ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Сандановой Д.Ч., при секретаре Кошелевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Совета депутатов третьего созыва муниципального образования городского поселения «Северомуйское» к Совету депутатов муниципального образования «Муйский район» о признании незаконным решения № 688 от 15 января 2016 года, к конкурсной комиссии по отбору кандидатов для замещения должности руководителя администрации муниципального образования «Муйский район» о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец председатель Совета депутатов третьего созыва МО ГП «Северомуйское» обратился в суд с административным иском к Совету депутатов МО «Муйский район» о признании решений незаконными. Требования мотивированны следующим. Согласно решению №662 от 24 ноября 2015 года Советом депутатов МО «Муйский район» назначен конкурс на замещение должности руководителя администрации МО «Муйский район», назначены 5 членов конкурсной комиссии из числа депутатов Совета депутатов МО «Муйский район». Согласно решению №660 от 24 ноября 2015 года в Положение о конкурсной комиссии и порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации МО «Муйский район» в целях приведения документации о проведении конкурса в соответствие с действующим законодательством были внесены изменения. Решением №661 от 24 ноября 2015 года была утверждена типовая форма контракта с руководителем администрации МО «Муйский район». 14 января 2016 года состоялось заседание конкурсной комиссии. На заседании конкурсной комиссии членом комиссии Председателем Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» была доведена информация о том, что Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации района не соответствует нормам федерального законодательства, законодательства Республики Бурятия и Уставу МО «Муйский район», в связи с чем, ни один кандидат на должность руководителя администрации района не соответствует требованиям законодательства Республики Бурятия и Уставу МО «Муйский район». Однако члены комиссии, назначенные Главой Республики Бурятия, посчитали указанные нарушения не существенными. В результате двое кандидатов были рекомендованы Совету депутатов для рассмотрения на сессии Совета депутатов МО «Муйский район». На сессии Совета депутатов решением №688 от 15 января 2016 года руководителем администрации МО «Муйский район» был назначен К.А.И.. Указанное решение Совета депутатов и решение Комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя администрации МО «Муйский район» являются незаконными по следующим основаниям: Согласно п. 3.1. Положения о конкурсной комиссии и о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации МО «Муйский район», утвержденного решением Совета депутатов МО «Муйский район» от 7 ноября 2008 года №4 с последующими изменениями и дополнениями, право на участие в конкурсе имеют граждане РФ, владеющие государственным языком РФ, отвечающие установленным законодательством требованиям, необходимым для замещения должности руководителя администрации: наличие высшего образования; стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее пяти лет или стаж работы по специальности не менее шести лет. Указанный пункт Положения не соответствует требованиям федерального законодательства, законодательства Республики Бурятия и Уставу МО «Муйский район».
Так, согласно п. 3 статьи 9 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации муниципального района по контракту, уставом муниципального района могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
Согласно п.4 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации муниципального района по контракту, уставом муниципального района и законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
Согласно п.2 статьи 25 Закона Республики Бурятия от 7.12.2004 года №896-111 «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия» для кандидата на должность руководителя администрации, назначаемого по контракту, установлены следующие дополнительные требования:
наличие высшего образования, своевременного повышения квалификации по специальности либо прохождения профессиональной переподготовки по специальности «государственное и муниципальное управление»;
практический опыт управленческой деятельности не менее 3 лет на одной из следующих должностей:
а) руководителем организации;
б) на государственной должности государственной службы, отнесенной к группе должностей государственной службы в аппарате исполнительной власти Республики Бурятия не ниже ведущей государственной должности;
в) на муниципальной должности, отнесенной к группе должностей муниципальной службы не ниже главной муниципальной должности;
отсутствие судимости;
обладание дееспособностью.
Таким образом, в Устав МО «Муйский район» своевременно не были внесены изменения, а Положение противоречит действующему федеральному и региональному законодательству.
Согласно п.1 статьи 25 вышеуказанного закона Республики Бурятия условия контракта для руководителя администрации утверждаются представительным органом муниципального района в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом Республики Бурятия - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Бурятия.
Решением Совета депутатов МО «Муйский район» №661 от 24 ноября 2015 года была утверждена типовая форма контракта с руководителем администрации района. Данное решение также является незаконным, так как подлежит утверждению проект контракта с руководителем администрации района, сама же утвержденная типовая форма контракта противоречит Уставу МО «Муйский район».
Согласно п.6 раздела 4 типовой формы контракта «условия контракта для руководителя администрации»: руководитель осуществляет прием на работу и увольнение работников администрации, руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
Согласно же п.6 статьи 26 Устава МО «Муйский район» руководитель администрации назначает на должность, освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений по согласованию с Советом депутатов, заключает с ним трудовые договоры (контракты), а также осуществляет контроль за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений» и т.д.
Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-ФЗ была введена новая ст. 195.1, в которой законодатель определил, что квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Ни один из кандидатов, подавших документы для участия в конкурсе на замещение должности руководителя администрации МО «Муйский район» не соответствовал требованиям действующего законодательства ни по уровню квалификационных требований, ни по другим основаниям. Более того, не проверялось комиссией отсутствие судимости, так как справки об этом кандидатами не представлялись. Просит признать незаконными решения Совета депутатов МО «Муйский район» № 688 от 15 января 2016 года, № 661 от 24 ноября 2015 года.
В ходе рассмотрения дела судом удовлетворено ходатайство административного истца о привлечении в качестве соответчика конкурсной комиссии по отбору кандидатов для замещения должности руководителя администрации МО «Муйский район» и изменении предмета иска.
В судебном заседании представитель административного истца Совета депутатов третьего созыва МО ГП «Северомуйское» - ФИО1, действующая по доверенности, исковые требования полностью поддержала согласно доводам, изложенным в административном иске. Кроме того, суду пояснила, что из протокола заседания конкурсной комиссии видно, что протокол составлен с нарушениями: протоколов должно быть два, т. к. конкурс проводится в два этапа; в преамбуле не указано место и время проведения заседания; не указаны результаты рассмотренных вопросов повестки. Считает, что данными решениями и действиями нарушены права Совета депутатов МО ГП «Северомуйское», т. к. они взаимодействуют по вопросам местного самоуправления. Неквалифицированный специалист не может принимать квалифицированных решений, тем самым нарушаются права Совета депутатов поселения и граждан. Просит признать действия конкурсной комиссии по отбору кандидатов для замещения должности руководителя администрации МО «Муйский район» по представлению на обсуждение сессии Совета депутатов МО «Муйский район» кандидатур для замещения должности руководителя администрации МО «Муйский район» незаконными. Просит признать решение Совета депутатов МО «Муйский район» № 688 от 15 января 2016 года незаконным.
Представитель административного ответчика Совета депутатов МО «Муйский район» ФИО2, действующая по доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что акты представительного органа муниципального образования принимаются коллегиально и оформляются в виде решений. Однако истцом не представлено доказательств того, что Совет депутатов МО ГП «Северомуйское» принимал решение о подаче иска к Совету депутатов МО «Муйский район»: не представлено само решение Совета депутатов МО ГП «Северомуйское», протокол заседания совета депутатов, доказательства вступления его в силу, опубликования (обнародования) решения. В соответствии с частью 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы местного самоуправления. Однако Совет депутатов поселения не вправе подавать иски к совету депутатов района, потому как решениями № 661 и № 688 Совета депутатов МО «Муйский район» права Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» никак не затрагиваются. Истец ссылается на пункт 4 статьи 218 КАС РФ. Однако доказательств того, что Совет депутатов МО ГП «Северомуйское» вправе подавать подобные иски от граждан (в пределах своей компетенции) истцом не представлено. Несмотря на ссылки в иске о несоответствии Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации района нормам законодательства Республики Бурятия, конкурсная комиссия знала об отсутствии в указанном положении пунктов из республиканского закона. Поэтому при проведении конкурса, а именно на стадии проверки документов кандидатов, комиссия руководствовалась частью 2 статьи 25 закона Республики Бурятия от 07.12.2004 № 896-Ш «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия». Все требования к кандидатам на должность руководителя администрации, предъявляемые этой статьей закона, членами конкурсной комиссии были учтены. В иске истец ссылается на постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов». Указанный документ никакого отношения к конкурсантам не имеет. Кроме того, он утратил силу. Поэтому вывод истца о несоответствии кандидатов, подавших документы на участие в конкурсе, «требованиям действующего законодательства ни по уровню квалификационных требований, ни по другим основаниям», истцом не доказан. Просит в иске отказать.
Помощник прокурора Муйского района Республики Бурятия Цымпилов И.И. в своем заключении считает, что Совет депутатов МО ГП «Северомуйское» является ненадлежащим истцом. В своих пояснениях представитель административного истца указал, что иск подан, в том числе в интересах граждан. Совет депутатов не вправе подавать иски в интересах граждан. Совет депутатов поселения и Совет депутатов района самостоятельные юридические лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, органы, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из п. 4.1. Положения о конкурсной комиссии и о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации МО «Муйский район», утвержденного решением Совета депутатов МО «Муйский район» от 07.11.2008 г. № 4, следует, что полномочия конкурсной комиссии прекращаются на следующий день после принятия Советом депутатов МО «Муйский район» решения о назначении на должность руководителя администрации по результатам проведенного конкурса.
Решением Совета депутатов МО «Муйский район» № 688 от 15 января 2016 года К.А.И. назначен руководителем администрации МО «Муйский район».
Обращаясь в суд, в порядке ч. 4 ст. 218 КАС РФ, председатель Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» Ч.Т.В. просит признать действия конкурсной комиссии по отбору кандидатов для замещения должности руководителя администрации МО «Муйский район» по представлению на обсуждение сессии Совета депутатов МО «Муйский район» кандидатур для замещения должности руководителя администрации МО «Муйский район» незаконными, а также решение Совета депутатов МО «Муйский район» № 688 от 15 января 2016 года о назначении К.А.И. руководителем администрации МО «Муйский район» незаконным.
Учитывая положения ч. 2 ст. 40, ч. 4 ст. 218 КАС РФ, суд считает, что административный истец – председатель Совета депутатов МО ГП «Северомуйское» Ч.Т.В. не вправе обращаться в суд с заявленными требованиями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, иных лиц.
Кроме того, оспариваемые действия и решения не затрагивают интересы Совета депутатов МО ГП «Северомуйское». Из доводов административного истца не усматривается, что действия конкурсной комиссии по отбору кандидатов для замещения должности руководителя администрации МО «Муйский район» и решение Совета депутатов МО «Муйский район» о назначении ФИО3 руководителем администрации МО «Муйский район» каким-либо образом нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 202 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по административному делу по административному исковому заявлению Совета депутатов третьего созыва муниципального образования городского поселения «Северомуйское» к Совету депутатов муниципального образования «Муйский район» о признании незаконным решения № 688 от 15 января 2016 года, к конкурсной комиссии по отбору кандидатов для замещения должности руководителя администрации муниципального образования «Муйский район» о признании действий незаконными прекратить.
Определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Бурятия в течение 15 дней через Муйский районный суд Республики Бурятия.
Судья Д.Ч. Санданова