ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1383/2016 от 16.03.2016 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33-1383/2016

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 16 марта 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Нестеровой М.В.

судей Озерова С.А., Свирской О.Д.

при секретаре Дремовой Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 18 декабря 2015 года, которым удовлетворены исковые требования Городнянского А.Д. к администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области о предоставлении земельного участка в собственность за плату под существующий дом.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Нестеровой М.В., возражения Городнянского А.Д. и его представителя по доверенности Черновой И.А., объяснения представителя ЛОГКУ « Управления лесами Ленинградской области» по доверенности Селивониной Д.С., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

у с т а н о в и л а:

Городнянский А.Д. обратился в Выборгский городской суд с иском к администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области о предоставлении под существующий дом в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Селезневское сельское поселение, <адрес>.

В обоснование своих требований указал, что он является собственником дачного дома с мансардой и пристройкой, назначение нежилое, 2-хэтажный, общей площадью 58,9 кв. метров, инвентарный , лит. А, а, А1, кадастровый , который он приобрел по договору купли-продажи от 05.09.2013 г. Согласно п. 1.3 договора купли-продажи покупатель самостоятельно оформляет право собственности на земельный участок, расположенный под дачным домом. Истец обратился в администрацию МО «Выборгский район» Ленинградской области с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность за плату под существующий дачный дом, для чего ООО «Землевед» подготовил схему расположения земельного участка, которая 27.06.2014 г.согласована заместителем председателя КУМиГ администрации МО «Выборгский район». При предоставлении схемы для утверждения в КУМиГ истцу был дан ответ, что для рассмотрения данного вопроса необходимо предоставить согласование ЛОГКУ «Ленобллес» по вопросу принадлежности либо непринадлежности земельного участка к землям лесного фонда. В связи с непредставлением ЛОГКУ «Ленобллес» ответа на обращение ни истцу, ни администрации МО «Выборгский район», вопрос о предоставлении земельного участка не разрешается уже в течение года.

Кроме того, земельный участок был ранее предоставлен предыдущему владельцу дома Агаджанян Н.З. под строительство дачи сроком на три года на основании постановления главы окружной администрации Большепольской волости Выборгского района от 28.12.1998 г. № 71. Названным постановлением Агаджанян Н.З. должен был вести строительство дачи по проекту, согласованному с отделом архитектуры, использовать предоставленный участок в соответствии с целевым назначением и соблюдением установленных требований, после окончания строительства дом был предоставлен для приемки технической комиссии Выборгской администрации, также этим постановлением выделенный участок предписано внести в кадастровую книгу Большепольской волости. В 2005 году Агаджанян Н.В. умер, его наследник - супруга Агаджанян Т.А. продала истцу данный дачный дом.

По заказу истца ООО «Землевед» изготовил межевой план земельного участка на основании кадастрового плана территории с использованием обзорного плана земельного участка, схемы расположения земельного участка. Извещение о согласовании границ земельного участка со смежным землепользователем, находящимся с северо-западной стороны в кадастровом квартале , было опубликовано в печатном издании «Выборг». На согласование владелец не явился, его отсутствие было зафиксировано в акте согласования местоположения границы земельного участка. Остальные смежные землепользователи границы земельного участка согласовали. Таким образом, границы земельного участка в предусмотренном порядке установлены.

Однако 27.01.2015 г. при обращении Городнянского А.Д. в администрацию МО «Выборгский район» схема расположения земельного участка не была согласована.

Определением Выборгского городского суда от 10 июля 2015 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ЛОГКУ «Ленобллес».

Определением Выборгского городского суда от 03 сентября 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация муниципального образования «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области.

Истец Городнянский А.Д. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом

В судебном заседании представитель истца по доверенности Чернова И.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным основаниям.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области в суд не явился, ранее в письменных возражениях просил в иске отказать.

Третье лицо кадастровый инженер Репка А.В. в суд не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие, оставив вынесение решения на усмотрение суда.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, ЛОГКУ «Ленобллес» явку своего представителя в суд не обеспечил, присутствующий в судебном заседании 20 октября 2015 года Лушин A.M. указал, что в 2009 году было оформлено право собственности на лесной участок Северо- Западного лесничества, в том числе, на земли Большепольского лесничества на основании базового лесоустройства 2004 года, установлены границы земельного участка, в настоящее время проводится актуализация земель лесного фонда для приведения в соответствие сведений.

От представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, администрации муниципального образования «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области по доверенности Малышевой А.Е. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя с вынесением решения на усмотрение суда.

18 декабря 2015 года Выборгским городским судом Ленинградской области постановлено решение, которым удовлетворены исковые требования.

Администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области обязана передать Городнянскому А.Д. земельный участок площадью 1200 кв. метров с кадастровым номером , с разрешенным использованием под строительство дачи, расположенный по адресу: <адрес>, Селезневское сельское поселение, <адрес>, в собственность за плату по цене равной 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка в установленных границах, согласно межевому плану, изготовленному ООО «Землевед» 10 февраля 2015 года.

Администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области не согласилось с законностью и обоснованностью принятого решения суда и представило на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить постановленное решение суда и принять по делу новое решение об отказе удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права. В частности, на то, что согласно письму Северо-Западного лесничества филиала ЛОГКУ «Ленобллес» земельный участок, который является предметом спора, занимает земли лесного фонда Большепольского участкового лесничества.

Согласно ст. 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательством.

Таким образом, администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области не имеет права распоряжаться спорным земельным участком и является ненадлежащим ответчиком.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Однако указанным требованиям обжалуемое решение не соответствует.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что в генеральном плане муниципального образования «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области описаны границы населенных пунктов, входящих в состав Селезневского сельского поселения, установлены координаты поворотных точек границ населенных пунктов поселения, в том числе, пос. Подберезье.

Данные сведения размещены на официальном сайте муниципального образования «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области.

При этом, планшет участка составлен на основании базового лесоустройства 2004 года, а межевой план спорного земельного участка и генеральный план муниципального образования «Селезевское сельское поселение» составлены в 2011-2015 годах, и не отражают сведений о кадастровом учете земель лесного фонда, что также свидетельствует о не установлении границ земель лесного фонда.

Кроме того, в акте согласования границ имеется согласование границ спорного земельного участка в точках н1-н2 главой администрации МО «Селезневское сельское поселение», что также свидетельствует о нахождении данного участка в пределах поселения.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что границы муниципального образования «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области определены, установлены координаты поворотных точек границ пос. Подберезье, где находится земельный участок, испрашиваемый Городнянским А.Д. Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что довод администрации об отказе в предоставлении Городнянскому А.Д. земельного участка за плату ввиду его расположения на землях лесного фонда не нашел своего подтверждения, и земельный участок может быть предоставлен Городнянскому А.Д. в собственность за плату без проведения торгов.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и противоречат нормам действующего законодательства.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2 и 3 ст. 36).

На основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.

В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.

Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства

Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Так, в силу статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения, при этом имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На основании пункта 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда (подпункт 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда гражданам до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.

На основании статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Из материалов дела следует, что согласно постановления главы окружной администрации Большепольской волости Выборгского района от 28 декабря 1998 года № 71 Агаджаняну Н.З. был выделен в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 0,12 га в пос. Подберезье под строительство дачи, в п. 3 данного постановления указано, что выделенный участок должен быть внесен в кадастровую книгу Большепольской волости.

Как указано в кадастровом паспорте земельного участка от 13 апреля 2015 года сведения в государственный кадастр недвижимости внесены 28.12.1998 г., кадастровый равнозначен кадастровому номеру , граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства

Установлено, что 04 октября 2013 года за Городнянским А.Д. на основании договора купли-продажи от 05.09.2013 г. было зарегистрировано право собственности на дачный дом с мансардой, расположенный по адресу: <адрес>, МО «Селезневское сельское поселение», <адрес>, д. б/н (л.д. 12).

05 ноября 2013 года Городнянский А.Д. обратился в администрацию муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Селезневское сельское поселение, <адрес>, площадью 1200 кв. метров в собственность за плату под существующий дачный дом.

В письме администрации от 15.07.2014 г. указано, что для утверждения схемы расположения земельного участка необходимо предоставить копию лесного планшета для исключения возможности наложения испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права 78-АГ 768488 от 16 марта 2009 года, представленного ЛОГКУ «Ленобллес», оформлено право собственности на лесной участок Северо-Западного лесничества, куда входит Большепольское лесничество, общей площадью 3123190000 кв. метров.

В выписке из ЕГРП от 15 декабря 2015 года указано, что объект недвижимости лесной участок Северо- Западного лесничества с кадастровым номером 47:01:0000000:500 имеет площадь 3 122 835 100 кв. метров, что на 354 900 кв. метров меньше площади лесного участка Северо-Западного лесничества, указанной в свидетельстве о государственной регистрации права.

Удовлетворяя требования истца суд пришел к выводу о том, что согласно генерального плана муниципального образования «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области установлена граница территории Селезнёвского сельского поселения. В Селезнёвское сельское поселение входят 19 населённых пунктов, в том числе, пос. Подберезье. Наименования населённых пунктов и их статус (посёлок, деревня) приняты в соответствии с перечнем населённых пунктов, входящих в состав территорий поселений Выборгского муниципального района. В генеральном плане муниципального образования «Селезневское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области описаны границы населенных пунктов, входящих в состав Селезневского сельского поселения, установлены координаты поворотных точек границ населенных пунктов поселения, в том числе, пос. Подберезье. При этом суд также указал, что планшет земель лесного фонда составлен на основании базового лесоустройства 2004 года, а межевой план спорного земельного участка и генеральный план муниципального образования «Селезевское сельское поселение» в 2011-2015 годах, из чего суд сделал вывод, что представленный планшет не отражает сведений о кадастровом учете земель лесного фонда, что также свидетельствует о неустановлении границ земель лесного фонда.

Кроме того, в акте согласования границ имеется согласование границ спорного земельного участка в точках н1-н2 главой администрации МО «Селезневское сельское поселение», что также свидетельствует о нахождении данного участка в пределах поселения.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку несмотря на то, что границы земельного участка государственного лесного фонда не были установлены, окружная администрация Большепольской волости не вправе была произвольно, без учета государственных интересов, распоряжаться землями лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством от 16 марта 2009 г., объектом права является лесной участок Северо-Западного лесничества, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 3123190000 кв. м., в указанный участок в том числе входит участковое лесничество Большепольское кв.1-170.(л.д.108).

В силу п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии со ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

При этом следует отметить, что согласно ст. 71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

В ст. 25 ЛК РФ не содержится такого основания предоставления земельного участка из состава земель лесного фонда как аренда под индивидуальное строительство дачи.

Также, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 04 декабря 2006 года "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Доводы истца об отсутствии доказательств нахождения спорного земельного участка на землях лесного фонда судебной коллегией не принимаются, поскольку в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком признается земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69, 92 Лесного кодекса РФ, т.е. по результатам проведения лесоустройства. Материалы лесоустройства от 2004 г. подтверждают тот факт, что земельный участок Городнянского А.Д. площадью 1200 кв. м, находится на землях лесного фонда. Согласно выкопировке акта натурного обследования от 17.03.2015 г., в результате натурно-технического осмотра участка на предмет принадлежности к землям лесного фонда было установлено, что испрашиваемый участок занимает земли лесного фонда Большепольского участкового лесничества квартал 157, выдел 41. Согласно материалам таксационного описания Большепольского участкового лестничества выдел 41 является усадьбой.

Таким образом, спорный земельный участок с кадастровым номером предоставленный в аренду Агаджаняну Н.З., относится к землям лесного фонда, что подтверждается планшетом № 20.

То обстоятельство, что границы земельного участка с кадастровым номером – земли лесного фонда, не установлены, не может служить основанием для признания права собственности истца на спорный земельный участок площадью 1200 кв. м.

Нахождение в собственности истца дома, расположенного на указанном земельном участке, также не может являться безусловным основанием для признания права собственности на земельный участок за плату.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовые основания для признания за Городнянским А.Д. права собственности на спорный земельный участок площадью 1200 кв.м. отсутствуют, поскольку установлено, что участок находится на землях лесного фонда.

Руководствуясь статьями 327.1., 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 18 декабря 2015 года отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Городнянскому А.Д. к администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области о предоставлении земельного участка в собственность за плату под существующий дом отказать.

Председательствующий

Судьи

Судья Прокопьева М.В.