ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1136/12 от 29.05.2012 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Булатов П.Г. Дело № 33-1136/2012 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи - председательствующего Стрижовой В.Н.,

судей Прасол Е.В., Жегуновой Е.Е.,

при секретаре Губиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 29 мая 2012 года гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района Курганской области в интересах ФИО1 к ФКОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 228», Министерству финансов Российской Федерации о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств,

по апелляционной жалобе ФКОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 228» на решение Курганского городского суда Курганской области от 6 марта 2012 года, которым постановлено:

«Иск прокурора Юргамышского района в интересах ФИО1 к Федеральному казенному образовательному учреждению начального профессионального образования ФСИН России Профессиональное училище № 228 о признании права, возмещении расходов по оплате отопления и освещения удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности в полном объеме, без учета норм потребления.

Взыскать с Федерального казенного образовательного учреждения начального профессионального образования ФСИН России Профессиональное училище  в пользу ФИО1 расходы по оплате отопления в сумме  рублей, расходы по оплате освещения в сумме  рубля  копейки, всего  рубля  копейки за счет средств федерального бюджета.

Отказать в удовлетворении иска прокурора Юргамышского района в интересах ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании расходов по оплате отопления и освещения.».

Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В., пояснения представителей ФКОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище » ФИО2, ФИО3, представителя УФСИН по Курганской области ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Правительства Курганской области ФИО4, полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

установила:

Прокурор Юргамышского района Курганской области обратился в Курганский городской суд Курганской области с иском в интересах ФИО1 к ФКОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище », Министерству финансов Российской Федерации о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств.

В обоснование заявления с учетом уточненных исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальных гарантиях, в ходе которой установлено, что ФИО1 в период с 2009 года по ноябрь 2011 года понесены расходы на оплату освещения жилого помещения в сумме руб.  коп., а также приобретены дрова для отопления на сумму  рублей. В нарушение п. 5 ст. 55  «Об образовании», предоставляющего ФИО1 право на получение компенсации расходов по оплате за жилое помещение, отопление и освещение в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, ответчиком ФКОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 228» понесенные истцом расходы по оплате за отопление и освещение не возмещаются.

Просил признать за ФИО1 право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления, взыскать с Министерства финансов Российской Федерации и ФКОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 228» в пользу ФИО1 за счет федерального бюджета денежные средства, выплаченные им за отопление и освещение, в общей сумме руб.  коп.

В судебном заседании представитель прокурора Федоров А.В. требования искового заявления поддерживал.

Истец ФИО1 на удовлетворении иска, заявленного в его интересах, настаивал.

Представители ответчика ФКОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 228» - его директор ФИО5 и ФИО3, действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражали. Поясняли, что порядок возмещения расходов на оплату освещения и отопления педагогическим работникам федеральных образовательных учреждений не определен. Также указывали, что расходы на приобретение дров подлежат возмещению не в полном объеме, а в соответствии с установленными нормативами.

ФИО6, являющая представителем ответчика Министерства финансов Российской Федерации и третьего лица Управления Федерального казначейства по Курганской области, действующая на основании доверенности, с иском была не согласна.

Представитель третьего лица Правительства Курганской области по доверенности ФИО4 рассмотрение спора оставила на усмотрение суда.

Курганским городским судом Курганской области 6 марта 2012 года принято изложенное выше решение, об отмене которого ввиду неправильного применения норм материального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, просит в апелляционной жалобе ответчик ФКОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 228», считая образовательное учреждение ненадлежащим ответчиком по делу.

В обоснование апелляционной жалобы представитель ответчика ФИО5 указывает, что порядок возмещения расходов на оплату отопления и освещения для педагогических работников федеральных образовательных учреждения не определен.

Считает решение суда о взыскании указанных расходов в пользу ФИО1 с ФКОУ НПО «Профессиональное училище » необоснованным, поскольку денежные средства на компенсацию данных расходов из федерального бюджета не выделялись.

Отмечает, что из положений  «Об образовании» следует, что финансирование льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации, в связи с чем исковые требования ФИО1 должны быть удовлетворены за счет казны Российской Федерации.

Проверив решение суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу о его незаконности и отмене в части в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 проживает в рабочем поселке Юргамыш Юргамышского района Курганской области и является педагогическим работником. С 2001 года работает в качестве мастера производственного обучения в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 1» при УИН Минюста России, которое на основании Распоряжения ГУИН по Курганской области от 8 декабря 2004 г. № 197-р переименовано в ФКОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 228» (л.д. 19).

В материалы дела представлены копии квитанций, из которых следует, что в период с 2009 года по 2011 годы ФИО1 оплачено за электрическую энергию -  руб.  коп. (л.д. 8-16), приобретено куб. м твердого топлива (дров) на сумму  руб. (л.д. 7).

Абзацем 3 пункта 5 статьи 55  от 10 июля 1992 г. «Об образовании» в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г., предусматривалось, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). После 11 января 2011 г. педагоги имеют право на выплату им денежной компенсации в возмещение понесенных расходов.

Заявленные прокурором требования о признании за ФИО1 права на меры социальной поддержки в виде компенсации ему расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в полном объеме без учета норм потребления, а также о необходимости возмещения ФИО1 расходов, понесенных им на оплату электроэнергии, приобретение дров, суд первой инстанции счел обоснованными.

При этом суд исходил из вывода о том, что федеральным законодательством установлено право данной категории лиц на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения без каких-либо ограничений. , реализуя предоставленные им полномочия по определению размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, не могут снижать установленный федеральным законодательством уровень социальной поддержки.

Указанная выше норма, как следует из ее содержания, не предполагает какого-либо ограничения, в том числе размерами приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.

Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение нормы абзаца 3 пункта 5 статьи 55  от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в новой редакции, осуществленное Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ, в соответствии с которым педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированного федеральным законодательством права педагогических работников на их получение.

Правильность такой правовой позиции подтверждается статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55  "Об образовании", согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55  от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Решение суда в части признания за истцом права на меры социальной поддержки ответчиком не оспаривается.

Проверив решение суда в остальной обжалуемой ответчиком части, касающейся возложения обязанности по возмещению ФИО1 расходов на отопление и освещение на ФКОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 228», судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности решения в указанной части, полагая доводы апелляционной жалобы образовательного учреждения заслуживающими внимания.

Абзацем 3 пункта 5 статьи 55  от 10 июля 1992 г. «Об образовании» в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г., помимо закрепления самой натуральной льготы в виде бесплатного помещения с отоплением и освещением, предусматривалось, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В Курганской области правоотношения, вытекающие из ч. 3 ст. 55  «Об образовании» урегулированы статьями 2, 3 и 4 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области». К категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, отнесены, в частности, педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. № 75 в редакции, применяемой к правоотношениям до 1 апреля 2010 г., педагогическим работникам образовательных учреждений предоставлялись меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), освобождения от оплаты отопления и освещения жилого помещения.

После указанной даты на основании изменений, внесенных Законом Курганской области от 23 июля 2009 г. № 479, педагогам, работающим в сельской местности, меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме.

Частью 1 статьи 7.2. указанного Закона Курганской области предусмотрено финансирование расходов по предоставлению названых льгот за счет средств областного бюджета.

При этом, Закон не содержит указания о распространении его действия на педагогов федеральных образовательных учреждений, ограничиваясь указанием о распространении его на лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области (ст.ст. 1, 7.2).

Фактически механизм компенсации расходов для педагогических работников в федеральных образовательных учреждениях правового закрепления в актах регионального уровня не получил.

С учетом принятых Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55  «Об образовании» от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ в абз. 3 ч. 5 ст. 55  «Об образовании» изменений, социальная гарантия в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением заменена денежной компенсацией расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Сравнительный анализ действующей редакции абзаца 3 пункта 5 статьи 55  "Об образовании" и прежней редакции позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель, разграничил предметы компетенции и обязанность по финансированию предоставления указанных социальных гарантий между бюджетами бюджетной системы. В частности, установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Названые изменения вступили в законную силу и действуют с 1 января 2011 г.

Из перечисленных законоположений следует, что в рамках пересмотра прежней системы социальных гарантий для педагогических работников полномочия по принятию нормативных правовых актов, регулирующих размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений принадлежат федеральному законодателю, которым условия возмещения расходов не определены.

Проверяя решение суда на предмет правильности определения судом первой инстанции надлежащего ответчика по требованиям о взыскании в пользу ФИО1 расходов по оплате отопления и освещения судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов настоящего дела следует, что ФКОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище » учреждено Российской Федерацией (п. 1.2 Устава)

По своей организационно-правовой форме училище является казенным учреждением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Выводы суда о том, что обязанность по возмещению ФИО1 расходов на оплату отопления и освещения лежит на ФКОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 228» как на работодателе ФИО1 не могут быть признаны правильными. Мотивы принятия такого решения судом в решении не приведены. Между тем, обязанность по выплате педагогам компенсации за оплату жилого помещения, отопление, освещение, вопреки выводам суда, не основаны на отношениях между работником и работодателем.

Иных предусмотренных законом оснований для возложения обязанности по возмещению ФИО1 расходов на оплату за освещение и отопление судебная коллегия не усматривает. Сведений о наличии у образовательного учреждения договорных отношений по поводу компенсации организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги педагогическим работникам училища, расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанным работникам (в период до 11 января 2011 г.), а также о перечислении ФКОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 228» денежных средств на выплату компенсации указанных расходов из федерального бюджета в деле не имеется.

Основания полагать, что ФКОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 228» не были исполнены возложенные на него обязанности по компенсации расходов для возможности возложения бремени их компенсации в соответствии с ч. 3 ст. 125 ГК РФ, также отсутствуют. Из дела видно, что денежные средства на компенсацию расходов училищу не выделялись. В отсутствие утвержденного на федеральном уровне порядка возмещения таких расходов оснований считать, что выплата такой компенсации должна производиться образовательным учреждением, в котором работает педагог, не имеется.

По изложенным основаниям решение суда о взыскании денежных средств в пользу ФИО1 с ФКОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 228» подлежит отмене.

Прокурором заявлены исковые требования о взыскании в пользу ФИО1 денежных средств с ФКОУ НПО ФСИН России «Профессиональное училище № 228» и Министерства финансов Российской Федерации.

Вместе с тем, несмотря на то, что федеральным законодателем не определен механизм реализации льготы и компенсации педагогами федеральных образовательных учреждений расходов, понесенных ими в связи с оплатой электроэнергии и отопления, оснований для взыскания расходов по оплате потребленной электроэнергии и отопления с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации также не имеется.

В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с подпунктом 16 статьи 28  "Об образовании" установление социальной поддержки педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования.

Образовательное учреждение «Профессиональное училище № 288» ФСИН России имеет ведомственную подчиненность, в связи с чем вопросы возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, не должны решаться непосредственно Министерством финансов Российской Федерации, которому действующим законодательством не предоставлено право устанавливать данной категории работников какие-либо льготы и за счет средств казны осуществлять выплаты компенсационного характера.

В соответствии с Правилами предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденными  Федерации от 27 июня 2003 г. № 377, Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствии со ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации.

Взаимоотношения бюджетов разных уровней не являются предметом настоящего гражданского дела.

По изложенным основаниям в иске прокурору Юргамышского района о взыскании денежных средств в пользу ФИО1 с Министерства финансов Российской Федерации судом отказано обоснованно.

Поскольку выводы суда первой инстанции о наличии у ФИО1 права на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, влекут правовые последствия в виде предоставления ему такой компенсации, а по изложенным выше основаниям указанные прокурором ответчики, по мнению судебной коллегии, являются ненадлежащими, то судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и в части выводов о признании за ФИО1 права на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, исполнение которого в указанной части при том условии, что надлежащий ответчик по указанным требованиям не определен, является невозможным.

Изложенное не препятствует ФИО1 обратиться в суд с новым иском к надлежащему ответчику с требованием о признании за ним права на компенсацию расходов на отопление и освещение и взыскании уже потраченных денежных средств.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 2 ст. 328, ст. 329, п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 6 марта 2012 года в части признания за ФИО1 права на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления, а также в части взыскания в пользу ФИО1 расходов по оплате отопления в сумме  рублей, расходов по оплате освещения в сумме рубля  копейки, всего  рубля  копейки, с Федерального казенного образовательного учреждения начального профессионального образования ФСИН России «Профессиональное училище № 228» за счет средств федерального бюджета отменить.

В удовлетворении иска в указанной части прокурору Юргамышского района Курганской области отказать.

В остальной части решение Курганского городского суда Курганской области от 6 марта 2012 года оставить без изменения.

Судья - председательствующий

Судьи: