ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1741 от 07.04.2014 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Машутинская И.В.      

Стр. 63  г/п 00 руб.

Докладчик Пыжова И.А. 

№ 33-1741

07 апреля 2014 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:    

председательствующего Кузнецова Ю.И.,

судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.,  

при секретаре Терентьевой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске
07 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе мэрии г.Архангельска на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 14 января 2014 года, которым постановлено:

«исковые требования прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Архангельска о возложении обязанности принять меры к соблюдению законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов - удовлетворить.

Обязать мэрию города Архангельска провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории МО «Город Архангельск», в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации: представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель лесного фонда МО «Город Архангельск», на которых находятся леса, к категории земель лесного фонда; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены городские леса в срок до 01.12.2015 года».

Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор города Архангельска обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на мэрию города Архангельска обязанности принять меры к соблюдению законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.

В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что мэрией города Архангельска не исполняется возложенная на нее законом обязанность в отношении муниципальных лесов: не образовано лесничество на землях МО «Город Архангельск», отсутствуют лесохозяйственные регламенты, а также отсутствуют сформированные земельные участки, занятые городскими лесами, не оформлено право собственности на них, не установлены границы земельных участков, занятых городскими лесами, указанные земельные участки не поставлены на кадастровый учет. Допущенное мэрией города Архангельска бездействие создает угрозу потери леса, не обеспечивает его рациональное использование, приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля, привлечения лиц, совершивших противоправные деяния, к установленной законом ответственности, нарушает предусмотренное Конституцией РФ право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просил обязать мэрию города Архангельска в срок до 01 декабря 2014 года провести лесоустройство; представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель лесного фонда МО «Город Архангельск», на которых находятся леса, к категории земель лесного фонда; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования; организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах.

В ходе рассмотрения дела прокурор города Архангельска заявленные требования уточнил, исключив требование о возложении на мэрию города Архангельска обязанности организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах. Определением суда от 14 ноября 2013 года производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании помощник прокурора города Архангельска Гильмутдинова С.А. поддержала уточненное заявление по изложенным в нем основаниям.

Представитель мэрии города Архангельска ФИО1 с заявленными требованиями не согласился. Пояснил суду, что обязанность по лесоустройству и утверждению лесоустроительных регламентов может быть возложена на орган местного самоуправления лишь в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, или городских лесов. Вместе с тем доказательств наличия лесов, требующих лесоустройства, прокурором не представлено. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и Архангельский филиал ФГУП «Р.» своих представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд вынес решение, с которым не согласилась мэрия города Архангельска. В поданной апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы указывают, что прокурором не представлено доказательств наличия городских лесов в пределах территории города Архангельска, а также нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Указывают, что полномочия органа местного самоуправления в отношении городских лесов ограничиваются лишь разработкой и утверждением лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков, а не лесоустройством. Обязанность по лесоустройству может быть возложена на органы местного самоуправления лишь в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, доказательств наличия лесных участков, в отношении которых следует провести лесоустройство, прокурором в нарушение требований ст.56 ГПК РФ представлено не было.

Полагают необоснованным возложение на мэрию города Архангельска обязанности представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель лесного фонда МО «Город Архангельск», на которых находятся леса, к категории земель лесного фонда, поскольку в соответствии со ст.ст.6, 23 Лесного кодекса РФ, ст.83 Земельного кодекса РФ городские леса не могут быть отнесены к категории земель лесного фонда.

Также указали на отсутствие у органа местного самоуправления полномочий по утверждению лесохозяйственного регламента лесничеств, лесопарков, являющегося по своей природе нормативным правовым актом, и недопустимость понуждения органа местного самоуправления к принятию нормативного правового акта.

Изучив материалы дела, заслушав представителя мэрии города Архангельска ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Загвоздину Н.А., полагавшую жалобу необоснованной, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч.1, 2 ст.6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.   

В соответствии с ч.1 ст.67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ, в частности, на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. При этом согласно п.п.«г»  п.3 ч.2 ст.102 Лесного кодекса РФ городские леса относятся к одной из категорий защитных лесов.

Согласно п.25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, организация благоустройства территории городского округа включая  озеленение территории, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в ходе проведенной прокуратурой города Архангельска проверки исполнения законодательства об охране и использовании городских лесов установлено, что лесничество на землях МО «Город Архангельск» не образовано, отсутствуют лесохозяйственные регламенты, не сформированы земельные участки, занятые городскими лесами, не осуществлен их государственный кадастровый учет, не оформлено право собственности.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии со стороны мэрии города Архангельска незаконного бездействия, выразившегося в не проведении лесоустройства в отношении городских лесов, расположенных на территории МО «Город Архангельск», и о необходимости возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения. 

Судебная коллегия находит правильным данный вывод суда по следующим основаниям.  

В соответствии с ч.2 ст.4 Лесного кодекса РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Согласно п.п.1, 4, 5 ч.1 ст.84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.

Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч.1.1 ст.84 Лесного кодекса РФ).

Из п.24 ст.6 Устава МО «Город Архангельск» следует, что к вопросам местного значения МО «Город Архангельск» относится, в том числе, организация благоустройства территории МО «Город Архангельск» (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах МО «Город Архангельск».

Правила проведения лесоустройства регулируются Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516, согласно п.24 которой к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.

Согласно п.3 Лесоустроительной инструкции и ст.68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что проведение указанных мероприятий обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу ст.70 Лесного кодекса РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч.1).

Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч.2).

  Кроме того, действующим лесным законодательством предусмотрено ведение государственного лесного реестра лесных участков, а также осуществление государственного кадастрового  учета лесных участков (ст.ст.91, 92 Лесного кодекса РФ).

  Так, частью 9 статьи 91 Лесного кодекса РФ установлено, что ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

  Согласно ст.92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

  Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости определен в ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

  В силу пункта 12 части 2 указанной нормы в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных также вносятся сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок.

  На основании ч.3 ст.15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, или орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений соответственно о лесах, водных объектах направляет в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости(ч.3).

Таким образом, к вопросам местного значения  относится  организация  благоустройства и озеленения территории МО «Город Архангельск», использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории городского округа. В этой связи орган местного самоуправления наделен полномочиями по  проведению лесоустройства в отношении городских лесов, осуществлению разработки и утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, ведению государственного лесного реестра в пределах предоставленных органу местного самоуправления полномочий, направлению в орган кадастрового учета соответствующих сведений.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что мэрией г.Архангельска мероприятия, направленные на охрану, защиту и воспроизводство городских лесов на территории МО «Город Архангельск», в надлежащем объеме и в установленном порядке не осуществляются.

Судебная коллегия находит правильным по существу вывод суда о наличии правовых оснований для возложения на мэрию г.Архангельска обязанности провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории МО «Город Архангельск», поскольку данный орган местного самоуправления в силу вышеприведенных правовых норм наделен соответствующими полномочиями по лесоустройству и разработке лесохозяйственных регламентов в отношении городских лесов.

Вместе с тем приведенные положения действующего законодательства, определяющие полномочия органов местного самоуправления в сфере лесных отношений, должны быть учтены при определении перечня мероприятий по лесоустройству, предусмотренных положениями ст.68 Лесного кодекса РФ, обязанность выполнения которых может быть возложена на орган местного самоуправления.

Кроме того, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы о том, что городские леса не относятся к землям лесного фонда, в связи с чем мэрия г.Архангельска не наделена полномочия по проведению лесоустройства и предоставлению документов в орган кадастрового учета в отношении земель лесного фонда.

С учетом изложенного, соглашаясь с выводом суда о возложении на мэрию города Архангельска обязанности провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории МО «Город Архангельск», судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда, изложив его в новой редакции, исходя из того, что обязанность по выполнению таких мероприятий ограничена полномочиями органа местного самоуправления, определенными, в том числе, требованиями ст. 84 Лесного кодекса РФ.

При этом перечень работ, действий, подлежащих совершению с целью исполнения возложенной на мэрию города Архангельска обязанности по лесоустройству, не нуждается в конкретизации. Мэрия города Архангельска, являясь уполномоченным в рассматриваемой сфере органом местного самоуправления, вправе самостоятельно определять перечень и последовательность необходимых действий, направленных на исполнение решения суда.

Установленный судом первой инстанции срок для проведения лесоустройства до 01 декабря 2015 года является достаточным, в данной части решение суда не оспаривается.

Доводы жалобы со ссылкой на генеральный план города об отсутствии на территории МО «Город Архангельск» городских лесов являются несостоятельными.

Из сообщения Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24.06.2013 № <…> следует, что в соответствии с Лесным планом Архангельской области леса на землях городского округа в границах г.Архангельска полностью относятся к городским лесам. В соответствии с данными лесного реестра  на 01 января 2013 года площадь лесных земель по административному округу г.Архангельск составляет <…> тыс.га, в том числе, покрытых лесной растительностью – <…> тыс.га.

Кроме того, наличие городских лесов подтверждается представленными  Архангельским филиалом ФГУП «Р.» материалами инвентаризации лесных насаждений МО «Город Архангельск», проведенной в 2008 году, планом лесонасаждений г.Архангельска, пояснениями, данными в суде первой инстанции специалистом Т.С.В. 

При таких обстоятельствах решение суда является правильным по существу, оснований для его отмены не имеется. Однако решение подлежит изменению в части заявленных прокурором требований о возложении обязанности на мэрию г.Архангельска представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель лесного фонда МО «Город Архангельск», на которых находятся леса, к категории земель лесного фонда; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены городские леса.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 14 января 2014 года изменить, принять по делу новое решение, которым:

заявление прокурора города Архангельска в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении на мэрию города Архангельска обязанности принять меры к соблюдению законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов – удовлетворить.

 Обязать мэрию города Архангельска провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск», в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации, в срок до 01 декабря 2015 года.

Председательствующий

Ю.И.Кузнецов

Судьи

И.А.Пыжова

Т.Н.Рудь