Дело № 2а-3968/2019
УИД: 33RS0002-01-2019-004476-47
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
<...> 14 ноября 2019 года
Октябрьский районный суд <...> в составе:
председательствующего судьи Игнатовича М.С.
при секретаре Новикове А.Е.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1,
представителя Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области ФИО2,
представителя ООО «Энергосбыт Волга» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> административный иск ФИО4 к Департаменту цен и тарифов администрации Владимирской области об признании незаконным бездействия, обязании внести изменения в нормативный акт,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратилась в суд с административным иском к Департаменту цен и тарифов администрации Владимирской области, ООО «Энергосбыт Волга» в котором просит:
признать оспариваемое бездействие Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области по нераспространению тарифа (стоимости) на электроэнергию (мощность), поставляемую населению Владимирской области в 2019 году в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, в т.ч. главами крестьянского (фермерского) хозяйства, использующих электрическую энергию (мощность) для собственных и (или) производственных нужд в области сельского хозяйства при условии, если место их постоянного проживания зарегистрировано на территории Владимирской области, не соответствующими нормативным правовым актам и создающими препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов административного истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства и матери многодетной семьи ФИО4
Обязать административного ответчика департамент цен и тарифов администрации Владимирской области:
в месячный срок после вступления настоящего решения в силу устранить препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО4, для чего в свое постановление от ДД.ММ.ГГГГ### об установлении тарифов на электроэнергию (мощность), поставляемую населению Владимирской области в 2019 г. внести примечание в следующей редакции:
«Примечание: Тариф (стоимость) на электроэнергию (мощность), поставляемую сельскому населению Владимирской области в 2019 году в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления, распространяется на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, в т.ч. главами крестьянского (фермерского) хозяйства, использующих электрическую энергию (мощность) для собственных и (или) производственных нужд в области сельского хозяйства при условии, если место их постоянного проживания зарегистрировано на территории Владимирской области»;
в дальнейшем вносить вышеуказанные примечания в свои постановления о тарифах (стоимости) на электроэнергию (мощность) для населения Владимирской области, устанавливаемых на последующие годы - на период до вступления в противоречие изменениям, внесенным в федеральное законодательство об электроэнергетике;
сообщить об исполнении настоящего решения по административному делу в суд и ФИО4, которая являлась административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Признать оспариваемые действия соответчика ООО «Энергосбыт Волга» по склонению истца ФИО4 к заключению договора энергоснабжения по тарифам (стоимости), установленной для группы потребителей электрической энергии «прочие потребители» не соответствующими нормативным правовым актам и создающими препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов административного истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства и матери многодетной семьи ФИО4
Обязать соответчика ООО «Энергосбыт Волга»:
внести в свой образец договора энергоснабжения физических лип примечание к постановлению департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###, устранив при этом имеющиеся противоречия,- на период до вступления в противоречие изменениям, внесенным в федеральное законодательство об электроэнергетике;
сообщить об исполнении настоящего решения по административному делу в суд и ФИО4, которая являлась административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку требование в части признать оспариваемые действия соответчика ООО «Энергосбыт Волга» по склонению истца ФИО4 к заключению договора энергоснабжения по тарифам (стоимости), установленной для группы потребителей электрической энергии «прочие потребители» не соответствующими нормативным правовым актам и создающими препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов административного истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства и матери многодетной семьи ФИО4
Обязать соответчика ООО «Энергосбыт Волга»:
внести в свой образец договора энергоснабжения физических лиц примечание к постановлению департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###, устранив при этом имеющиеся противоречия,- на период до вступления в противоречие изменениям, внесенным в федеральное законодательство об электроэнергетике;
сообщить об исполнении настоящего решения по административному делу в суд и ФИО4, которая являлась административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено выделить в отдельное производство требование ФИО4 - признать оспариваемые действия соответчика ООО «Энергосбыт Волга» по склонению истца ФИО4 к заключению договора энергоснабжения по тарифам (стоимости), установленной для группы потребителей электрической энергии «прочие потребители» не соответствующими нормативным правовым актам и создающими препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов административного истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства и матери многодетной семьи ФИО4;
обязать соответчика ООО «Энергосбыт Волга»:
внести в свой образец договора энергоснабжения физических лиц примечание к постановлению департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###, устранив при этом имеющиеся противоречия,- на период до вступления в противоречие изменениям, внесенным в федеральное законодательство об электроэнергетике;
сообщить об исполнении настоящего решения по административному делу в суд и ФИО4, которая являлась административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В настоящем судебном заседании судом поставлен вопрос о прекращении производства по делу.
Представитель административного истца возражал против прекращения производства по делу, полагая исковые требования не связанными с нормотворческим процессом Департамента.
Остальные участники процесса не возражали против прекращения производства по делу.
ФИО5 в суд не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учетом требований ст. 150 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (части 1, 2 статьи 1, часть 1 статьи 4) предполагает возможность оспаривания только тех решений органов государственной власти и их должностных лиц, которыми нарушаются права и охраняемые законом интересы граждан, создаются препятствия к реализации прав или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Между тем, в силу ст. 10 Конституции РФ, суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность законодательного органа или органа, исполняющего государственные функции, и возлагать на него обязанность по принятию тех или иных нормативных правовых актов в той или иной редакции.
Положениями ст. 10 Конституции РФ не допускается и исключает возможность рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства, целью которого является проверка в порядке абстрактного нормоконтроля существующей нормы Закона, регулирующей правоотношения с участием данной категории граждан.
Постановлением <...> от ДД.ММ.ГГГГ N 766 утверждено Положения о департаменте цен и тарифов администрации Владимирской области, в силу раздела 2 которого Департамент в соответствии с федеральным и областным законодательством в сфере государственного регулирования цен (тарифов) осуществляет полномочия: в том числе - устанавливает (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифы (цены) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов); электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов);
Согласно п. 3.1.4. Положения Департамент принимает распоряжения и нормативные правовые акты - постановления Департамента по осуществлению полномочий, указанных в пунктах 2.1.1 - 2.1.4, 2.1.6, 2.1.7, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ настоящего Положения, и в случаях, установленных федеральными законами, законами Владимирской области, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Владимирской области.
Согласно п. 1.1. Положения Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области является органом исполнительной власти Владимирской области с правами юридического лица, проводящим государственную политику в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в пределах полномочий, возложенных на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.
Таким образом, возложение на Департамент обязанности по принятию нормативного правового акта, изменений к нему (в данном случае в постановление ### от ДД.ММ.ГГГГ), не может быть расценено как восстановление прав административного истца, а предполагает вмешательство в нормотворческую деятельность органов власти субъекта РФ, что противоречит принципу разделения властей, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
С учетом изложенного, суд полагает производство по делу подлежащим прекращению.
Руководствуясь ст. ст. 198-199, 225 КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
производство по административному делу по административному исковому заявлению ФИО4 к Департаменту цен и тарифов администрации Владимирской области об признании незаконным бездействия, обязании внести изменения в нормативный акт - прекратить.
Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение 15 дней со дня его вынесения.
Председательствующий судья М.С.Игнатович