Судья: Круковская Е.Н. Дело № 33-10412/14
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 декабря 2014 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Лозенко И.А.
судей Важениной Н.С., Ковалёва С.А.
при секретаре Барса О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного комиссариата ФИО10 к ФИО1 ФИО19 о взыскании излишне полученной пенсии
по апелляционной жалобе представителя Военного комиссариата ФИО11
на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 19 мая 2014 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения
Заслушав доклад судьи Лозенко И.А., выслушав ФИО1, представителя ФИО1 – ФИО4, судебная коллегия
установила:
Военный комиссариат ФИО12 обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование требований указал, что ФИО1 уволенный с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ получал пенсию за выслугу лет, как лицо, проходившее военную службу на основании Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Военным комиссариатом ФИО13 выявлен факт прохождения ФИО1 службы в таможенных органах с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в связи с чем, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась переплата пенсии в размере ...
Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был ознакомлен с условиями назначения пенсии, и обязался сообщить в военный комиссариат ФИО14 при зачислении на службу в кадры МВД, ФСБ, МЧС, пограничные войска, налоговую полицию и таможенные органы, однако в нарушении п. 1ст. 10 Закона «О воинской обязанности и военной службе» от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ ФИО1 не сообщил в двухнедельный срок об изменении места работы и о переезде на новое место жительства.
Считал, что то обстоятельство, что после принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 1-14-ФЗ в Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его статье 6 (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых, также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в таможенных органах (а также в органах налоговой полиции, учреждениях и органах прокуратуры), либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая таможенные органы. Требования о возврате излишне полученной пенсии ФИО8 не исполнил.
Просил взыскать с ФИО1 в пользу военного комиссариата ФИО15 в доход федерального бюджета излишне выплаченную за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму переплаты пенсии в размере ...
Представитель истца в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Ответчик, его представитель в судебном заседании заявленные требования не признали, поскольку в действиях ФИО1 отсутствует недобросовестность.
Судом постановлено решение, с которым не согласился представитель Военного комиссариата ФИО16, им подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решения суда.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 уволен с военной службы с зачислением в запас на основании Приказа ФИО2 Командующего Военно-Воздушными Силами ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части в соответствии с приказом командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ № в звании подполковника. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получал пенсию за выслугу лет по линии Министерства ФИО3 РФ.
В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был ознакомлен с условиями назначения пенсии, и обязался сообщить в Сбербанк России по месту получения пенсии и в военный комиссариат ФИО17 при зачислении на службу в кадры МВД, ФСБ, МЧС, пограничные войска, налоговую полицию и таможенные органы.
Однако в нарушении ст. 10 п. 1 Закона «О воинской обязанности и военной службе» от ДД.ММ.ГГГГ № 53- ФЗ ФИО1 не сообщил в двухнедельный срок об изменении места работы и о переезде на новое место жительства.
ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ поступил на службу в таможенные органы Российской Федерации на должность старшего инспектора отдела организации оборота оружия Главного Управления организации силового обеспечения ФТС России - майор таможенной службы, что подтверждается приказом Федеральной Таможенной Службы России от ДД.ММ.ГГГГ № 793- к, заключен контракт № №.
В соответствии с приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № 118-к «О назначении ФИО1», контракт № № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик назначен в порядке перевода по службе на должность инспектора оперативно-дежурного отдела службы силового обеспечения ДВТУ.
Как следует из Выписки из сводной номенклатуры дел ... на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной начальником ... ДД.ММ.ГГГГ. Главным государственным таможенным инспектором по мобилизационной работе осуществлялась переписка со сторонними организациями по вопросам мобилизационной работы. Представлен корешок листка сообщения ФИО1 в Дмитровский военкомат от ДД.ММ.ГГГГ
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд первой инстанции сослался на Постановление Конституционного Суда РФ №6-П от 18.03.2002, указав, что пенсия по выслуге лет может быть приостановлена, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило ранее. Суд посчитал, что приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на военных пенсионеров, поступивших на правоохранительную службу без возобновления военной службы, не распространяется.
Судебная коллегия полагает, что указанный вывод суда является ошибочным.
Руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Статьями 1, 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" определено, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Таким образом, из положений данного закона следует, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов осуществляется по тем же нормам, которые действовали для истца при назначении ему пенсии по линии Министерства ФИО3, а именно, на основании Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лицам, указанным в ст. 1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
В силу ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий во время службы приостанавливается.
Таким образом, правовая норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 6 указанного Закона, о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы таможенной службы.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В частности, в Постановлении Конституционного Суда РФ отмечено, что действие данного Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах.
Так, Федеральными законами "О прокуратуре Российской Федерации" (п. 2 ст. 44) и "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (п. 1 ст. 50) предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей.
Таким образом, поступление ответчика на службу в таможенные органы влекло приостановление выплаты назначенной пенсии за выслугу лет.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции не принял во внимание названные нормативные акты, пришел к ошибочному выводу о неправомерности действий истца о взыскании суммы выплаченной пенсии на период прохождения ответчиком службы в таможенной службе России.
Доводы апелляционной жалобы в этой части заслуживают внимания, т.к. основываются на законе.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что нельзя согласиться с выводом суда о добросовестности действий ответчика.
В соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Органы пенсионного обеспечения Министерства ФИО3 РФ не решают вопросы трудоустройства пенсионеров и, соответственно, не могут в отсутствие заявления пенсионера, поступившего на работу, решать вопросы о приостановлении выплаты пенсии.
Кроме того, при назначении пенсии ответчик в письменном виде брал на себя обязательство сообщить пенсионному органу о поступлении на службу.
В силу особенностей государственной службы все обращения должностных лиц по инстанции, влекущие распорядительные действия, предусмотрены в форме рапорта (заявления).
Поскольку назначение пенсии, прекращение и приостановление ее выплаты носят заявительный характер, то сообщение о трудоустройстве, влекущее приостановление выплаты пенсии, также предусматривает письменную форму, что вытекает из системного толкования норм материального права.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудник таможенного органа обязан обеспечивать соблюдение Конституции РФ, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов.
При таком положении, ответчик обязан был подать заявление о приостановлении выплаты ему пенсии в связи с поступлением на службу в таможенный орган, однако, указанную обязанность не исполнил, сумму переплаты пенсии не вернул.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что в период рассмотрения спора в суде первой инстанции, ответчиком не было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности. Данный вопрос судом не обсуждался.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика ФИО1 ... 74 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – отменить.
Взыскать с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в пользу Военного комиссариата ФИО18 излишне выплаченную сумму пенсии в размере ... 74 коп.
Председательствующий: Судьи: