ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-264/2023 от 30.10.2023 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Лушникова Е.В. Апелляционное дело № 33а-4659/2023

Судья Александров Ю.Н. Административное дело № 2а-264/2023

УИД 21 RS0005-01-2023-000310-43

АПЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.,

судей Лушниковой Е.В., Кудряшовой Р.Г.,

при секретаре судебного заседания Федотовой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики о признании действия администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики по реорганизации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Липовская основная общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Л.С. Константинова» Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики в форме присоединения к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Малокармалинская средняя общеобразовательная школа имени М.Е. Евсевьева» Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики незаконным и об отмене постановления администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики от 24 апреля 2023 года № 427, поступившее по апелляционной жалобе главы Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики Семёнова И.Г. на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 23 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Лушниковой Е.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики о признании действия администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики по реорганизации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Липовская основная общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Л.С. Константинова» Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики (далее – МБОУ «Липовская ООШ») в форме присоединения к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Малокармалинская средняя общеобразовательная школа имени М.Е. Евсевьева» Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики (далее – МБОУ «Малокармалинская СОШ») незаконным и об отмене постановления администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики (далее – администрации Ибресинского МО) от 24 апреля 2023 года № 427.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района была проведена проверка по обращению жителей п. Липовка и с. Малые Кармалы Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики о несогласии с реорганизацией МБОУ «Липовская ООШ», по результатам которой в деятельности администрации Ибресинского МО выявлены нарушения. Установлено, что постановлением администрации Ибресинского муниципального округа от 24 апреля 2023 года № 427 принято решение о реорганизации МБОУ «Липовская ООШ» в форме присоединения к МБОУ «Малокармалинская СОШ». Данное решение администрацией Ибресинского МО принято с нарушением требований законодательства. При проведении экспертной оценки последствий принятия решения о реорганизации образовательной организации в качестве документально оформленного мнения жителей учтено решение, отраженное в протоколе собрания жителей Малокармалинского сельского поселения Ибресинского МО от 28 марта 2023 года. Вместе с тем, группой граждан поселков Липовка, Малиновка, Смычка Ибресинского МО 24-25 февраля 2023 года инициативно проведен самостоятельный опрос по учету мнения граждан о сохранении МБОУ «Липовская ООШ», итоги которого были оформлены Протоколом комиссии по проведению опроса граждан от 27 февраля 2023 года и Протоколом заседания инициативной группы по подготовке и проведению опроса граждан № 3 от 27 февраля 2023 года. Копии данных документов и опросных листов были также приложены к заявлению администрации округа в комиссию для проведения экспертной оценки последствий принятия решения о реорганизации образовательной организации в качестве документально оформленного мнения жителей. Опрос жителей части муниципального образования, территориально относящихся к МБОУ «Липовская ООШ», для выявления мнения населения и его учета при принятии решения о реорганизации школы в форме присоединения к МБОУ «Малокармалинская СОШ» в соответствии с установленными требованиями законодательства должностными лицами местного самоуправления Ибресинского МО не проводился. Таким образом, без проведения в установленном законом порядке опроса граждан поселения мнение жителей муниципального образования не может быть признано учтенным. Данный вопрос обсуждался на собрании жителей Малокармалинского сельского поселения Ибресинского МО от 28 марта 2023 года, итоги которого официально не опубликованы. Выявление мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления посредством проведения собрания не предусмотрено. Соответственно положительное заключение комиссии по оценке последствий реорганизации муниципальной общеобразовательной организации и решение о реорганизации принято без учета мнения населения, установленного в предусмотренном законом и Уставом муниципального округа порядке. Установлено, что собрание от 28 марта 2023 года проведено с нарушениями установленных норм, в том числе: без надлежащего уведомления жителей поселения о дате и времени проведения указанного собрания информация не размещена на официальном сайте МБОУ «Липовская ООШ» и на установленных в населенных пунктах сельского поселения информационных стендах, список присутствовавших на собрании граждан не составлялся, в связи с чем установить участников собрания и голосовавших не представляется возможным, собрание проведено без учета порядка назначения и проведения собрания граждан, а также полномочий собрания определенных законодательством. В данном протоколе собрания имеются противоречивые данные, поскольку в указанный день представители администрации округа отчитывались о проделанной работе, в то время как в повестке дня протокола собрания жителей Малокармалинского сельского поселения Ибресинского МО от 28 марта 2023 года отражен лишь один вопрос о реорганизации МБОУ «Липовская ООШ». Постановлением администрации Ибресинского МО от 27 марта 2023 года создана комиссии по оценке последствий решения о реорганизации. Установлено, что решение заседания комиссии оформлено протоколом № 1 от 31 марта 2023 года. Однако, положительное заключение о возможности принятия решения о реорганизации подготовлено с нарушением установленного срока - 04 апреля 2023 года. Заявление администрации Ибресинского МО о проведении экспертной оценки с приложенными документами подано в комиссию 04 апреля 2023 года за № 1280, в то время как заседание комиссии согласно протоколу № 1 проводилось 31 марта 2023 года. Следовательно, документы, приложенные к заявлению на момент заседания комиссии отсутствовали. К заявлению не приложены проект решения о реорганизации МБОУ «Липовская ООШ» и проект Устава образовательной организации, создаваемой в результате реорганизации, а также документы, отражающие состояние материально-технической базы МБОУ «Липовская ООШ». В качестве документов, отражающих состояние материально-технической базы МБОУ «Липовская ООШ», приложена ведомость по основным средствам на 01 апреля 2023 года, составленная 18 июля 2023 года, что говорит о составлении данного документа после заседания комиссии. Кроме того, пояснительная записка не содержит оценку социально-экономических последствий реорганизации (ликвидации) образовательной организации; мотивированное обоснование возможности обеспечения в полном объеме образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, предоставления социального обслуживания после реорганизации образовательной организации; информацию о сокращении или увеличении штатной численности реорганизуемой образовательной организации (при принятии решения о реорганизации). Информация о возможности трудоустройства работников, высвобождаемых в результате реорганизации (ликвидации) образовательной организации указана без конкретизации. Также информация экономического обоснования реорганизации МБОУ «Липовская ООШ» не содержит сведений по дополнительным затратам образовательной организации в части обеспечения занятости высвобождаемых работников образовательной организации и другие сведения по дополнительным затратам, а также не отражен социально-экономический эффект от проведенных мероприятий. Органом местного самоуправления не представлено в комиссию в составе прилагаемых к заявлению материалов документально оформленное мнение жителей сельского поселения, установленное в предусмотренном законом и Уставом муниципального округа порядке, то есть путем проведения опроса. В представленных материалах отсутствуют сведения о даче оценки последствий реорганизации МБОУ «Липовская ООШ» по всем 3 установленным Порядком критериям. В этой связи нельзя согласиться с вынесенным комиссией 04 апреля 2023 года положительным заключением о реорганизации МБОУ «Липовская ООШ». Комиссией при проведении экспертной оценки не использована возможность направления запросов о предоставлении необходимых документов, материалов в государственные органы и организации. При указанных обстоятельствах действия администрации Ибресинского муниципального округа по реорганизации образовательной организации не являются законными, а постановление № 427 от 24 апреля 2023 года подлежит отмене. 14 июня 2023 года прокуратурой района в адрес администрации внесено представление в связи несоблюдением процедуры проведения собрания по вопросу реорганизации, однако постановление № 427 от 24 апреля 2023 года по настоящее время не отменено. На основании изложенного просит признать действия администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики по реорганизации МБОУ «Липовская ООШ» в форме присоединения к МБОУ «Малокармалинская СОШ» незаконным и отменить постановление администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики от 24 апреля 2023 года № 427.

Решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 23 августа 2023 года ппризнаны незаконными действия администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики по реорганизации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Липовская основная общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Л.С. Константинова» Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики в форме присоединения к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Малокармалинская средняя общеобразовательная школа имени М.Е. Евсевьева» Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики.

Постановление администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики от 24 апреля 2023 года № 427 «О реорганизации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Липовская основная общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Л.С. Константинова» Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики в форме присоединения к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Малокармалинская средняя общеобразовательная школа имени М.Е. Евсевьева» Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики» отменено.

Также указанным решением постановлено опубликовать сообщение о принятом решении в газете «Ибресинский вестник», а также на официальном сайте администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Не согласившись с данным решением, главой Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики Семёновым И.Г., была подана апелляционная жалоба в которой ссылается на то, что решение суда первой инстанции является незаконным ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований. В обоснование жалобы указывает, что процедура проведения опроса граждан была утверждена соответствующим постановлением. Мнение жителей Малокармалинского сельского поселения учитывалось при принятии решения о реорганизации школы. В протоколе заседании комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательный учреждений (организаций) Ибресинского МО и подготовки ею заключений при указании даты проведении заседании комиссии 31 марта 2023 года допущена описка. Все критерии, относящиеся к образовательному процессу, доступности образования, комиссией учтены. В частности, комиссией при даче положительного заключения о целесообразности реорганизации МБОУ «Липовская ООШ» в форме присоединения к МБОУ «Малокармалинская СОШ» установлено, что при реорганизации МБОУ «Липовская ООШ» в форме присоединения к МБОУ «Малокармалинская СОШ» гарантируется получение детьми начального общего, основного общего и среднего общего образования в МБОУ «Малокармалинская СОШ»; условия содержания, обслуживания и обучения школьников значительно улучшаются; будет организована ежедневная безопасная перевозка обучающихся в МБОУ «Малокармалинская СОШ», которая находится на расстоянии 12 км от МБОУ «Липовская ООШ» на школьном автобусе с 22 посадочными местами по маршруту: с. Малые Кармалы - п. Малиновка - п. Смычка - п. Липовка - п. Смычка - п. Малиновка - с. Малые Кармалы, реорганизация школы не ведет к значительным изменениям социальных условий для обучающихся и жителей на территории Малокармалинского сельского поселения Ибресинского МО; экономия бюджетных средств составляет около 800000 руб. в год из республиканского и Ибресинского бюджетов. Оспариваемое постановление принято в целях оптимизации и повышения эффективности функционирования общеобразовательных учреждений муниципального образования, рационального использования финансовых средств бюджетов всех уровней. Допущенные нарушения при выяснении мнения жителей Малокармалинского сельского поселения при реорганизации МБОУ «Липовская ООШ» в форме присоединения к МБОУ «Малокармалинская СОШ» не являются достаточным и безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. Мнение жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации муниципальной образовательной организации носят рекомендательный характер.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ибресинского района Чувашской Республики Архипов А.А. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Прокурор Власова Ю.М, участвуя в судебном заседании суда апелляционной инстанции, в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать.

Представитель администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики Петрова Н.Р. в суде апелляционной инстанции апелляционную жалобу поддержала.

Представитель заинтересованного лица МБОУ «Липовская ООШ» Карлинов А.В. просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку в силу ст. 150, части б статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации их неявка не служит препятствием к рассмотрению дела в апелляционном порядке, проверив законность и обоснованность судебного решения судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Реорганизация образовательной организации производится в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании (часть 10 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

В соответствии с частями 10, 12 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Принятие органом местного самоуправления решения о ликвидации муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (п. 11 ст. 22 Закона об образовании). Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 14 ст. 22 Закона об образовании).

В соответствии с ч. 14 ст. 9 Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. № 50 "Об образовании в Чувашской Республике" к полномочиям органов исполнительной власти относится в том числе установление порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Чувашской Республики, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений.

Процедура проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Чувашской Республики, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений, регламентированы приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 22 января 2014 года № 91 « Об утверждении порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной Чувашской Республики, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений».

В соответствии с ч. 4.2 приведенного Порядка к заявлению прилагаются документы и материалы, в том числе подтверждающие эффективность реорганизации или ликвидации образовательной организации:

1) проект решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации;

2) пояснительная записка, которая должна содержать:

информацию о предназначении и фактическом функционировании образовательной организации в настоящее время;

мотивированное обоснование необходимости, а также цели и задачи реорганизации (ликвидации) образовательной организации;

оценку социально-экономических последствий реорганизации (ликвидации) образовательной организации;

мотивированное обоснование возможности обеспечения в полном объеме образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, предоставления социального обслуживания после реорганизации или ликвидации образовательной организации;

информацию о сокращении или увеличении штатной численности реорганизуемой образовательной организации (при принятии решения о реорганизации);

информацию о возможности трудоустройства работников, высвобождаемых в результате реорганизации (ликвидации) образовательной организации;

информацию о возможности перевода обучающихся реорганизуемой или ликвидируемой образовательной организации в другие образовательные организации;

информацию о том, кому будут переданы полномочия органа государственной власти (органа местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме, после завершения процесса ликвидации, в случае, если ликвидируемая образовательная организация осуществляет данные полномочия;

3) документы, отражающие состояние материально-технической базы образовательной организации (характеристики зданий, соответствие строений и их площадей строительным нормам и правилам, санитарным и гигиеническим нормам, требованиям охраны здоровья обучающихся (воспитанников) и работников образовательной организации, степень благоустройства территории земельного участка, оснащенности образовательного процесса, библиотечных фондов, а также сведения о планируемом перспективном использовании зданий (помещений) образовательной организации);

4) экономическое обоснование реорганизации или ликвидации образовательной организации (дополнительные затраты образовательной организации (затраты на формирование дополнительных классов, организацию подвоза обучающихся, обеспечение занятости высвобождаемых работников образовательной организации и т.д.), социально-экономический эффект от проведенных мероприятий);

5) копия устава образовательной организации, подлежащей реорганизации (ликвидации);

6) проект устава образовательной организации, создаваемой в результате реорганизации.

При принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении также представляется документально оформленное мнение жителей сельского поселения.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации Ибресинского муниципального округа от 27 марта 2023 года создана комиссия по оценке последствий решения о реорганизации (л.д. 14).

Решение заседания комиссии оформлено протоколом № 1 от 31 марта 2023 года (л.д.12).

Также из материалов дела следует, что главой Ибресинского МО Семёновым И.Г. 04 апреля 2023 года было направлено в комиссию по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных учреждений (организаций) Ибресинского муниципального округа и подготовки ею заключений заявление о реорганизации МБОУ «Липовская ООШ» в форме присоединения МБОУ «Малокармалинская СОШ» с приложением документов: проект постановления о реорганизации МБОУ «Липовская ООШ» в форме присоединения МБОУ «Малокармалинская СОШ»; пояснительная записка о целесообразности реорганизации; документы, отражающие состояние материально-технической базы учреждения; экономическое обосновании реорганизации; копия устава МБОУ «Липовская ООШ»; документально оформленное мнение жителей Малокармалинского сельского поселения с приложением собрания жителей п.Смычка, п.Малиновка. п.Липовка (л.д. 15).

В этот же день комиссией дано Заключение о целесообразности реорганизации МБОУ «Липовская ООШ» в форме присоединения МБОУ «Малокармалинская СОШ». Заключением комиссии сделан вывод о том, что принятое решение не окажет отрицательного влияния на обеспечение образования, развития, отдыха и оздоровления детей (л.д. 12).

Постановлением администрации Ибресинского муниципального округа от 24 апреля 2023 года № 427 принято решение о реорганизации МБОУ «Липовская ООШ» в форме присоединения к МБОУ «Малокармалинская СОШ» (л.д. 7).

Также из материалов дела следует, что прокуратурой Ибресинского района проведена проверка по обращению жителей поселка Липовка и села Малые Кармалы Ибресинского муниципального округа о несогласии с реорганизацией МБОУ «Липовская ООШ».

Из материалов дела следует, что 14 июня 2023 года прокурором Ибресинского района Чувашской Республики вынесено представление об устранении нарушений законодательства. В ходе проведенной проверки установлено, что в действиях ответственных должностных лиц выявлены нарушения при подготовке проведения собрания по вопросу реорганизации МБОУ «Липовская ООШ» с жителями Малокармалинского сельского поселения. В целях извещения жителей населенных пунктов Малокармалинского сельского поселения о проведении 28 марта 2023 в 13 часов 00 минут и.о. начальника отдела образования администрации Ибресинского МО 23 марта 2023 в адрес директора МБОУ «Липовская ООШ» по электронной почте направлено письмо о проведении схода граждан по вопросу уточнения мнения жителей по вопросу реорганизации МБОУ «Липовская ООШ» в форме присоединения к МБОУ «Малокармалинская СОШ». В нарушение п.3.2 и п.3.4 Порядка учета мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации, утвержденной Постановлением администрации Ибресинксого муниципального округа от 16.03.2023 №254, отделом образования администрации Ибресинского муниципального округа информация о проводимом собрании (учете мнения) с жителями населенных пунктов, за которыми закреплена образовательная организация объявление на официальном сайте образовательной организации не размещено, точно также, как и на установленных в населенных пунктах сельского поселения информационных стендах. Согласно протоколу собрания жителей Малокармалинского сельского поселения Ибресинского муниципального округа от 28 марта 2023 года состоялось собрание с жителями населенных пунктов п.Малиновка, п.Липовка и п.Смычка, на котором присутствовали 37 человек. В нарушение п.4.1 Порядка ответственными лицами администрации Ибресинского МО список жителей сельского поселения, присутствующих на собрании 28 марта 2023 года не велся (т. л.д. 68-70).

Также судом первой инстанции установлено, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что заявление администрации Ибресинского муниципального образования о проведении экспертной оценки с приложенными документами подано в комиссию 04 апреля 2023 года за № 1280, в то время как заседание комиссии согласно протоколу № 1 проводилось 31 марта 2023 года. Таким образом, документы, приложенные к заявлению на момент заседания комиссии отсутствовали. К заявлению не приложены проект решения о реорганизации МБОУ «Липовская ООШ» и проект Устава образовательной организации, создаваемой в результате реорганизации, а также документы, отражающие состояние материально-технической базы МБОУ «Липовская ООШ». В качестве документов, отражающих состояние материально-технической базы МБОУ «Липовская ООШ», приложена ведомость по основным средствам на 01 апреля 2023 года, составленная 18 июля 2023 года, что говорит о составлении данного документа после заседания комиссии. Кроме того, пояснительная записка не содержит оценку социально-экономических последствий реорганизации (ликвидации) образовательной организации; мотивированное обоснование возможности обеспечения в полном объеме образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, предоставления социального обслуживания после реорганизации образовательной организации; информацию о сокращении или увеличении штатной численности реорганизуемой образовательной организации (при принятии решения о реорганизации). Информация о возможности трудоустройства работников, высвобождаемых в результате реорганизации (ликвидации) образовательной организации указана без конкретизации. Также информация экономического обоснования реорганизации МБОУ «Липовская ООШ» не содержит сведений по дополнительным затратам образовательной организации в части обеспечения занятости высвобождаемых работников образовательной организации и другие сведения по дополнительным затратам, а также не отражен социально-экономический эффект от проведенных мероприятий. Органом местного самоуправления не представлено в комиссию в составе прилагаемых к заявлению материалов документально оформленное мнение жителей сельского поселения, установленное в предусмотренном законом и Уставом муниципального округа порядке, то есть путем проведения опроса. В представленных материалах отсутствуют сведения о даче оценки последствий реорганизации МБОУ «Липовская ООШ» по всем 3 установленным Порядком критериям. В этой связи нельзя согласиться с вынесенным комиссией 04 апреля 2023 года положительным заключением о реорганизации МБОУ «Липовская ООШ». Комиссией при проведении экспертной оценки не использована возможность направления запросов о предоставлении необходимых документов, материалов в государственные органы и организации.

В ответ на указанное представление прокурора администрацией Ибресинского МО письмом от 20 июня 2023 года №2389 сообщено, что указанные в представлении нарушения признаны обоснованными. За допущенные нарушения закона заместителю главы администрации Ибресинского МО Алексеевой И.В. распоряжением №61-К от 19.06.2023 объявлено замечание. (л.д.71).

Проверяя законность постановления администрации Ибресинского муниципального округа от 24 апреля 2023 года № 427 «О реорганизации МБОУ «Липовская основная общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Л.С. Константинова» в форме присоединения к МБОУ «Малокармалинская средняя общеобразовательная школа имени М.Е. Евсевьева» суд пришел к обоснованному выводу о нарушении административным ответчиком порядка и процедуры принятия муниципального правового акта.

Так, оценивая, установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Ибресинского муниципального округа Российской Федерации пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление в установленном порядке опубликовано не было, при его принятии в установленных законом порядке и форме не было выяснено мнение жителей сельских поселений п. Липовка, п.Малиновка, п.Смычка по вопросу реорганизации МБОУ «Липовская ООШ» в форме присоединения к МБОУ «Малокармалинская СОШ», так как порядок учета мнения жителей был нарушен, проведен без соблюдения требований действующего законодательства.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

В силу пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации и является вопросом местного значения муниципального района.

В части 4 статье 31 Федерального закона N 131-ФЗ закреплена обязанность органа местного самоуправления определить порядок назначения и проведения опроса граждан уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В силу положений части 10 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (часть 12 статьи 22 Федерального закона N 273-ФЗ).

Принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (часть 11 статьи 22 Федерального закона N 273-ФЗ).

При этом порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 14 статьи 22 Федерального закона N 273-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 23 Устава Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики опрос граждан проводится на всей территории Ибресинского муниципального округа или на ее части для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления Ибресинского муниципального округа и должностными лицами местного самоуправления Ибресинского муниципального округа, а также органами государственной власти.

Согласно п. 4 и 5 ст. 23 Устава Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики опрос граждан назначается Собранием депутатов Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики не позднее чем через 30 дней после принятия акта, принятого в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. Опрос граждан должен быть проведен не позднее чем через 20 дней с момента его назначения. Для проведения опроса граждан может использоваться официальный сайт Ибресинского муниципального округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение Собрания депутатов Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики о назначении опроса граждан должно быть опубликовано в издании «Ибресинский вестник» в течение 5 дней с момента его принятия.

При этом, как следует из п. 1 ст. 21 Устава Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления Ибресинского муниципального округа и должностных лиц местного самоуправления, обсуждения вопросов внесения инициативных проектов и их рассмотрения, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории Ибресинского муниципального округа могут проводиться собрания граждан. Вместе с тем, решение о реорганизации муниципальных образовательных учреждений не относится к тем вопросам по которым возможен учет граждан путем проведения собрания.

Таким образом, анализ вышеприведенные положений Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации", а также положений Устава Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики позволяет сделать вывод о том, что для соблюдения процедуры принятия решения административному ответчику надлежало провести опрос с соблюдением порядка его назначения путем вынесения соответствующего решения Собранием депутатов Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики, а также с соблюдением сроков его назначения и опубликования, чего фактически в данном случае сделано не было.

Судом первой инстанции установлено, что при проведении экспертной оценки последствий принятия решения о реорганизации образовательной организации в качестве документально оформленного мнения жителей учтено решение, отраженное в протоколе собрания жителей Малокармалинского сельского поселения Ибресинского МО от 28 марта 2023 года (л.д. 28-29).

Также для принятия решения комиссии были представлены протоколы комиссии по проведению опроса граждан от 27 февраля 2023 года, согласно которому группой граждан поселков Липовка, Малиновка, Смычка Ибресинского МО 24-25 февраля 2023 года инициативно проведен самостоятельный опрос по учету мнения граждан о сохранении МБОУ «Липовская ООШ» (л.д. 30-32).

При этом, судом первой инстанции установлено, что собрание от 28 марта 2023 года проведено с нарушениями установленных норм, в том числе: без надлежащего уведомления жителей поселения о дате и времени проведения указанного собрания (информация не размещена на официальном сайте МБОУ «Липовская ООШ» и на установленных в населенных пунктах сельского поселения информационных стендах, список присутствовавших на собрании граждан не составлялся, в связи с чем установить участников собрания и голосовавших не представляется возможным, собрание проведено без учета порядка назначения и проведения собрания граждан, а также полномочий собрания определенных законодательством. В данном протоколе собрания имеются противоречивые данные, поскольку в указанный день представители администрации округа отчитывались о проделанной работе, в то время как в повестке дня протокола собрания жителей Малокармалинского сельского поселения Ибресинского МО от 28 марта 2023 года отражен лишь один вопрос о реорганизации МБОУ «Липовская ООШ».

Поскольку, как указывалось выше, процедура принятия решения о проведении опроса для выяснения мнения населения и его учета при принятии решения о реорганизации школы в форме присоединения к МБОУ «Малокармалинская СОШ» административным ответчиком была нарушена, то соответственно положительное заключение комиссии по оценке последствий реорганизации муниципальной общеобразовательной организации и решение о реорганизации принято без учета мнения населения, установленного в предусмотренном законом и Уставом муниципального округа порядке.

Также судом первой инстанции правильно установлено, что административным ответчиком также нарушена процедура опубликования оспариваемого муниципального нормативного правового акта.

Так, согласно п. 6 ч.1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования должен определяться, в том числе, порядок официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.

Согласно ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Как следует из разъяснений, изложенных пунктах 30 и 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством), опубликования и вступления в силу. Проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать следующее. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на «Официальном интернет-портале правовой информации», официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 Устава Ибресинского МО, постановления администрации муниципального округа входят в систему муниципальных правовых актов муниципального района.

Как следует из ч. 2 ст. 6 Устава муниципальные правовые акты Ибресинского муниципального округа, имеющие нормативный характер, публикуются в периодическом печатном издании «Ибресинский вестник» в течение 10 дней со дня их принятия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления Ибресинского муниципального округа, считается первая публикация его полного текста в издании «Ибресинский вестник».

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Ибресинского муниципального округа и соглашений органы местного самоуправления Ибресинского муниципального округа вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта Ибресинского муниципального округа в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

Судом первой инстанции установлено, что постановление администрации Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики от 24 апреля 2023 года № 427 не было опубликовано либо обнародовано в установленном в ст. 6 Устава порядке.

Доказательств опубликования в газете «Ибресинский вестник» оспариваемого нормативного правового акта, либо его размещения на официальном сайте администрации района, административным ответчиком не представлено.

Оспариваемое постановление, как на момент подачи административного иска в суд, так и на момент его рассмотрения являлось действующим, доказательств обратного суду не представлено.

Согласно разъяснениям, изложенным п. 40 постановления Пленума ВС РФ № 50 от 25 декабря 2018 года, следует иметь в виду, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

Таким образом, судебная коллегия, приходит к выводу, что обстоятельства нарушения процедуры принятия оспариваемого постановления нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Выводы, сделанные судом первой инстанции о том, что нарушен срок вынесения заключения, на законность принятого судом решения не влияют.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют позицию административного ответчика, излагавшуюся в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, и не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 23 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики Семёнова И.Г. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи: