ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-2211/19 от 11.07.2019 Калининского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело №2а-2211/2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июля 2019 года г.Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Валеевой Э.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Калининского РОСП г.Чебоксары Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – Чувашии ФИО2, Калининскому РОСП г.Чебоксары Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – Чувашии, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – Чувашии о признании незаконным бездействия, наложении штрафа,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Калининского РОСП г.Чебоксары Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – Чувашии (далее Калининский РОСП г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике – Чувашии) ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – Чувашии (далее УФССП России по Чувашской Республике – Чувашии) о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Калининского РОСП г.Чебоксары ФИО2, выразившегося в: не возвращении исполнительного листа серии ВС взыскателю ФИО1; не составлении акта о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю; не направлении постановления об окончании исполнительного производства взыскателю ФИО1, а также наложении на судебного пристава-исполнителя Калининского РОСП г.Чебоксары ФИО2 штрафа в размере 2000 руб.

Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец ФИО1 является взыскателем в рамках исполнительного производства , возбужденного Калининским РОСП г.Чебоксары в отношении ФИО3 на основании решения Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и выданного им исполнительного документа – исполнительного листа серии . Из письма судебного пристава-исполнителя Калининского РОСП г.Чебоксары ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 стало известно о том, что исполнительное производство было окончено ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а исполнительный лист возвращен взыскателю. Административный истец ФИО1 указывает на то, что данные обстоятельства не соответствуют действительности, поскольку копия постановления об окончании исполнительного производства и исполнительный лист им получены не были. Кроме этого, поскольку должностным лицом исполнительный лист был утерян, административный истец заявляет требования не только о признании незаконным бездействия должностного лица, но и о наложении на него штрафа за утерю исполнительного документа.

Определением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административного соответчика был привлечен Калининский РОСП г.Чебоксары.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки в суд не сообщено, административное исковое заявление содержит просьбу о рассмотрении дела без его участия.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Калининского РОСП г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике – Чувашии ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте разбирательства дела извещена надлежащим образом. Суду представлен отзыв, в котором административный ответчик просит в удовлетворении требований ФИО1 отказать или прекратить производство по административному делу, поскольку оспариваемое бездействие было устранено и перестало нарушать права и законные интересы административного истца. Так, определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу-исполнителю был выдан дубликат исполнительного листа о взыскании с ФИО3 денежных средств в пользу ФИО1, а постановление об окончании исполнительного производства отменено ДД.ММ.ГГГГ, исполнительные действия возобновлены.

Представители административных ответчиков Калининского РОСП г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике – Чувашии, УФССП России по Чувашской Республике – Чувашии в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.

Рассмотрев административные исковые требования, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

В статье 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в рамках гражданского дела с ФИО3 в пользу ОАО «Сбербанк России» в лице Чувашского отделения задолженность по кредитному договору о ДД.ММ.ГГГГ в размере 57865,15 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 1935,95 руб.

На основании вышеуказанного решения суда был выдан исполнительный лист серии , предъявленный к исполнению.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Калининского РОСП г.Чебоксары на основании исполнительного документа – исполнительного листа серии , в отношении должника ФИО3 было возбуждено исполнительное производство

Определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в рамках гражданского дела была произведена замена взыскателя ОАО «Сбербанк России» в лице Чувашского отделения на ФИО4, а в последующем определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО4 на ФИО1, в подтверждение чего суду также была представлена копия постановления судебного пристава-исполнителя Калининского РОСП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Калининского РОСП <адрес> ФИО2 был составлен акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю.

В этот же день ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Калининского РОСП <адрес> ФИО2 было вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возврате исполнительного документа взыскателю. Основанием для возврата исполнительного документа явилось то, что невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях, за исключением случаев, когда предусмотрен розыск.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, административный истец ФИО1 указывает на то, что постановление об окончании исполнительного производства и исполнительный лист в его адрес не направлялись, и получены им не были, в связи с чем просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Калининского РОСП <адрес> ФИО2, выразившееся в: не возвращении исполнительного листа серии ВС взыскателю ФИО1; не составлении акта о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю; не направлении постановления об окончании исполнительного производства взыскателю ФИО1, а также наложить на судебного пристава-исполнителя Калининского РОСП <адрес> ФИО2 штрафа в размере 2000 руб.

Как указывалось выше, согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения такого рода дел суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

По смыслу приведенных норм задачами административного судопроизводства по делам, связанным с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, является не только и не столько констатация незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия), а принятие мер к реальному устранению допущенных нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению.

При этом необходимым условием признания незаконным оспариваемых решений, действий (бездействия) судом является тот факт, что на день рассмотрения дела они не отменены в установленном порядке и (или) продолжают затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Так, по общему правилу, согласно ч. 2 ст. 194 КАС РФ, суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца. Аналогичные положения содержит и специальная норма ч. 2 ст. 225 КАС РФ.

Как следует из представленных суду документов, ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт об отсутствии в материалах исполнительного производства -ИП исполнительного листа серии ВС , в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Калининского РОСП <адрес> ФИО2 обратилась в Канашский районный суд Чувашской Республики с заявлением о выдаче дубликата утерянного ею исполнительного документа.

Определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ выдан дубликат исполнительного листа о взыскании с ФИО3 в пользу ФИО1 задолженности в размере 57865,15 руб.

Более того, ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Калининского РОСП г.Чебоксары было вынесено постановление об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Калининского РОСП <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства -ИП, исполнительное производство возобновлено, а судебному приставу-исполнителю поручено принять меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа.

Таким образом, оспариваемое бездействие (оспариваемые бездействия) было устранено, путем отмены постановления об окончании исполнительного производства и возобновления исполнительного производства, а также получения дубликата исполнительного документа, для дальнейшего принятия мер по исполнению его требований, что свидетельствует о том, что обжалуемое административным истцом бездействие перестало затрагивать его права, свободы и законные интересы, реальная угроза их нарушения в настоящее время не существует.

На день рассмотрения дела принятия дополнительных мер для устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1 или препятствий к их осуществлению от административного ответчика не требуется.

Наложение же штрафа на должностное лицо, виновное в утере исполнительного документа в силу положений ст. ст. 122 и 364 КАС РФ, является правом, а не обязанностью суда. В рамках же заявленных административным истцом требований дело по существу не рассматривалось. Более того, обстоятельства утери исполнительного документа были предметом рассмотрения Канашского районного суда Чувашской Республики при разрешении вопроса о выдаче дубликата исполнительного листа, в рамках рассмотрения которого на судебного пристава-исполнителя и мог быть наложен штраф.

При таких обстоятельствах, суд прекращает производство по административному делу по административному иску ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Калининского РОСП г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике – Чувашии, Калининскому РОСП г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике – Чувашии, УФССП России по Чувашской Республике – Чувашии о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Калининского РОСП г.Чебоксары ФИО2, выразившегося в: не возвращении исполнительного листа серии ВС взыскателю ФИО1; не составлении акта о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю; не направлении постановления об окончании исполнительного производства взыскателю ФИО1, а также наложении на судебного пристава-исполнителя Калининского РОСП г.Чебоксары ФИО2 штрафа в размере 2000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-195, 198-199, 202-203, 225, 313-314 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

прекратить производство по административному делу №2а-2211/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Калининского РОСП г.Чебоксары Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – Чувашии ФИО2, Калининскому РОСП г.Чебоксары Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – Чувашии, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике – Чувашии о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Калининского РОСП г.Чебоксары ФИО2, выразившегося в: не возвращении исполнительного листа серии взыскателю ФИО1; не составлении акта о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю; не направлении постановления об окончании исполнительного производства взыскателю ФИО1, а также наложении на судебного пристава-исполнителя Калининского РОСП г.Чебоксары ФИО2 штрафа в размере 2000 рублей.

Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи частной жалобы через Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в течение 15-ти дней со дня его вынесения.

Судья С.Н. Тигина