ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-188/2021 от 28.06.2021 Екатеринбургского гарнизонного военного суда (Свердловская область)

Деперсонификация

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о передаче административного дела по подсудности

административное дело № 2а-188/2021

28 июня 2021 г. г. Екатеринбург

Екатеринбургский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего Голоднова С.П.,

с участием представителя административного истца - врио начальника ФГБУ культуры и искусства «Дом офицеров Центрального военного округа» Министерства обороны Российской Федерации - Нагибина Д.В.

при секретаре судебного заседания Шабанове В.Ю.,

рассматривая в предварительном судебном заседании, административное дело, возбужденного по административному исковому заявлению врио начальника ФГБОУ «Дом офицеров Центрального военного округа» Министерства обороны Российской Федерации к Межрегиональному управлению ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) об оспаривании выводов акта проверки финансово-экономической и хозяйственной деятельности от 1 марта 2021 г. № 00 дсп,

установил:

врио начальника ФГБУ культуры и искусства «Дом офицеров Центрального военного округа» Министерства обороны Российской Федерации обратился в военный суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными и необоснованными действия Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу), связанные с отражением в акте проверки финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФГБУ культуры и искусства «Дом офицеров Центрального военного округа» Министерства обороны Российской Федерации от 1 марта 2021 г. № 00 дсп выводов о допущении ряда нарушений.

Данное административное исковое заявление принято к производству суда и по нему возбуждено административное дело.

В ходе предварительного судебного заседания установлено, что административный истец, не относится к федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, его руководитель статусом военнослужащего не обладает, военную службу не проходит, в связи с чем судом поставлен вопрос о передаче административного дела по подсудности в районный суд.

Представитель административного истца Нагибин возражал против передачи административного дела по подсудности в районный суд, полагая, что ст. 7 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» допускает рассмотрение административных дел по спорам между органами военного управления военными судами. В связи с тем, что ФГБУ культуры и искусства «Дом офицеров Центрального военного округа» организационно входит в Центральный военный округ Министерства обороны Российской Федерации, указанное административное дело должно рассматриваться именно в военном суде. При этом, представитель административного истца выразил мнение, что в случае передачи административного дела по подсудности в районный суд, он правом выбора между несколькими судами, которое в соответствии с ч. 4 ст. 24 КАС РФ принадлежит административному истцу, не воспользуется, оставив разрешения этого вопроса на усмотрение суда.

Административный ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте предварительного судебного заседания, не прибыл, его представитель Бирюлина ходатайствовала о проведении судебного заседания в ее отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Согласно ст. 18 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в случаях, предусмотренных федеральными законами, административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются военными судами.

В соответствии со ст. 7 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны только административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 2 Постановления Пленума от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при принятии административных исковых заявлений и исковых заявлений к производству суда необходимо иметь в виду, что в качестве административных истцов (истцов) могут выступать военнослужащие, граждане, проходящие или прошедшие военные сборы, граждане, пребывающие или пребывавшие в мобилизационном людском резерве, и лица, уволенные с военной службы, органы военного управления и воинские должностные лица.

К органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

При этом в п. 2 вышеуказанного постановления указано, что под воинскими должностными лицами понимаются, в том числе и руководители управлений, департаментов, учреждений и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Однако в качестве лиц, участвующих в деле, данные должностные лица могут выступать в военных судах по тем делам, правоотношения по которым непосредственно связаны с порядком прохождения военной службы (например в качестве истцов - при решении вопросов о привлечении военнослужащего к материальной ответственности, взыскания в порядке ГК РФ причиненного ущерба, либо в качестве ответчиков - при принятии решений, совершении действий, затрагивающих права и свободы военнослужащих).

Таким образом, подсудность дел военным судам определяется исходя из субъектного состава (военнослужащий либо бывший военнослужащий и орган военного управления), а также характера правоотношений (отношения, возникающие в связи с прохождением военной службы; права нарушены в период прохождения военной службы).

Из материалов административного дела усматривается, что административный истец врио начальника ФГБУ культуры и искусства «Дом офицеров Центрального военного округа» Министерства обороны Российской Федерации не является военнослужащим и должностным лицом органа военного управления, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

При этом требования административного истца не связаны с правоотношениями или отношениями, возникшими в связи с прохождением военной службы.

Таким образом, данное административное исковое заявление неподсудно военному суду, было принято к производству суда с нарушением правил подсудности и в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 КАС РФ должно быть передано на рассмотрение в другой суд.

При этом, доводы представителя административного истца о том, что данное административное дело подсудно военному суду, в обоснование чего он ссылается на определения иных судов, являются несостоятельными, поскольку какого-либо преюдициального значения они по данному делу не имеют и основаны на иных установленных обстоятельствах.

Поскольку местом нахождения административного ответчика является Октябрьский административный район г. Екатеринбурга, данное административное дело подлежит передаче в Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 27, ст. ст. 198 - 199 КАС РФ, военный суд

определил:

административное дело, возбужденное по административному исковому заявлению врио начальника ФГБОУ «Дом офицеров Центрального военного округа» Министерства обороны Российской Федерации к Межрегиональному управлению ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) об оспаривании выводов акта проверки финансово-экономической и хозяйственной деятельности от 1 марта 2021 г. № 00 дсп, передать на рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.

На определение может быть подана частная жалоба в Центральный окружной военный суд через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение 15 дней со дня его вынесения.

Председательствующий С.П. Голоднов