Д. № 2а-92/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 февраля 2020 года г. Губкинский ЯНАО
Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Скусинец Е.В.,
при секретаре судебного заседания Жуковой Н.В.,
с участием: помощника прокурора г. Губкинский Буторова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Губкинский в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Губкинский о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Губкинский обратился с административным иском к Администрации г. Губкинский о признании незаконным бездействия, выразившемся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, возложении обязанности устранить указанное нарушением.
В обоснование иска указано, что в ходе изучения муниципальной нормативной правовой базы органа местного самоуправления установлено, что Администрация г. Губкинский, являющаяся органом, уполномоченным на осуществление муниципального контроля в области благоустройства, мер для реализации возложенных полномочий не принимает, что не соответствует требованиям федерального законодательства. Указанный вид контрольной деятельности, осуществляемый органом местного самоуправления, в Уставе муниципального образования не определен, положение об осуществлении данного вида муниципального контроля не разработано, административный регламент об осуществлении муниципального контроля в указанной области не принят. Прокурором г. Губкинский 22 апреля 2019 года в адрес Главы МО г. Губкинский внесено представление об устранении нарушений закона, которое не исполнено. Отсутствие административного регламента, устанавливающего порядок и стандарт осуществления контроля в сфере благоустройства может создать предпосылки для совершения коррупционных правонарушений в данной сфере, привести к несоблюдению правил благоустройства.
Прокурор Буторов А.Н. поддержал требования, изложенные в административном исковом заявлении. Также пояснил, что отсутствие административного регламента об осуществлении муниципального контроля в области благоустройства может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, расположенных на территории муниципального образования, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ.
Ответчик Администрация г. Губкинский, надлежаще извещенный, в судебное заседание представителя не направил. При этом представителем ответчика направлены возражения, в соответствии с которыми указано, что Постановлением Администрации г. Губкинский от 7 февраля 2020 года № 164 утвержден Административный регламент осуществления Администрацией г. Губкинский контроля за соблюдением Правил благоустройства на территории МО г. Губкинский, в связи с чем полагает производство по делу подлежащим прекращению на основании ч. 2 ст. 194, ч. 2 ст. 225 КАС РФ.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных данным Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Организация местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п. 19 ч. 1, ч. 2 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона № 131-ФЗ утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно ст. 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль отнесено: определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов и их полномочий.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Губкинский проведен анализ муниципальных правовых баз, в ходе которого установлено, что Решением ФИО1 от 13 ноября 2018 года № 344 утверждены Правила благоустройства территории МО г. Губкинский. Поскольку правила благоустройства – это муниципальные правовые акты, принимаемые по вопросам местного значения, то контроль за их соблюдением в соответствии с требованиями закона относится к компетенции органов местного самоуправления. Однако административный регламент об осуществлении муниципального контроля в указанной деятельности не принят.
В связи с указанным 22 апреля 2019 года прокуратурой г. Губкинский в адрес Главы МО г. Губкинский внесено представление об устранении нарушений закона, на которое был предоставлен ответ о принятии мер для разработки регламента в сфере благоустройства.
Между тем, по состоянию на декабрь 2019 года административный регламент муниципального контроля в сфере благоустройства не принят.
В обоснование требований административного иска о признании незаконным бездействия Администрации г. Губкинский прокурором указано на то, что отсутствие разработанного и принятого административного регламента в сфере благоустройства может создать предпосылки для совершения коррупционных правонарушений в данной сфере, привести к повсеместному несоблюдению правил благоустройства.
В соответствии с ч. 2 ст. 194 и ч. 2 ст. 225 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В судебном заседании установлено, что Постановлением Администрации г. Губкинский от 7 февраля 2020 года № 164 утвержден Административный регламент осуществления Администрацией г. Губкинский контроля за соблюдением Правил благоустройства территории муниципального образования г. Губкинский.
При этом административный иск не содержит сведений об установлении фактов негативных последствий в связи с отсутствием разработанного и принятого Администрацией г. Губкинский административного регламента в сфере благоустройства, не представлено таких доказательств и входе рассмотрения дела, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что оспариваемое бездействие в связи с утверждением вышеуказанного Административного регламента перестало затрагивать права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в интересах которых обращался прокурор г. Губкинский, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 195, 225 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Губкинский в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Губкинский о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушение.
Разъяснить административному истцу, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение пятнадцати дней со дня его вынесения, через Губкинский районный суд ЯНАО
Председательствующий: подпись Е.В. Скусинец
«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи _________________________________________________________(наименование должности работника суда, инициалы, фамилия)«____»_________20___ г. |