ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 2А-3679/20 от 14.12.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-3679/2020 (№ 33а-19068/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2020 года город Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Куловой Г.Р.,

судей Искандарова А.Ф.,

Каримовой Ф.М.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Нуртдиновой Э.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования Республики Башкортостан, Институту развития образования Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным,

по апелляционной жалобе представителя Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» Королева Ю.В. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Искандарова А.Ф., судебная коллегия

установила:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административным иском (с учетом уточнения) к Министерству образования Республики Башкортостан, Институту развития образования Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия административных ответчиков в осуществлении взаимодействия с организатором добровольческой деятельности (административным истцом) по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия «Военный заем 1942-1945» с привлечением добровольческих (волонтёрских) организаций для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работе по проведению профориентационных мероприятий и обеспечении реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков. Заявленные требования мотивировало тем, что в целях исполнения п. 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, включенный в Перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного Совета (утв. Президентом РФ от дата №Пр-38ГС) административный истец направил в адрес административного ответчика обращение объединения граждан. Административный ответчик отказался от взаимодействия в направлении благотворительной помощи для детей, лишившихся родителей и оставшихся без попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Ссылаясь на письмо Института развития образования Республики Башкортостан от дата, административный истец указывал на бездействие административного ответчика в исполнении поручений Президента и Государственного совета Российской Федерации в части отказа в организации с привлечением добровольческой (волонтерской) организации в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работе по проведению профориентационных мероприятий и обеспечении реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков в рамках просветительского мероприятия «Военный заем 1942-1945». Отказ административного истца от межсекторного взаимодействия, предусмотренного распоряжением Правительства РФ от дата№...-р, распоряжением Правительства РФ от дата№...-р, распоряжением Правительства РФ от дата№...-р нарушает права детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работе по проведению профориентационных мероприятий и обеспечении реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков. Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» предоставило в суд письменные пояснения, в которых указало на то, что административный истец не является образовательным или научным учреждением и не оказывает образовательные или иные услуги. Организовывать учебный процесс, изменять учебный план и календарный учебный график обращение объединения граждан от дата не содержало. Кроме этого, основанием административного иска является ответ Министерства от дата, а предметом исковых требований: бездействие административного ответчика в исполнении поручений Президента и Государственного совета Российской Федерации (Утверждено Президентом РФ дата № Пр-38ГС) в части отказа в организации с привлечением добровольческой (волонтерской) организации в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечить реализацию специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков в рамках просветительского мероприятия «Военный заем 1942-1945». Административный истец не занимается предпринимательской или иной приносящей доход деятельностью, не оказывает населению и организациям каких-либо услуг, в том числе образовательных. Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» не выполняет функции иностранного агента, не получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников и не участвует в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Благотворительная организация не состоит на учете в Росфинмониторинге согласно приказу от дата№... «Об утверждении Программы проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на 2019 год». Пункт 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, представленные по итогам Международного форума добровольцев (волонтеров) в адрес 3 - дата включены в Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося дата и утверждены Президентом Российской Федерации дата № Пр-38ГС. Государственный совет Российской Федерации (далее - Государственный совет) является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Членами Государственного совета, в том числе, являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. (Указ Президента РФ от дата N 1602 «О Государственном совете Российской Федерации»). Решение Государственного совета в части исполнения пункта 25 принято с участием высшего должностного лица административного ответчика и подлежит исполнению ответственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Административный ответчик не прояснил, каким образом соблюдаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц: благотворителей и добровольцев (волонтеров), детей, нуждающихся в помощи и защите государства, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения.

Решением Кировского районного суда Республики Башкортостан от 29 июня 2020 года постановлено: в удовлетворении административного иска Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования Республики Башкортостан, Институту развития образования Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия административного ответчика в осуществлении взаимодействия с организатором добровольческой деятельности (административным истцом) по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия «Военный заем 1942-1945» с привлечением добровольческих (волонтёрских) организаций для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работе по проведению профориентационных мероприятий и обеспечении реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков отказать.

В апелляционной жалобе представитель Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» ФИО1 указывает, что доказательства отсутствия обращения от 09.03.2020 в адрес Министерства образования Республики Башкортостан должны были быть представлены административным ответчиком, возложение на административного истца обязанности доказывать направление данного обращения противоречит положениям ст. 62 КАС РФ. Вывод суда об отсутствии данных о том, что ответами, направленными в адрес организатора добровольческой деятельности ФИО1, административные ответчики нарушили его права и законные интересы, не соответствует материалам дела. Административный иск подан в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц из числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в защите государства. Просветительское инклюзивное мероприятие «Военный Заём 1942-1945» проводится в интерактивной форме, безвозмездно, без физического присутствия представителей административного истца на территории региона (принципы трансграничности и санитарные требования не нарушаются) в соответствии с федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Благотворители адрес (участники движения) могут направлять пожертвования для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, вести работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков без физического присутствия в регионе благотворителей. Благополучатели - граждане Российской Федерации, лишившиеся родителей или оставшиеся без их попечения, а также нуждающиеся в помощи и защите государства имеют право на получение благотворительной помощи, в том числе участвовать в интерактивной форме в инклюзивном просветительском мероприятии «Военный Заём 1942-1945». Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 2 ст.17.2 федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Государством гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц - участников благотворительной деятельности. Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 18 федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»). В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» (далее -Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425) орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений:

о принятии предложения;

об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

Причины, послужившие основанием для принятия решения в отказе от взаимодействия и указанные в ответах административных ответчиков, безосновательны и не соответствуют профильному законодательству.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Судом нарушены требованиями Верховного Суда РФ, изложенные в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»: судам необходимо соблюдать последовательность в изложении решения, установленную статьей 198 ГПК РФ. Содержание исковых требований должно быть отражено в его описательной части в соответствии с исковым заявлением. Если истец изменил основание или предмет иска, увеличил или уменьшил его размер, ответчик признал иск полностью или частично, об этом следует также указать в описательной части решения. Административный истец в порядке ст.46 КАС РФ заявил ходатайство об изменении предмета исковых требований (приложение), что не нашло своего отражения в тексте судебного акта. Решение является законным в случае применения судом в соответствии с частью 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и частью 2 статьи 11 ГПК РФ нормы, имеющей наибольшую юридическую силу. Судом не проанализирована юридическая сила профильного федерального законодательства и подзаконных правовых актов: Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного Совета (утв. Президентом РФ от 16.01.2019 № Пр-38ГС), распоряжения Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р, распоряжения Правительства РФ от 15.11.2019 № 2705-р «О
Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской
Федерации на период до 2025 года», распоряжения Правительства РФ от 27.12.2018 № 2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» и Постановления Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425. Следовательно, судом не соблюдены требования, изложенные в ст. 180 КАС РФ, Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в Постановлениях от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Обращение организатора добровольческой деятельности подлежит рассмотрению в порядке, установленном федеральным законом от 11.08.1995 № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Судом допущены нарушение и неправильное применение норм материального права, которые являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке (ст. 310 КАС РФ). Неправильным применением норм материального права является неприменение закона, подлежащего применению - федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается (ч.3 ст.67.1 Конституции Российской Федерации). Автор апелляционной жалобы просит отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен, ходатайствовал о проведении судебного заседания в его отсутствие, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица.

Заслушав объяснения представителя Министерства образования и науки Республики Башкортостан ФИО2 и представителя Института развития образования Республики Башкортостан ФИО3, возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы административного дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) оснований для отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из положений статьи 227 КАС РФ следует, что суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. Из этого следует, что отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований.

При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, дата Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» направило в адрес Уфимского регионального методического центра по финансовой грамотности и системы общего и профессионального образования Института развития образования Республики Башкортостан по электронной почте обращение, в котором в целях исполнения стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 года, Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, распоряжения Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, утвержденных Перечнем поручений Президента Российской Федерации, просило обеспечить участие не менее 100 человек в интерактивном мероприятии согласно расписанию.

26.03.2020 года директором Уфимского регионального методического центра по финансовой грамотности и системы общего и профессионального образования Института развития образования Республики Башкортостан ФИО4 административному истцу дан ответ о том, что в Республике Башкортостан ведется работа по перечисленным в письме нормативным актам, Уфимский региональный методический центр по финансовой грамотности и системы общего и профессионального образования Института развития образования Республики Башкортостан считает, что нет необходимости обеспечивать участие указанной категории в предложенном интерактивном мероприятии.

Разрешая заявленные требования Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», суд первой инстанции исходил из того, что доказательств обращения 09.03.2020 в адрес Министерства образования Республики Башкортостан административным истцом не представлено, нарушений прав Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности » административными ответчиками не допущено.

Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2).

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (часть 3).

Частью 1 статьи 9 названного Федерального закона установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

Исходя из правовой позиции, выраженной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации № 1163-О, № 1230-О, по смыслу взаимосвязанных положений части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Указанные законоположения предполагают, что, во всяком случае, гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.

В п. 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Суд первой инстанции, определяя юридически значимые по делу обстоятельства, содержанием которых является соблюдение административными ответчиками обязанности дать ответ на обращение организатора добровольческой деятельности ФИО1 (ст. 1 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»), применительно к приведенным и иным нижеперечисленным нормам названного нормативного акта, установил, что обращение административного истца было принято к рассмотрению (статья 9), рассмотрено, о чем организатору добровольческой деятельности ФИО1 дан ответ (статья 10) с соблюдением установленного статьей 12 указанного Закона срока.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом исковых требований и отмечает следующее.

Пунктом «ж» части 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Основы правового регулирования благотворительной деятельности, возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее - Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ).

Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ).

В силу подпунктов 1, 2 части 1 статьи 17.2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает: общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями; перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

В перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. №1425, включены деятельность по оказанию содействия в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь; содействие в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания; содействие в оказании социальных услуг в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 623); содействие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 623).

Согласно пункту 3 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства): участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства) (подпункт 1); оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям (подпункт 4).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 17.4 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ).

Таким образом, административное исковое заявление Общества могло быть удовлетворено только лишь в случае установления факта неосуществления Министерством возложенных на него полномочий в соответствии с приведенными правовыми нормами и доказанности в результате его бездействия прав и интересов административного истца.

Между тем, как верно установил суд первой инстанции, обращения Общества Министерством были рассмотрены, полученные от него предложения о сотрудничестве направлены в подведомственные Министерству образовательные организации, по результатам которых Обществу сообщено об отсутствии заинтересованности кого-либо в этом, что позволяет сделать вывод о том, что несоответствия оспариваемого бездействия административного ответчика нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, не имеется и нарушений прав и интересов административного истца Министерством не допущено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями действующего законодательства, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований о признании незаконным бездействия Министерства в исполнении поручений Президента Российской Федерации и Государственного совета Российской Федерации.

Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, судом не допущено. Иное толкование заявителем норм материального права, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами норм права. Судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка всем доводам административного ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» ФИО1 - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий п/п ФИО5

Судьи п/п ФИО6

п/п ФИО7

Справка: судья Курамшина А.Р.