ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1514/2012 от 15.06.2012 Томского областного суда (Томская область)

                                                                                    Томский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Томский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья: Прохорова Н.В. Дело № 33-1514/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июня 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Брагиной Л.А.,

судей Величко М.Б., Карелиной Е.Г.,

при секретаре Степановой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по ЗАТО Северск Томской области

по апелляционной жалобе представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по ЗАТО Северск Томской области ФИО2 на решение Северского городского суда Томской области от 11апреля 2012 года.

Заслушав доклад судьи Карелиной Е.Г., объяснения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по ЗАТО Северск Томской области ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по ЗАТО Северск Томской области (далее - ИФНС России по ЗАТО Северск, Инспекция, регистрирующий орган) от 15.12.2011 № 908 об отказе в государственной регистрации юридического лица товарищества собственников жилья «Пионер» (далее- ТСЖ«Пионер»), возложить на Инспекцию обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя и отменить решение как препятствующее осуществлению его прав, возвратить уплаченную им для регистрации товарищества государственную пошлину в размере 4 000 рублей, а также взыскать с Инспекции в его пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В обоснование требований указал, что оспариваемым решением Инспекция отказала ему в государственной регистрации ТСЖ «Пионер» по мотиву непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов: Устава, решения о создании юридического лица, заявления по форме Р 11001, ссылаясь на то, что в правление ТСЖ «Пионер» избран ФИО4, который не является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: /__/. Полагал, что решение № 908 от 15.12.2011 не соответствует Федеральному закону от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации), принято за пределами полномочий ИФНС России по ЗАТО Северск, поскольку все требуемые законом документы им были представлены в регистрирующий орган, который был не вправе проверять на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативно-правовым актам форму представленных документов и содержащиеся в них сведения. Данный отказ нарушает его конституционное право и право членов товарищества на свободу экономической деятельности, на объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, которое предусмотрено ст. 135, 136 ЖК РФ.

При рассмотрении дела заявитель ходатайствовал также о взыскании с ИФНС России по ЗАТО Северск судебных расходов: за составление искового заявления в размере /__/ рублей, на оплату услуг представителя в размере /__/ руб.

Определением суда от 11.04.2012 требование ФИО1 о возложении на ИФНС России по ЗАТО Северск обязанности возвратить уплаченную государственную пошлину в сумме 4 000 рублей выделено в отдельное производство.

В судебном заседании заявитель ФИО1 и его представитель Г. поддержали требования по основаниям, приведенным в заявлении. Дополнительно ФИО1 пояснил, что оспариваемое решение принято Инспекцией по его заявлению от 08.12.2011 о государственной регистрации юридического лица ТСЖ«Пионер», получено им 24.12.2011. В феврале 2012 года при повторном его обращении в ИФНС России по ЗАТО г. Северск с заявлением о регистрации ТСЖ «Пионер» товарищество было зарегистрировано. Оспариваемое решение от 15.12.2011 до настоящего времени нарушает его права, поскольку Инспекция, незаконно отказав ему в государственной регистрации юридического лица, не возвратила государственную пошлину в размере 4000 рублей, которую он оплатил при подаче первоначального заявления о государственной регистрации юридического лица.

Представитель ИФНС России по ЗАТО Северск РоговскаяB.C. считала заявление не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что при подаче 08.12.2011 заявления о регистрации ТСЖ «Пионер» ФИО1 представил в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области комплект документов, в подтверждение получения которых регистрирующий орган выдал ему расписку. Одним из учредителей ТСЖ «Пионер» в заявлении был указан Б.А.ВБ., который согласно представленному с пакетом документов на регистрацию Протоколу №1 от 04.11.2011 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/, избран в правление товарищества. Однако, как следовало из приложенного к указанному протоколу и подписанного ФИО1 списка собственников жилых помещений, ФИО4 не является собственником жилого помещения дома /__/, и, следовательно, учредителем товарищества собственников жилья. Не оспаривала, что Инспекция не проверяет на предмет соответствия нормативным актам форму представляемых документов и содержащиеся в представленных документах сведения, однако полагала, что регистрирующий орган вправе проверить заявление о государственной регистрации. Поскольку заявление ФИО1 и приложенные к заявлению документы содержат недостоверные сведения, они считаются не представленными на государственную регистрацию, в силу чего Инспекция отказала в государственной регистрации юридического лица. Полагала, что оспариваемое решение прав заявителя не нарушает, поскольку решением Инспекции от 14.02.2012 внесены сведения в ЕГРЮЛ о создании юридического лица ТСЖ «Пионер» на основании повторного заявления ФИО1 от 07.02.2012. Оплаченная ФИО1 при подаче заявления о регистрации государственная пошлина не подлежит возврату, поскольку уплачивается за совершение любых регистрационных действий, а отказав в регистрации юридического лица, Инспекция совершила регистрационные действия.

Суд на основании ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее- ЖК РФ), ст.ст. 254,256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), ст. ст. 9, 10, 12, 23 Закона о регистрации, ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования заявителя удовлетворил, признал незаконным и отменил решение ИФНС по ЗАТО Северск от 15.12.2011 № 908 об отказе ФИО1 в государственной регистрации юридического лица (ТСЖ «Пионер»), взыскал с ИФНС России по ЗАТО Северск в пользу ФИО1 судебные расходы в размере /__/ руб.

В апелляционной жалобе представитель ИФНС России по ЗАТО Северск А.О.ГБ. просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением и неправильным применением норм материального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Считает, что решение Инспекции № 908 от 15.12.2011 об отказе в государственной регистрации ТСЖ «Пионер» принято в соответствии с законом, поскольку заявитель представил на государственную регистрацию документы, содержащие недостоверные сведения, согласно которым в правление товарищества избран ФИО4, который не является собственником жилого помещения дома по адресу: /__/. Указывает, что 07.02.2012 заявителем было представлено новое заявление о государственной регистрации ТСЖ, в котором были устранены допущенные первоначально нарушения законодательства, ФИО4 исключен из членов правления товарищества. На основании этого заявления решением Инспекции от 14.02.2012 в ЕРГЮЛ внесены сведения о создании юридического лица ТСЖ «Пионер». Полагает, что государственная пошлина не была возвращена заявителю обоснованно, поскольку отказ в регистрации юридического лица является регистрационным действием, нормами Налогового кодекса РФ возврат государственной пошлины при отказе в государственной регистрации юридического лица не предусмотрен, в силу чего права заявителя не нарушены. Ссылается на чрезмерность и необоснованность взысканных судом первой инстанции судебных расходов.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу –без удовлетворения.

На основании ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не явившегося в суд заявителя ФИО1

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, пришла к выводу об отмене решения суда первой инстанции.

Согласно ч. 1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19.12.2003 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Постановленное решение не может быть признано отвечающим вышеназванным требованиям закона, поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального закона, что в силу ч.1 ст.330 ГПК РФ является основанием для отмены судебного акта.

Как видно из материалов дела, 08.12.2011 ФИО1 обратился в ИФНС России по ЗАТО Северск с заявлением о государственной регистрации юридического лица ТСЖ «Пионер» при создании (л.д. 39-47), приложив к нему пакет документов, в том числе решение о создании юридического лица, Устав, а также документ об уплате государственной пошлины (л.д.52).

Решением Инспекции № 908 от 15.12.2011 заявителю отказано в государственной регистрации юридического лица Товарищество собственников жилья «Пионер» на основании подпункта «а» пункта 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2011 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (л.д. 6). В качестве оснований отказа регистрирующий орган указал, что среди представленных для регистрации документов отсутствуют Устав, решение о создании юридического лица, Заявление по форме Р 11001; документ, представленный на регистрацию, содержит недостоверные сведения, поскольку согласно представленному с пакетом документов на регистрацию Протоколу № 1 от 04.11.2011 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/, в правление ТСЖ «Пионер» избран ФИО4, не являющийся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: /__/; поскольку документ, представленный на регистрацию, содержит недостоверные сведения, то считается ненадлежащим образом оформленным и не представленным в регистрирующий орган.

Согласно ч. 1 ст. 254, ст.255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, которыми нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, незаконно возложена на него какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лица, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч.3 ст.258 ГПК РФ).

Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов. К таким документам в силу ст.12 указанного Закона относятся: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица, решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением); выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии с п.4 ст. 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п.4.1 ст.9 Закона о регистрации).

Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решения ИФНС России по ЗАТО г.Северск, заявитель ссылался на то, что представил документы, необходимые согласно ст. 12 Закона о регистрации для государственной регистрации юридического лица, проверять которые на предмет соответствия закону по форме и содержанию регистрирующий орган был не вправе, в силу чего законные основания для отказа в государственной регистрации ТСЖ «Пионер» у Инспекции отсутствовали.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель Инспекции указала, что заявление ФИО1 о регистрации юридического лица ТСЖ «Пионер» содержит недостоверные сведения о том, что ФИО4 является учредителем товарищества как собственник жилого помещения в многоквартирном доме, в силу чего заявление считается не представленным в регистрирующий орган и последний был вправе отказать в государственной регистрации товарищества.

Признавая незаконным и отменяя оспариваемое заявителем решение, суд первой инстанции исходил из того, что приведенными выше положениями Закона о регистрации не предусмотрены полномочия регистрирующего органа по правовой экспертизе представленных на регистрацию документов, решение собственников помещений многоквартирного дома о выборе ФИО4 в правление ТСЖ «Пионер», оформленное протоколом № 1 от 04.11.2011, не отменено и не признано недействительным, заявитель представил все требуемые законом для регистрации юридического лица документы, в силу чего у Инспекции отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации ТСЖ «Пионер».

Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права, доводы апелляционной жалобы об этом заслуживают внимания.

Согласно ст.4 Закона о регистрации в Российской Федерации ведутся государственные реестры, являющиеся федеральными информационными ресурсами и содержащие, в том числе, сведения о создании юридических лиц. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

В силу п. «д» п.1, п.4 ст.5 указанного Закона в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в частности, об учредителях (участниках) юридического лица; записи вносятся в реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Выполняя функцию информационного ресурса и исходя из назначения государственной регистрации как публичного акта органа государственной власти, государственный реестр должен содержать достоверные сведения, что в свою очередь обеспечивается достоверностью сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах, которую подтверждает заявитель в заявлении о государственной регистрации.

Нормы Закона о регистрации, в том числе пункт 4.1 статьи 9, не содержат запрета регистрирующему органу проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, а также соответствие федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации заявления о государственной регистрации.

В соответствии с п.4.11. Приказа ФНС РФ от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16 «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя», действующего на момент принятия Инспекцией оспариваемого решения, при представлении заявления о государственной регистрации товариществ собственников жилья в сведениях об учредителях указываются данные о членах правления.

Согласно ч.1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

По смыслу ч.1 ст.143, ч.2 ст.147 ЖК РФ членами товарищества собственников жилья, а также членами его правления являются собственники помещений в многоквартирном доме.

Как следует из заявления ФИО1 о государственной регистрации юридического лица при создании, представленного в ИФНС России по ЗАТО Северск 08.12.2011, одним из учредителей (участников) ТСЖ «Пионер» является ФИО4

Согласно представленному ФИО1 в регистрирующий орган протоколу № 1 04.11.2011 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/, приняты решения о создании ТСЖ «Пионер», избрании в правление товарищества собственников жилья ФИО4 Однако из приложенного к протоколу и подписанного ФИО1 списка собственников помещений указанного многоквартирного дома (л.д.48) усматривается, что ФИО4 собственником помещения этого многоквартирного дома не является.

При указанных обстоятельствах регистрирующий орган обоснованно посчитал недостоверными сведения заявления о государственной регистрации о том, что Б.А.ВБ. является учредителем ТСЖ «Пионер».

Недостоверность указанных сведений подтвердил и сам заявитель, представив в Инспекцию при повторном обращении 07.02.2012 с заявлением о государственной регистрации ТСЖ «Пионер» документы, на основании которых регистрирующим органом принято решение от 14.02.2012 № 87 о государственной регистрации указанного юридического лица:

- протокол № 1 от 04.11.2011 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/ (л.д.83,84), из которого следует, что в правление товарищества избраны ФИО1 и ФИО5, ФИО4 в правление не избран, поскольку не является собственником помещений многоквартирного дома;

- заявлением о государственной регистрации юридического лица при создании (л.д.75-81), из которого следует, что учредителями ТСЖ «Пионер» являются только Х.С.ЕБ. и ФИО5

На основании указанных выше документов 14.02.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ТСЖ «Пионер», содержащая предусмотренные п. «д» п.1 ст.5 Закона о регистрации сведения об учредителях товарищества, к числу которых ФИО4 не отнесен (л.д. 68-71).

Представление в регистрирующий орган заявления, содержащего недостоверную информацию, означает непредставление заявления, содержащего необходимые сведения и соответствующего форме Р11001.

В связи с изложенным решение ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области № 908 от 15.12.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица ТСЖ «Пионер» соответствует закону, а судебный акт подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления ФИО1

Поскольку в удовлетворении заявления отказано, в силу ст.98 ГПК РФ основания для возмещения заявителю судебных расходов отсутствуют.

Руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Северского городского суда Томской области от 11 апреля 2012 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным и отмене решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по ЗАТО Северск Томской области от 15.12.2011 № 908 об отказе в государственной регистрации юридического лица ТСЖ «Пионер» и возмещении судебных расходов отказать.

Председательствующий

Судьи: