ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-1876/17 от 08.08.2017 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

..........

Дело № 2а-1876/17 08 августа 2017 года

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Пановой А.В.

при секретаре Малявине А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Борисовой Т.В, Бикуловой Д.А, Канюкова А.Н, Малышевой Е.Г, Плюто А.Ю, Чернышева В.А к директору Федерального государственного бюджетного учреждения науки Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория РАН Ихсанову Н.Р о признании незаконными действий по согласованию строительства многоквартирного жилого дома Службе государственного строительного надзора и экспертизы со встроенными помещениями, встроенными подземными гаражами, распределительным пунктом, трансформаторной подстанцией на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 103 литера Р, участок 57,

у с т а н о в и л:

Борисова Т.В, Бикулова Д.А, Канюков А.Н, Малышева Е.Г, Плюто А.Ю, Чернышев В.А обратились в суд с административным исковым заявлением к директору Федерального государственного бюджетного учреждения науки Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория РАН Ихсанову Н.Р о признании незаконными действий по согласованию строительства многоквартирного жилого дома Службе государственного строительного надзора и экспертизы со встроенными помещениями, встроенными подземными гаражами, распределительным пунктом, трансформаторной подстанцией на земельном участке по адресу: <адрес> просили признать незаконными действия директора ГАО РАН Ихсанова Н.Р. согласовавшего письмом от ДД.ММ.ГГГГ строительство многоквартирного жилого дома со встроенными коммерческими помещениями и подземной автостоянкой на земельном участке по адресу: <адрес> (кадастровый номер и обязать отменить выданное письмо-согласование.

В обоснование исковых требований административные истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ директором Федерального государственного бюджетного учреждения науки Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук (далее – ГАО РАН) Ихсановым Н.Р письмом от ДД.ММ.ГГГГ было согласовано размещение объекта капитального строительства многоквартирного дома со встроенными помещениями, встроенным подземным гаражом, распределительный пункт с трансформаторной подстанцией на земельном участке по адресу: <адрес> (кадастровый номер . на основании данного письма Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на строительство . Оспариваемое согласование на строительство является незаконным, нарушающим субъективные права административных истцов – права на благоприятную окружающую среду, на благоприятные условия жизнедеятельности, на участие в осуществлении градостроительной деятельности, на защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, права на сохранность объектов культурного наследия. Согласование письмом от ДД.ММ.ГГГГ подписанное директором ГАО РАН Ихсанов Н.Р. разрешения на строительство противоречит постановлению Правительства Санкт-Петербурга 21 июня 2016 года №524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», согласно Приложения №5 к которому, территория по адресу: <адрес> относится к территориям с особыми условиями использования территорий. Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук является объектом культурного наследия федерального значения, с 1990 года Пулковская обсерватория, ее кладбище, братские могилы погибших при снятии блокады гвардейцев и воинское кладбище 1941-1945 года являются компонентом объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО С-540 «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». Распоряжением Совнаркома СССР №4003-р «О восстановлении и реконструкции Главной астрономической обсерватория Академии наук ССР в Пулково» от 11 марта 1945 года были определены конкретные меры по восстановлению и реконструкции ГАО РАН в Пулкове, территория увеличилась, была установлена защитная парковая зона в радиусе 3 км вокруг Пулковской обсерватории с запрещением в ней промышленного и крупного жилищного строительства и согласованием всякого строительства в этой зоне с дирекций Пулковской обсерватории. Во исполнение этого распоряжения решением Исполкома Ленгорсовета от ДД.ММ.ГГГГ Пулковской обсерватории был отведен земельный участок площадью .......... и установлены границы защитной парковой зоны в радиусе 3 км вокруг Обсерватории с запрещением в ней промышленного и крупного жилищного строительства в целях обеспечения сохранности благоприятного астроклимата, необходимого для проведения высокоточных наблюдений небесных тел, обеспечивает сохранность ландшафта и Защитной парковой зоны радиусом 3 км вокруг Обсерватории. Согласно разработанным и утвержденным порядком принятий решений по согласованию хозяйственной деятельности в защитной парковой зоне ГАО РАН полномочия директора ГАО РАН по данному согласованию ограничены принятым Регламентом, согласно которого директор не вправе согласовывать проект при отсутствии положительного решения Ученого совета, который основывается на докладе рабочей группы обсерватории по контролю за состоянием астроклимата, по любому из этапов согласования. Рабочей группой обсерватории по контролю за состоянием астроклимата были рассмотрены и изучены представленные застройщиком ООО «Агентство по развитию территории «Созидание» документы для получения согласования по реализации проекта строительства многоквартирного дома со встроенными помещениями, встроенным подземным гаражом, распределительным пункт с трансформаторной подстанцией на земельном участке по адресу: <адрес> данный проект не был рассмотрен в установленном порядке, предусмотренном Регламентом, ДД.ММ.ГГГГ он был рассмотрен Астрогруппой, которая выдала отрицательное заключение, поскольку его реализация приведет к ухудшению астроклимата и сокращению научных наблюдательных программ, в связи с тем, что высотность не соответствует ограничениям ГАО РАН, тепловыделение не соответствует ограничениям ГАО РАН, в случае реализации проекта гарантировано колоссальное световое загрязнение не ба из-за ярких источников света, расчетная яркость неба возрастет в 60 раз. По заключению Астрогруппы реализация проекта даже на стадии подготовительных работ представляет непосредственную физическую угрозу для астроклимата. В нарушение Регламента проект не был представлен на рассмотрение Ученого Совета, был единолично согласован директором ГАО РАН Ихсановым Н.Р.

В ходе подготовки дела к рассмотрению в судебном заседании к участию в деле в качестве административного соответчика было привлечено ГАО РАН, в качестве заинтересованных лиц ООО «Агентство по развитию территории «Созидание», Федеральное агентство научных организаций, Служба государственного строительного надзора и экспертизы (далее – СГСЭН), Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее -КГИОП).

Административными ответчиками подано заявление о прекращении производства по делу, в связи с тем, что директор ГАО РАН Ихсанов Н.Р. и ГАО РАН не могут выступать административными ответчиками, поскольку не наделены государственными или иными публичными полномочиями.

Административные истцы в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения заявленного ходатайства.

Представитель административных ответчиков по доверенности В судебное заседание явился, заявление поддержал, просил удовлетворить, прекратить производство по делу.

Представители заинтересованных лиц ООО «Агентство по развитию территории «Созидание, СГСНЭ, КГИОП в судебное заседание явились, поддержали заявленные административными ответчиками ходатайства.

Представитель заинтересованного лица ФАНО в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2).

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В качестве основного критерия для отнесения дела к категории рассматриваемых в соответствии с КАС РФ связь спорных правоотношений с осуществлением государственных или иных публичных функций, т.е. таким, где одной из сторон обязательно является субъект, наделенный властными полномочиями.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (абз. 4). По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ (абз. 5).

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают в частности из актов государственных органов и органов местного самоуправления.

По смыслу закона споры об осуществлении гражданских прав, соединенные с требованиями о признании незаконными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов незаконными, если их исполнение приводит к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского (искового) судопроизводства.

Согласно ст. 38 Кодекса административного судопроизводства РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.

При этом критерием правильного определения вида судопроизводства (искового или административного) является характер правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не избранная лицом форма обращения в суд.

Директор ГАО РАН Ихсанов Н.Р. и ГАО РАН не наделены государственными или публичными полномочиями, при выдаче письма-согласования от ДД.ММ.ГГГГ на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными коммерческими помещениями и подземной автостоянкой на земельном участке по адресу: <адрес> публично-властные полномочия не реализовывал, согласовывал строительство в рамках осуществления хозяйственной деятельности ГАО РАН.

Таким образом, заявленные административными истцами требования не могут быть рассмотрены в рамках административного судопроизводства.

На основании пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 128, 194 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

о п р е д е л и л:

Производство по административному делу по административному иску Борисовой Т.В, Бикуловой Д.А, Канюкова А.Н, Малышевой Е.Г, Плюто А.Ю, Чернышева В.А к директору Федерального государственного бюджетного учреждения науки Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория РАН Ихсанову Н.Р о признании незаконными действий по согласованию строительства многоквартирного жилого дома Службе государственного строительного надзора и экспертизы со встроенными помещениями, встроенными подземными гаражами, распределительным пунктом, трансформаторной подстанцией на земельном участке по адресу: <адрес>.......... прекратить.

Определение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 15 дней со дня вынесения определения путем частной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья ..........