ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1520 от 28.03.2012 Саратовского областного суда (Саратовская область)

                                                                                    Саратовский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Юдина С.В. Дело № 33-1520

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 марта 2012 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Грибалевой М.Н.,

судей Тришкиной М.А., Мележик Л.М.,

при секретаре Орловой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тришкиной М.А. дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» о взыскании убытков, по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Волжского районного суда г. Саратова от 01 февраля 2012 года, которым исковые требования удовлетворены в части.

Заслушав доклад судьи, объяснения ФИО1 и ее представителя ФИО2, представителя ООО «Управляющая компания «СтройКорСервис» - ФИО3, возражавших против доводов жалобы и отмены решения суда, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее администрация МО «Город Саратов»), администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» (далее администрация Волжского района МО «Город Саратов) о взыскании убытков, мотивируя заявленные требования тем, что около 08.00 часов 22 августа 2011 года на принадлежащий ей припаркованный возле  технически исправный автомобиль НYUNDAI ACCENT, государственный номер №, упала ветвь растущего рядом дерева, чем причинен материальный ущерб в размере 154625 рублей.

Решением Волжского районного суда г. Саратова от 01 февраля 2012 года постановлено:

взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу ФИО1 в счет возмещения материального ущерба 154625 рублей, убытки в сумме 6019 рублей 54 копейки, судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в сумме 4293 рубля, расходы по оплате услуг представителя в сумме 15000 рублей, а всего 179937 (сто семьдесят девять тысяч девятьсот тридцать семь) рублей 54 копейки; в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» о возмещении убытков - отказать.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Город Саратов» в лице представителя ФИО4 ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Автор жалобы указал, что администрация муниципального образования «Город Саратов» является ненадлежащим ответчиком по делу.

ФИО1, ее представитель ФИО2, представитель общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «СтройКорСервис» - ФИО3 в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения.

Представители ответчиков, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Материалами дела установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит автомобиль НYUNDAI ACCENT, государственный номер № (том 1 л.д. 8). ФИО1 договор добровольного страхования имущества не заключался, за выплатой страхового возмещения она не обращалась (л.д. 205).

22 августа 2011 года, примерно в 8.00 часов на  на припаркованное транспортное средство, принадлежащее истцу, упала ветвь дерева, произрастающего в непосредственной близости от указанного дома. Данный факт зафиксирован ОМ № в составе УВД по г. Саратову, составлены протоколы осмотра места происшествия, вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (том 1 л.д. 9-11, 12).

В соответствии с выводами экспертного заключения № от 08.09.2011 года, составленного экспертом Саратовской независимой автоэкспертизы, величина ущерба, причиненного владельцу транспортного средства HUNDAI ACCENT, государственный регистрационный номер № в результате ДТП, имевшего место 22 августа 2011 года с учетом технического состояния и эксплуатационного износа, составляет - 154625 рублей (том 1 л.д. 19).

Согласно сведениям комитета по управлению имуществом г. Саратова от 22.12.2011 года, территории, занимаемые зелеными насаждениями по , площадью 74,2 кв.м. и по , площадью 8617,3 кв.м. в соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом г. Саратова от 19.02.2010 года № 226-р «О включении территорий, занимаемых зелеными насаждениями, закрепленных за администрацией Волжского района муниципального образования «Город Саратов», закреплены за администрацией Волжского района муниципального образования «Город Саратов» (том 1 л.д. 109-110).

02 ноября 2011 года между администрацией Волжского района муниципального образования «Город Саратов» (заказчик) и МУП «Садово – Парковое» заключен контракт №, по условиям которого последний обязан по заданию заказчика выполнить работы по уходу за зелеными насаждении на территории Волжского района г. Саратова, в соответствии с Перечнем объектов для выполнения работ, в который включена зеленая зона, расположенная на , площадью 74,2 кв. метра (том 1л.д. 111-121). Документы, подтверждающие включение в зеленую зону, площадью 74,2 кв. метра на , территории земельного участка, на котором произрастает сгнившее дерево, ответчики суду не представили.

12 апреля 2011 года между администрацией Волжского района муниципального образования «Город Саратов» (заказчик) и МУП «Городские дороги плюс» заключен контракт №, по условиям которого последний обязан по заданию заказчика выполнить работы по содержанию дорог, тротуаров, зеленых зон и прочих работ по благоустройству территории муниципального образования «Город Саратов», в соответствии с Перечнем объектов для выполнения работ, в который включена зеленая зона, расположенная на , площадью 74,2 кв. метра (том 1л.д. 216-227). Документы, подтверждающие включение в зеленую зону, площадью 74,2 кв. метра на , территории земельного участка, на котором произрастает сгнившее дерево, ответчики суду не представили.

Земельный участок, расположенный по адресу: г. Саратов, ул.  угол , площадью 1185 кв.метра, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №, принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «СтройКорСервис» (л.д. 182-185).

Так же судом первой инстанции установлено, что территория, на которой произрастает устаревшее спорное дерево, не входит в границы земельного участка, находящегося в собственности ООО «УК «СтройКорСервис».

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

На основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно ч. 1 п. 25 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в редакции от 05.04.2010 г., с изменениями от 08.05.2010 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ).

На основании ст.6 Устава г. Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 г. № 67-649, к вопросам местного значения города относятся организация благоустройства и озеленения территории города.

Согласно Положению об администрации Волжского района МО «Город Саратов», утвержденному решением Саратовской городской Думы от 29.01.2009 г. № 36-398, администрация Волжского района является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», которая от имени администрации г. Саратова осуществляет исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Волжского района в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами.

По вопросам организации благоустройства и озеленения территории района администрация Волжского района г. Саратова обеспечивает содержание зеленых зон, зеленых насаждений и занимаемых ими территорий, а также осуществляет иные полномочия в сфере благоустройства территории района на основании Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов», принятых решением Саратовской городской Думы от 27.09.2007 г. № 20-185.

Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов» (п.1.1) устанавливают общеобязательные нормы поведения для физических и юридических лиц и регламентацию деятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения в сфере благоустройства территорий муниципального образования «Город Саратов».

В силу п. 1.2, правила обязательны для выполнения всеми собственниками и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, транспортных средств на территории города Саратова, а также лицами, исполняющими обязанности по благоустройству, содержанию территорий, в том числе зеленых насаждений, на основании заключенных договоров.

Согласно п. 1.3.2. Правил, по территориям и объектам благоустройства, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не переданным во владение и/или пользование третьим лицам, субъектами, ответственными за благоустройство, являются органы государственной власти, администрация г. Саратова соответственно (в ред. решения Саратовской городской Думы от 04.12.2009 N 45-545).

На основании п. 1.4. Правил, обязанности по благоустройству выполняются либо непосредственно субъектами, ответственными за благоустройство, либо иными лицами на основании заключенных договоров.

В целях обеспечения сохранности зеленых зон должен быть обеспечен уход за зелеными насаждениями, дорожками и оборудованием, в том числе: содержание в чистоте водоемов; своевременная обрезка ветвей; регулярный полив; удаление погибших и потерявших декоративность растений в цветниках и вазонах, среза травы, опавших листьев, вывоз на специально оборудованные полигоны; текущий ремонт газонов, систематический покос при высоте травостоя более 20 см (п.12.1 Правил).

В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных нормативными актами муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В силу п. 19 ст. 14, п. 25 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация благоустройства и озеленения.

В силу ст. 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Согласно п.2 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета, документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Из пунктов 1.1, 3.43 Положения о комитете по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 г. № 19-172, следует, что комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» является финансовым органом этой администрации и выступает в суде от имени муниципального образования «Город Саратов» в защиту интересов муниципальной казны города.

На основании вышеуказанных положений закона должником обязательства по возмещению вреда в результате незаконного бездействия органов местного самоуправления - является муниципальное образование «Город Саратов», в связи с чем довод жалобы о ненадлежащем ответчике по делу не нашел своего подтверждения.

Довод жалобы о том, что земельный участок, где произрастает сгнившее дерево, имеет собственника (ООО «УК «СтройКорСервис»), признается несостоятельным, поскольку судом первой инстанции установлено, что территория, на которой произрастает устаревшее спорное дерево, не входит в границы земельного участка, находящегося в собственности ООО «УК «СтройКорСервис».

Данный вывод, подтверждается: кадастровым паспортом земельного участка, расположенного по адресу: , угол , площадью 1185 кв. метра, поставленного на кадастровый учет с кадастровым номером 64:48:010318:3, правообладателем которого является ООО «Управляющая компания «СтройКорСервис», фрагментом карты градостроительного зонирования территории города, произведенного Комитетом по архитектуре и градостроительству АМО «Город Саратов», материалами гражданского дела №, которое обозревалось в ходе рассмотрения настоящего спора.

Довод жалобы о том, что Администрация Волжского района МО «Город Саратов» 12.04.2011 года заключила контракт с МУП «Городские дороги плюс», которое должно проводить работы по содержанию дорог, тротуаров, зеленых зон и прочих работ по благоустройству территории муниципального образования «Город Саратов», является также несостоятельным, поскольку МУП «Городские дороги плюс» обязано по заданию заказчика выполнить работы по содержанию дорог, тротуаров, зеленых зон и прочих работ по благоустройству территории муниципального образования «Город Саратов», в соответствии с Перечнем объектов для выполнения работ, в который включена зеленая зона, расположенная на ул. Бабушкин взвоз, площадью 74,2 кв. метра (том 1л.д. 216-227). Однако документы, подтверждающие включение в зеленую зону, площадью 74,2 кв. метра на ул. Бабушкин взвоз г. Саратова, территории земельного участка, на котором произрастает сгнившее дерево, автором жалобы ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлены. Заявка на валку указанного дерева от администрации Волжского района МО «Город Саратов» в МУП «Городские дороги плюс», автором жалобы также не представлена.

Исходя из представленных доказательств того, что земельный участок, на котором находится снившее дерево, не передано во владение или пользование третьим лицам, и системного анализа приведенного выше законодательства, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по возмещению ущерба, причиненного истцу, на администрацию муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов».

При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств по настоящему гражданскому делу, которые были всесторонне, полно и объективно исследованы судом, им дана правильная правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а потому на правильность обжалуемого судебного постановления они повлиять не могут.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда г. Саратова от 01 февраля 2012 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи