Копия
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
дело 33-1451
судья Жвавая Н.Г.
АПЕЛЛЯЦИОНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 июля 2013 года г. Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Мосиявич С.И.
судей коллегии Акбашевой Л.Ю. и Домрачева И.Г.
при секретаре Ганжуровой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокуратуры Приуральского района на решение Приуральского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мосиявич С.И., прокурора Губайдуллину Г.А., полагавшую решение подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Решением Собрания депутатов № 66 от 16 декабря 2011 года «О бюджете муниципального образования пос. Харп Приуральского района на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», с изменениями от 26 декабря 2012 года, предусмотрена единовременная выплата главе муниципального образования п. Харп Ивановой О.А. в связи с истечением срока полномочий (пункт 1). В ходе проведения прокурорской проверки названное обстоятельство было установлено. Прокурор Приуральского района в интересах муниципального образования поселок Харп Приуральского района ЯНАО обратился в суд с заявлением о признании недействующим решения Собрания депутатов, признании незаконным распоряжения, взыскании денежных средств. В обоснование заявленного требования прокурор указал, что решение Собрания депутатов в указанной части является незаконным и не подлежит исполнению, поскольку часть 1 ст. 4 Закона ЯНАО от 25 декабря 2008 года № 123-ЗАО, которой была предусмотрена указанная единовременная выплата в размере 10-кратного месячного денежного вознаграждения по протесту прокурора была признана утратившей силу на основании Закона ЯНАО от 6 декабря 2012 года № 116-ЗАО. На решение Собрания депутатов от 14 мая 2009 года № 116, которым была установлена указанная гарантия, прокуратурой принесен протест, который решением Собрания депутатов 6 февраля 2013 года был удовлетворен, пункты 3.1 и 3.2 Положения признаны утратившими силу.
В судебном заседании помощник прокурора Пашков Е.А. поддержал заявленные требования, пояснил, что оспариваемое решение является недействительным с момента его принятия, поскольку противоречит федеральному законодательству. Законные основания для названной выплаты у администрации отсутствовали.
Председатель администрации МО п. Харп ФИО1 в судебном заседании пояснил, что на момент прекращения полномочий ФИО2 обжалуемый пункт Решения Собрания депутатов соответствовал еще действовавшим нормам Положения о предоставлении гарантий в муниципальном образовании п. Харп и Закона ЯНАО.
ФИО2 в судебном заседании приводила аналогичные доводы в части действующего законодательства. Поясняла, что полномочия прекратила 2 ноября 2011 года, 29 октября уже был назначен новый глава администрации. О том, что прокурором внесено представление об отмене Положения она не знала.
Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора. С решением не согласен прокурор. В апелляционном представлении просит решение отменить, считает решение принято с нарушением норм материального права. В обоснование своей позиции ссылается на положения Бюджетного, Трудового и Гражданского кодексов РФ, Закон ЯНАО № 123-ЗАО, приводит доводы, аналогичные озвученным в судебном заседании суда первой инстанции.
Стороны о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии пунктом н части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (части 1 и 2 статьи 3).
В силу пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Статьей 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ предусмотрены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему (пункт 1).
Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (пункт 3 данного Закона).
Статья 6 Трудового кодекса РФ, предусматривает, что органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 172 Трудового кодекса РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.
По смыслу пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
В порядке части 3 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями) формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 6 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (с последующими изменениями).
Как следует из материалов дела, ФИО2 21 декабря 2007 года решением Собрания депутатов была избрана главой муниципального образования поселок Харп, председателем Собрания депутатов муниципального образования поселок Харп. 29 октября 2012 года ФИО2 прекратила полномочия главы сельского поселения в связи с истечением срока полномочий и вступлением в должность вновь избранного главы. 29 декабря 2012 года она была уволена по окончании очередного отпуска.
Решением Собрания депутатов № 116 от 14 мая 2009 года, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона ЯНАО от 25 декабря 2008 года № 123-ЗАО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, члена избирательной комиссии муниципального образования в Ямало-Ненецком автономном округе», было утверждено Положение о гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, члена избирательной комиссии муниципального образования поселок Харп. Согласно пункту 3.1 Положения, лицу, замещавшему муниципальную должность на постоянной основе, прекратившему исполнение полномочий досрочно или по окончании срока полномочий, производится единовременная выплата в размере 10-кратного месячного денежного вознаграждения.
Распоряжением № 27 от 19 октября 2012 года постановлено на основании указанного пункта Положения произвести ФИО2 единовременную выплату в размере 10-кратного денежного вознаграждения в связи с окончанием срока полномочий главы муниципального образования поселок Харп.
Размер единовременный выплаты определен решением Собрания депутатов № 66 от 16 декабря 2011 года в редакции решения Собрания депутатов № 23 от 26 декабря 2012 года и составил <данные изъяты> рублей.
Указанная сумма перечислена на счет ФИО2 26 декабря 2012 года.
Отказывая в удовлетворении иска суд исходил из того обстоятельства, что на момент издания главой администрации МО п. Харп распоряжения № 27 указанные выше нормы, предусматривающие возможность единовременной выплаты, действовали. Так же они были действующими и на момент прекращения полномочий ФИО2 в качестве главы администрации МО поселок Харп и председателя Собрания депутатов.
Коллегия находит данный вывод суда верным вопреки доводам апелляционного представления о том, что ФИО2 прекратила свои полномочия 29 декабря 2012 года, когда правовая норма, предоставлявшая гарантию по единовременной выплате была исключена на уровне Ямало-Ненецкого автономного округа.
Как явствует из смысла названного Закона № 123-ЗАО, в редакции, действующей до 11 декабря 2012 года, соответствующие нормы связывали возникновение права на получение единовременной выплаты лицу, замещавшему муниципальную должность, с окончанием срока его полномочий, а не с иным моментом, в том числе и с моментом принятия Собранием депутатов решения о единовременной выплате.
В данном случае принятие решения было обусловлено датой прекращения ответчиком трудовых отношений 29 декабря 2012 года.
Между тем, прекращение трудовых отношений в возникшем споре, не совпало с датой прекращения полномочий в качестве главы.
Как верно установлено судом первой инстанции, полномочия ФИО2 были прекращены 29 октября 2012 года (т.1,л.д.130,133), когда расходные обязательства у МО поселок Харп по исполнению муниципального правового акта еще существовали.
Период ее пребывания в отпуске в силу положений п. 4 статьи 31 Устава о прекращении полномочий главы поселка в день вступления в должность вновь избранного главы, не может расцениваться как период, когда ответчик исполняла свои трудовые обязанности как глава. Этот вывод согласуется и с положения Трудового кодекса. Так, согласно статьям 106,107 ТК РФ отпуск является видом времени отдыха. Временем отдыха, в свою очередь, является время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание положения части 2 статьи 11 ГПК РФ и соответственно о неприменимости норм закона № 123-ЗАО, не состоятелен и основан на неверном толковании закона в силу изложенного выше.
Также в апелляционной жалобе содержится ссылка на положения части 2 статьи 1102 ГК РФ о неосновательном обогащении.
Названная выплата осуществлена в установленном законом порядке, это с достоверностью установлено судом первой инстанции, а потому рассматриваться, как неосновательное обогащение не может. В этой связи коллегия не дает оценки доводам прокурора о неприменимости положений ст. 1109 ГК РФ к спорным правоотношениям.
При указанных обстоятельствах судебное постановление является законным и оснований для его отмены по доводам апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Приуральского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление без изменения.
Председательствующий
Судьи: /подписи/
Копия верна: судья суда ЯНАО С.И. Мосиявич Копия верна: секретарь М.В. Ганжурова