Краснодарский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Краснодарский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья – Швед А.Ю. Дело №33-11754/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июня 2012 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей: Казакова Д.А., Башинского Д.А.,
по докладу судьи Башинского Д.А.,
при секретаре Подгорновой Е.С.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации Лабинского городского поселения Беляевой И.В. на решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 18 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лабинский межрайонный прокурор, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.
В обосновании заявленных требований заявитель пояснил, что в расположен ливневый канал протяженностью . Данный ливневый канал на балансе Лабинского городского поселения не стоит.
Согласно информации, поступившей из администрации Лабинского городского поселения от 22.02.2012 за №, в данный водоотводный канал идет сброс воды с территории микрорайона «Виноградный», далее вода через систему отвода с санатория «Лаба» впадает в реку Неволька.
Согласно ответа на запрос, поступившего 07.11.2011 за № из Северо-Кавказского управления Ростехнадзора, ливневый канал (дренажный канал) протяженностью , расположенный в является природно-антропогенным объектом, т.е. сооружением ливневой канализации, транспортирующий (направляющий) поверхностные стоки дождевые и талые воды, либо грунтовые воды, к месту их естественного природного накопления.
Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 3020 - 1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт -Петербурга и муниципальную собственность» установлено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, в зависимости от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с приложением № 3 к Постановлению ВС РФ от 7.12.1991 № 3020 - 1 к муниципальной собственности относятся объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятия), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
При таких обстоятельствах, сооружения ливневой канализации, в силу принятого указания в законе, должны находиться в муниципальной собственности.
Права на неучтенные сооружения ливневой канализации ни за кем не зарегистрированы.
В судебном заседании первой инстанции представитель заинтересованного лица Беляева И.В. просила суд в удовлетворении заявления отказать.
Обжалуемым решением заявление Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - удовлетворено.
Не согласившись с ним, представитель администрации Лабинского городского поселения Беляева И.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, по следующим основаниям.
На основании закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поселением является городское или сельское поселение.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 22.07.2004 №757-КЗ «Об установлении границ муниципального образования Лабинский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - городского и сельских поселений - и установлении их границ», а также ст.2 главы I Устава Лабинского городского поселения Лабинского района, Лабинское городское поселение наделено статусом сельского поселения, входящего в состав территории Лабинского района.
В силу положений п.п. 3, 4, 26 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
В силу ч.1 ст.49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Частью 2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» установлено, что в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для водоснабжения населения, водоотведения.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды.
В соответствии со ст.З Водного кодекса Российской Федерации, основными принципами водного законодательства являются значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав, приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду, платность использования водных объектов.
В силу п.2 ч.2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных или дренажных вод осуществляется на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование.
В соответствии с ч.1 ст.44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу положений ч.1 - ч.4 ст.35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Суд первой инстанции установил, что в расположен ливневый канал протяженностью 1,2 км. Данный ливневый канал на балансе Лабинского городского поселения не стоит.
Из поступившего ответа на запрос от 07.11.2011 за №4890/13-10-1 из Северо-Кавказского управления Ростехнадзора, следует, что ливневый канал (дренажный канал) протяженностью 1,2 км, расположенный в микрорайоне «Виноградный» г. Лабинска от ул. Водоисточной до ул. Молодежной является природно-антропогенным объектом, т.е. сооружением ливневой канализации, транспортирующий (направляющий) поверхностные стоки дождевые и талые воды, либо грунтовые воды, к месту их естественного природного накопления.
Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 3020 - 1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и санкт -Петербурга и муниципальную собственность» установлено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, в зависимости от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с приложением № 3 к Постановлению ВС РФ от 7.12.1991 № 3020 - 1 к муниципальной собственности относятся объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятия), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
На основании выше изложенного, следует, что сооружения ливневой канализации, в силу принятого указания в законе, должны находиться в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 ч. 3 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями данного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день вступления в силу настоящей главы в собственности субъекта Российской Федерации имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с настоящим Федеральным законом. Со дня вступления в силу решения о передачи указанного имущества в муниципальную собственность до возникновения права собственности на передаваемое имущество органы местного самоуправления, а также находящимся в их ведении муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, за которыми подлежит закреплению указанное имущество, в праве безвозмездно использовать такое имущество для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. Имущество, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статья 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
При таких обстоятельствах, обязанность по эксплуатации системы ливневой канализации, в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится к вопросам местного значения поселения, в связи с чем, подлежит исполнению администрацией Лабинского городского поселения МО Лабинский район.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, удовлетворив заявление Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
В этой связи, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего иска, не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 18 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Лабинского городского поселения Беляевой И.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: