Дело № 2а-2-52/2021
64RS0015-02-2021-000047-18
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
9 марта 2021 года г. Ершов
Ершовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Елтарёва Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Маштаковой А.Н.,
с участием:
прокурора прокуратуры Дергачевского района Саратовской области Оганесяна Б.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску исполняющего обязанности прокурора Дергачевского района Саратовской области, поданному в интересах неопределённого круга лиц, о признании информации, размещённой в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта с единым указателем страницы: https://spravku77-v-msk.com/trudovaya-knizhka-so-stazhem/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Дергачевского района Саратовской области (далее по тексту также - прокурор, административный истец) в интересах неопределённого круга лиц обратился в Ершовский районный суд Саратовской области с административным иском о признании информации, размещённой в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта с единым указателем страницы: https://spravku77-v-msk.com/trudovaya-knizhka-so-stazhem/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Административные исковые требования прокурор обосновал тем, что прокуратурой Дергачевского района Саратовской области в ходе проверки выявлена страница сайта с единым указателем страницы: https://spravku77-v-msk.com/trudovaya-knizhka-so-stazhem/, где размещена информация с предложением о продаже трудовой книжки со стажем работы. Согласно частям 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В соответствии со статьёй 66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ), трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведёт трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной (за исключением случаев, если в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведётся). В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение. По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству. Согласно пункту 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках», ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учёту и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Ответственность за ведение, хранение, учёт и выдачу трудовых книжек несёт специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя. За нарушение установленного порядка ведения, учёта, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Из содержания пунктов 10 и 11 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках» следует, что все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения). Все записи в трудовой книжке производятся без каких - либо сокращений и имеют в пределах соответствующего раздела свой порядковый номер. Приобретение за плату трудовой книжки со стажем работы противоречит законодательству Российской Федерации. Последующее использование трудовых книжек с ложными записями предоставляет преимущественное право при трудоустройстве, а также дополнительные доплаты и гарантии при осуществлении трудовой деятельности для лиц, фактически не имеющих права на указанное. Уголовным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих нрава или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР (статья 324 УК РФ), а также уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков (часть 1 статьи 327 УК РФ). Согласно статье 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», основаниями для включения в реестр являются как решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, постановление судебного пристава - исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, так и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой. Полномочия по созданию, формированию и ведению реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228. Пунктом 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101, установлен исчерпывающий перечень информации, в отношении которой Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имён и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в реестр. Поскольку информация, размещённая на указанной выше странице сайта информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имён и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в реестр, необходимо признание такой информации в конкретном случае запрещённой к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрен. В целях ограничения доступа к странице сайта информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», где размещена информация о продаже трудовой книжки со стажем работы, необходимо внести страницу сайта в реестр в соответствии со статьёй 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». На момент проверки указатель страницы сайта, на которой размещена названная информация, в реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru). Вход на страницу сайта и просмотр размещённой на ней информации является свободным, не требует предварительной регистрации, пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на странице сайта информацию может любой пользователь. Информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничения на передачу, копирование и распространение также отсутствуют. Поскольку распространение указанной информации может мотивировать пользователей информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на совершение преступных действий по приобретению трудовых книжек со стажем работы за плату, минуя установленную законодательством процедуру, склонить к совершению преступных действий, она противоречит целям и задачам действующего законодательства, и должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к указанным страницам сайтов должен быть закрыт. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Установить правообладателей сайта не представляется возможным, ввиду регистрации доменного имёни за пределами Российской Федерации (подтверждается сведениями, представленными на сайте https://2ip.ru).
Лицо или лица, действия которого или которых послужили поводом для подачи административного искового заявления, не установлены, что усматривается из информации, почерпнутой на сайте с единым указателем страницы: https://2ip.ru/whois/ (т. 1, л.д. 8), в отзыве Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области на административное исковое заявление (т. 1, л.д. 29-31), в справке Автономной некоммерческой организации «Координационный центр национального домена сети «Интернет» (т. 1, л.д. 14), а посему отсутствие сведений о таковом или таковых не препятствует судебному разбирательству.
В соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), информация о месте, дате и времени рассмотрения административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Ершовского районного суда Саратовской области (http://ershovsky.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство) (т. 1, л.д. 22; 27, 28).
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области, извещённого о времени и месте рассмотрения административного дела, в том числе в порядке и в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд, как предусмотрено частью 7 статьи 96 и частью 3 статьи 265.3 КАС РФ (т. 1, л.д. 21; 26), явка которого не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явился; заинтересованным лицом представлено заявление, содержащее просьбу рассмотреть административное дело без участия представителя в судебном заседании (т. 1, л.д. 29-31).
При таких обстоятельствах неявка представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области не препятствует судебному разбирательству и, основываясь на положениях статьи 150 КАС РФ, суд счёл возможным и определил рассмотреть административное дело без участия представителя заинтересованного лица в судебном заседании.
В процессе разбирательства административного дела Ершовский районный суд Саратовской области установил, в том числе из сведений, представленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области, что указанный в административном исковом заявлении указатель страницы сайта в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» включён в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», а посему недоступен: https://spravku77-v-msk.com/trudovaya-knizhka-so-stazhem/ - на основании решения Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 7 декабря 2020 года по административному делу № 2а-471/2020, решения Волжского районного суда города Саратова от 12 января 2021 года по административному делу № 2а-304/2021 и решения Калининского районного суда города Чебоксары от 18 января 2021 года по административному делу № 2а-295/2021 (т. 1, л.д. 33-35).
В силу части 3 статьи 194 КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу в предусмотренных КАС РФ случаях.
Из содержания части 6 статьи 265.3 КАС РФ следует, что, если указанные в административном деле доменное имя, указатель страницы сайта в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» включены в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», судья прекращает производство по административному делу.
При таком положении производство по административному делу о признании информации, размещённой в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта с единым указателем страницы: https://spravku77-v-msk.com/trudovaya-knizhka-so-stazhem/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит прекращению.
Согласно части 1 статьи 195 КАС РФ, производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Частью 1 статьи 202 КАС РФ предусмотрено, что определение суда первой инстанции может быть обжаловано отдельно от обжалования решения суда, если это предусмотрено КАС РФ, либо если определение суда препятствует дальнейшему движению административного дела.
Применительно к этому, на определение суда о прекращении производства по административному делу может быть подана частная жалоба (часть 3 статьи 195 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 194, частью 1 статьи 195, статьями 198 и 199, частью 6 статьи 265.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
прекратить производство по административному делу по административному иску исполняющего обязанности прокурора Дергачевского района Саратовской области, поданному в интересах неопределённого круга лиц, о признании информации, размещённой в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта с единым указателем страницы: https://spravku77-v-msk.com/trudovaya-knizhka-so-stazhem/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Указать исполняющему обязанности прокурора Дергачевского района Саратовской области и Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путём принесения представления прокурором и подачи частной жалобы иными лицами, участвующими в административном деле, через Ершовский районный суд Саратовской области в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв