 через земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0512001:1613; 23:49:0512001:1614; 23:49:0512001:1755; 23:49:0512001:1635; 23:49:0512001:1636; 23:49:0512001:1637; 23:49:0512001:1638; 23:49:0512001:1639; 23:49:0512001:1640; 23:49:0512001:1641; 23:49:0000000:88 Адлерского района города Сочи».

Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Краснодарского края от 12 июля 2019 года по заявлению НАО «Красная поляна» в виде запрета Управлению Росреестра по Краснодарскому краю регистрации в Едином государственном реестре недвижимости сервитута на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0512001:494 через земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0512001:1613; 23:49:0512001:1614; 23:49:0512001:1755; 23:49:0512001:1635; 23:49:0512001:1636; 23:49:0512001:1637; 23:49:0512001:1638; 23:49:0512001:1639; 23:49:0512001:1640; 23:49:0512001:1641; 23:49:0000000:88, отменить.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Полный текст кассационного определения изготовлен 21 мая 2021 года.

Председательствующий А.Е. Иванов

Судьи Н.В. Усенко

ФИО3

Постановление02.06.2021