ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-2083/2022 от 21.06.2022 Электростальского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-2083/2022

Р Е Ш Е Н И Я С У Д А

Именем Российской Федерации

21 июня 2022 года г. Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Пучковой Т.М., при секретаре Кострица О.А., с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС №23 по Московской области, УФНС по Московской области о признании действий незаконными, признании записи в ЕГРЮЛ недействительной,-

у с т а н о в и л:

16.11.2021 ФИО1 обратился с иском к Межрайонной ИФНС №23 об отмене записи в Едином государственном реестре юридических лиц СНТ «ГЖЕЛЬ», указывающей лицом, имеющим право действовать от имени СНТ «ГЖЕЛЬ» без доверенности - ФИО2 недействительной, и восстановлении сведений об ФИО1 как лице, имеющем право действовать от имени СНТ «ГЖЕЛЬ» без доверенности.

Определением от 20.04.2022 дело по подсудности передано на рассмотрение Электростальскому городскому суду Московской области, поступило 26.05.2022. и 27.05.2022 принято к производству Электростальского городского суда Московской области.

Иск мотивирован тем, что в 2020 году в Садоводческом некоммерческом товариществе «Гжель», было проведено отчетно-выборное общее собрание членов товарищества. Поскольку действовали ограничения на массовые мероприятия, общее собрание проводилось в заочной форме, а ревизионная комиссия решила с учетом эпидемиологических ограничений перенести проверку финансово- хозяйственной деятельности за 2019-20 финансовый год (с 01 июля 2019 по 30 июня 2020 года) на 2021 год. Заочное голосование было завершено 29 августа 2020 года. Общим собранием сроком на два года были избраны члены правления: ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5. Председателем СНТ «Гжель» также сроком на два года был избран ФИО2. В 2021 году в ходе подготовки к очередному общему собранию члены правления ФИО3, ФИО1, ФИО5 и ревизионная комиссия вскрыли финансовые злоупотребления со стороны ФИО2, который с 2019 года, в нарушение требований законодательства, собирал денежные средства с должников в наличной форме, не отражал их в бухгалтерском учете СНТ «Гжель» и не сообщал об этих поступлениях другим членам правления и ревизионной комиссии СНТ «Гжель». К моменту принятия решения о дате проведения собрания (10 июля 2021 года) таких платежей было выявлено на сумму 574 074-00 рублей. Ревизионная комиссия на расширенном заседании правления (правление плюс ревизионная комиссия) от 10 июля 2021 года потребовала от ФИО2 До даты проведения общего собрания (24 июля 2021 года) предоставить эти денежные средства, а также остаток по кассе СНТ «Гжель», для инвентаризации. Поскольку денежные средства для инвентаризации ФИО2 предоставлены не были, ревизионная комиссия полным составом приняла решение о вынесении недоверия ФИО2 и подняла вопрос о его досрочном переизбрании. На этом основании правление в дополнение к первоначально включенным в повестку дня общего собрания вопросам: обсуждение состояния дел в СНТ «Гжель», доклад правления, доклад ревизионной комиссии, оценка деятельности правления за 2019-2020, 2020-2021 гг.; подтверждение права ревизионной комиссии проводить промежуточные проверки финансовой деятельности правления СНТ «Гжель»; утверждение сметы СНТ «Гжель» на 2021-22 гг., утверждение порядка уплаты членских взносов, увеличения суммы членских взносов для садоводов, не соблюдающих утвержденный порядок; прием в члены СНТ «Гжель»; выражение недоверия председателю СНТ «Гжель» ФИО2; выбор нового председателя правления СНТ «Гжель» на срок до истечения полномочий действующего правления. 14 августа 2021 ФИО2 года провел заседание правления, решением которого временно приостановил полномочия ФИО1 как члена правления. Эти действия являются заведомо незаконными, так как, в соответствии с пунктом 6.3.3 Устава СНТ «Гжель» и пунктом 2 части 1 статьи 17 федерального закона 217-ФЗ, временное или постоянное прекращение полномочий члена правления относится к исключительной компетенции общего собрания членов СHT. 21 августа 2021 года голосование по вопросам повестки дня ежегодного общего собрания членов СНТ «Гжель» было завершено. ФИО2 квалифицированным большинством голосов было вынесено недоверие, и ФИО2, потеряв должность председателя СНТ «Гжель», автоматически выбыл из состава правления СНТ «Гжель». Также квалифицированным большинством голосов общее собрание решило, что председатель правления СНТ «Гжель» на срок до истечения полномочий действующего правления в соответствии с пунктом 6.5.2 Устава СНТ «Гжель» должен быть избран правлением из своего состава. На заседании правления СНТ «Гжель» 21 августа 2021 года член правления ФИО1 был избран председателем правления. 07 сентября 2021 года ФИО1 был зарегистрирован в межрайонной ИФНС № 23 Московской области в качестве председателя правления СНТ «Гжель». Однако 20 сентября 2021 года председателем правления в межрайонной ИФНС № 23 по Московской области в качестве председателя правления СНТ «Гжель» снова был зарегистрирован ФИО2. Как следует из выписки из ЕГРЮЛ, основным документом для регистрации ФИО2 в качестве председателя служил протокол заседания правления от 28 августа 2021 года. В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона 217-ФЗ заседание правления правомочно, если в нем принимает участие не менее половины членов правления. Поскольку ранее указанные решения по исключению из состава правления ФИО3 и Осипа Д.В. являются незаконными и, следовательно, ничтожными, на 28 августа 2021 года в состав правления входило 4 человека, поскольку ФИО2 с 21 августа 2021 года автоматически выбыл из состава правления после вынесения ему недоверия общим собранием. Поскольку в заседании правления от 28 августа 2021 года не принимали участие члены правления ФИО3, ФИО1 и ФИО5, данное заседание правления является незаконным, а протокол с его решениями - документом, содержащим заведомо ложные данные. Кроме того, ФИО2 не является владельцем участка на территории СНТ «Гжель», соответственно, не является членом CHТ «Гжель», и, в соответствии с пунктом 6.5.2 Устава СНТ «Гжель» и частью 5 статьи 16 федерального закона 217-ФЗ, не может быть избран председателем СНТ «Гжель». 27 сентября 2021 года ФИО1 подал заявление в Межрайонную ИФНС № 23 по Московской области, в котором указал на незаконность государственной регистрации от 20.09.2021 за № 2215002105118 в качестве лица, имеющего право действовать от имени СНТ «Гжель» без доверенности, ФИО2, и потребовал отменить указанный акт государственной регистрации. 08 октября 2021 года ФИО1 получил от Межрайонной ИФНС № 23 по Московской области отказ в удовлетворении заявленных требований за № 03-14/25735 от 01.10.2021 г. Просит суд отменить государственную регистрацию ФИО2 в качестве лица, имеющего право действовать от имени СНТ «Гжель» за № 2215002105118 от 20.09.2021, осуществленную по представленным документам, содержащим заведомо ложные данные, восстановить государственную регистрацию ФИО1 в качестве лица, имеющего право действовать от имени СНТ «Гжель» без доверенности.

В соответствии с частью 3 ст. 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1, главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 78 Налогового Кодекса Российской Федерации, заявленные ФИО1 исковые требования относятся к публичным правоотношениям и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на имущественной самостоятельности сторон. Налоговая инспекция реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении заявителя. Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания решений, действий (бездействия) налогового органа и соответствующих должностных лиц, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ. Таким образом, требования истца, связанные с оспариванием действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции по вопросу внесения изменений в ЕГРЮЛ в отношении СНТ «Гжель», вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. В данном случае налоговая инспекция реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении заявителя.

Суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал, дополнительно пояснил, что протоколы заседаний членов СНТ «Гжель», в том числе правления от 28 августа 2021 года, на основании которого а ЕГРЮЛ административным ответчиком были внесены изменения, им не оспаривались в судебном порядке. Полагал их априори незаконными, что должен был установить административный ответчик.

Административный ответчик Межрайонной ИФНС №23 по Московской области в судебное заседание представителя не направил, письменные возражения на иск не представил, извещен надлежащим образом.

Заинтересованным лицом СНТ «Гжель» подан отзыв на исковое заявление ФИО1, в котором указано об отсутствии нарушений со стороны Межрайонной ИФНС №23 по Московской области, также указано на пропуск ФИО1 срока на обращение в суд как в порядке гражданского судопроизводства. Так и в порядке административного судопроизводства. Представитель СНТ «Гжель» в судебное заседание не явился.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика и заинтересованного лица.

Выслушав административного истца исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Довод заинтересованного лица на пропуск административным истцом срока на обращения в суд, суд находит несостоятельным, поскольку запись, которую оспаривает ФИО1 внесена 20.09.2021, с иском в суд ФИО1 обратился 16.11.2021, то есть в пределах установленного законом трехмесячного срока.

В представленной суду выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 10 ноября 2021 г. в отношении СНТ «ГЖЕЛЬ» ОГРН <***>, содержится запись о председателе юридического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, - ФИО2 (ГРН 2215002105118 от 20.09.2021).

Запись внесена на основании заявления от 13.09.2021, протокола заседания правления от 28.08.2021, приложения к протоколу от 15.08.2021, 16.08.2021, заявления и распоряжения от 22.08.2021.

В судебном заседании административный истец подтвердил, что протокол заседания правления от 28.08.2021 в судебном порядке не оспаривался, однако, по мнению административного истца незаконен, что должен был установить административный ответчик.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, в силу статьи 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ) состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с положениями Федерального закона №129-ФЗ, государственная регистрация юридических лиц носит заявительный характер, и в силу статей 5, 9, 25 названного Закона записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании представленных уполномоченными лицами (заявителями) документов, всю ответственность за достоверность сведений несут заявители, юридические лица.

В соответствии с пунктом 4.1 ст.9 Закона №129-ФЗ, регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом №129-ФЗ.

В соответствии со ст. 11 указанного выше Закона если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащейся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

Поскольку полномочия у регистрирующего органа по проведению проверки достоверности и соответствия законодательству Российской Федерации сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, отсутствуют, действия по внесению записи ГРН 2215002105118 от 20.09.2021 не могут быть признаны незаконными.

Доказательств того, что решения, принятые на заседании правления от 28 августа 2021 года признаны незаконными, суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный иск удовлетворению не подлежит.

Оценка законности проведения собрания 28 августа 2021 года и принятых на нем решений, подлежат установлению при обращении в суд с соответствующими требованиями.

На основании изложенного, руководствуясь ст., ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска ФИО1 о признании записи в Едином государственном реестре юридических лиц СНТ «ГЖЕЛЬ» ОГРН <***>, указывающей лицом, имеющим право действовать от имени СНТ «ГЖЕЛЬ» без доверенности - ФИО2 недействительной, ее отмене и восстановлении сведений об ФИО1 как лице, имеющем право действовать от имени СНТ «ГЖЕЛЬ» без доверенности, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Т.М. Пучкова

Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2022 года.

Судья Т.М. Пучкова