УИД: № Дело № 2а-982/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Камышлов 03 сентября 2020 года
Камышловский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.А.,
при секретаре Ошиваловой С.В.,
с участием: административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО7 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным приостановки государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект гаражного назначения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным приостановки государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект гаражного назначения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, в обоснование требований указал, что ФИО1 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о государственном кадастровом учете, регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу г.<адрес> 16.06.2020 Управлением вынесено уведомление о приостановлении в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на основании п.5,7 ч.1 ст.26 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ, а именно не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Основанием для приостановки государственной регистрации, Управление указывает: расположение земельного участка с кадастровым номером № (далее КН:4423), не предназначенной для размещения объектов капитального строительства с видом разрешенного использования - объекты гаражного назначения; предоставление в аренду земельного участка с КН:4423 было связано с осуществлением предпринимательской деятельности, что предполагает необходимость представления Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; объект гаражного назначения является не самостоятельным объектом недвижимости, а фактически пристроем к зданию, расположенному на земельном участке с КН:4423, возведенный в рамках его реконструкции, следовательно, требуется наличие разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства. В уведомлении о приостановке Росреестр предлагает заявителю оформить самовольную постройку. Считает решение административного истца от 16.06.2020 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества незаконным, противоречащим ст. 131 ГК РФ, ст. ст. 14, 15, 40 Федерального Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», нарушающим права и законные интересы административного истца, поскольку препятствует возможности владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом в соответствии со ст. 209 ГК РФ. Земельный участок с КН:4423 поставлен на кадастровый учет Росреестром 02.06.2016 с разрешенным видом использования - объекты гаражного назначения (для размещения индивидуальных гаражей). 31.01.2020 договор аренды земельного участка от 09.01.2010 № 1-02/г был зарегистрирован Росреестром. Администрация Камышловского городского округа, уполномоченная на распоряжение земельным участком, в письме от 28.07.2020 также полагает незаконным действия административного ответчика. Представленная административным истцом техническая документация на объект гаражного назначения, а также зарегистрированный Росреестром договор аренды не содержал никаких сведений о реконструкции, указание на реконструкцию являются домыслами Росреестра, ничем не мотивированы. Считает, что Росреестр неверно определил возведенный объект гаражного назначения как самовольную постройку при наличии зарегистрированного договора аренды земельного участка с разрешенным использованием для размещения объектов гаражного назначения. Просит признать незаконной приостановку государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект гаражного назначения, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный на земельном участке с КН:4423 по адресу: <адрес>.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал, дополнив, что после получения уведомления Росреестра об отказе в государственном кадастровом учет и государственной регистрации права он обратился за разъяснениями в Администрацию Камышловского городского округа. В письме от 28.07.2020 Администрацией ему было разъяснено, что решение Управления Росреестра является незаконным, в связи с чем он обратился с административным иском в суд. В апелляционную комиссию при Управлении Росреестра не обращался.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области ФИО2 по доверенности в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без своего участия в связи с введением в отношении отдела Управления Росреестра карантинных мер, связанных с коронавирусом, направив в адрес суда письменный отзыв на административный иск, в котором административный иск не признала, указав, что в соответствии с п.1 ст.14 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом порядке. ФИО1 обратился в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете, регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу <адрес>. 16.06.2020. Управлением вынесено уведомление о приостановлении в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на основании п.5,7 ч.1 ст.26 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ, а именно, не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным в соответствии с ч.13 ст.24 Закона, поскольку в нарушение п. 20 Приказа Министерства экономического развития РФ от 18.12.2015 г. №953 (далее - Требования) подготовлен на основании ненадлежащего документа. Согласно ч. 8 ст. 24 Закона сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении гаража, расположенного на земельном участке с КН:4423 не представлено. Из ответа на запрос № 3810 от 11.06.2020 г., направленный в Администрацию Камышловского городского округа следует, что разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию гаража, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № не выдавались. Согласно п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется на строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.Согласно ответа Администрации Камышловского городского округа № 3669 от 05.06.2020, в настоящий момент земельный участок, на котором выполнено строительство, располагается в территориальной зоне ОД(К) (Общественно-деловая зона (комплексная) г. Камышлов Камышловского городского округа). Граница вышеуказанной территориальной зоны поставлена на государственный кадастровый учет под учетным номером: 66.46.1.25. Общественно-деловая зона (комплексная) предназначена для размещения многофункциональных комплексов, либо относительно компактно сосредоточенных объектов разного функционального назначения. В данной зоне предусмотрено осуществление предпринимательской деятельности. Кроме того, фактически гараж является пристроем к нежилому зданию с КН:4258, что подтверждает наличие реконструкции здания. В соответствии с ч. 1 ст. 55 Гр РФ, для постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на объект недвижимого имущества: гараж, необходимо предоставить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. В уведомлении о приостановлении от 16.06.2020 было указано, что приостановление осуществления государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, в случаях, установленных Законом, может быть обжаловано в административном порядке (ч.9 ст.26 Закона) заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, в апелляционную комиссию, созданную при органе регистрации прав в соответствующем субъекте РФ для рассмотрения заявлений об обжаловании решений о приостановлении.Обжалование указанного приостановления в судебном порядке возможно только после его обжалования в апелляционную комиссию (ч.1 ст.26.1 Федерального закона №221-ФЗ). Во исполнение ст.26.1 Закона № 221-ФЗ издан Приказ Минэкономразвития РФ № 193 от 30.03.2016 «Об утверждении положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы», в котором утвержден порядок формирования и работы апелляционной комиссии. На территории Свердловской области при Управлении Росреестра такая комиссия, созданная Приказом Росреестра от 05.04.2017 №Р/0081 (далее - Комиссия), осуществляет свою работу и рассматривает поступившие заявления об обжаловании решений о приостановлении кадастрового учета в постоянном режиме. В состав комиссии входят представители национальных объединений саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, ФГБУ «ФКП Росреестра», и Управления Росреестра по Свердловской области, обладающие профессиональными знаниями в области кадастрового учета. Заявителем не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленный ч.1 ст.26.1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», т.к. он не обратился в апелляционную комиссию с обжалованием указанного приостановления. В административном заявлении так же отсутствует информация об обращении истца в апелляционную комиссию для оспаривания решения о приостановлении кадастрового учета. Данный факт означает, что истец согласен с причинами приостановления, а также то, что он лишен возможности обжаловать приостановку в судебном порядке. Просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Заслушав административного истца, изучив доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Частью 3 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
Предметом оспаривания является решение Управления Росреестра от 16.06.2020 № 66-0-1-231/3001/2020-164, которым приостановлено осуществление кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимого имущества: наименование: гараж, общей площадью 63,1 кв.м, расположенный по адресу: обл. Свердловская, <адрес>.
Как следует из части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах (далее - орган регистрации прав) в установленном настоящей статьей порядке (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
В соответствии с частью 9 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Таким образом, для данной категории административных дел федеральным законом установлен досудебный порядок урегулирования административных споров.
Из материалов дела видно, что ФИО1 обратился в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете, регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества: гараж, общей площадью 63,1 кв.м, с предоставлением технического плана здания от 22.05.2020, подготовленного на основании Декларации об объекте недвижимости от 06.05.20020.
16.06.2020 государственным регистратором Управления Росреестра ФИО3 приостановлено осуществление государственного кадастрового учета в соответствии с п.п. 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу вышеуказанных нормативных положений, административный истец может обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Управления Росреестра от 16.06.2020 № 66-0-1-231/3001/2020-164 только после выполнения вышеприведенных требований части 9 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», то есть только после обжалования решения о приостановлении в апелляционную комиссию.
Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 статьей 26.1 Закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмено обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при уполномоченном органе. При этом обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО1 в апелляционную комиссию решение не обжаловал, что сторонами не оспаривалось. Административным истцом допустимых и достоверных доказательств соблюдения досудебного порядка урегулирования спора не представлено.
Таким образом, при обращении в суд административным истцом не был соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования административного спора, установленный требованиями части 9 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", что в силу части 3 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации препятствует рассмотрению дела по существу и является основанием для оставления его без рассмотрения.
На основании изложенного, и руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 128, п. 1 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 ФИО8 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным приостановки государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект гаражного назначения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение 15 дней со дня вынесения с подачей частной жалобы через Камышловский районный суд.
Судья Л.А. Афанасьева