ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-1854 от 13.07.2016 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Казаркина И.Ф. Дело № 33-1854

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 июля 2016 года г. Иваново

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе: председательствующего судьи Павлова А.Е., судей Дорофеевой М.М., Лазаревой И.В., при секретаре судебного заседания Масюк С.М., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дорофеевой М.М. дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Шуя на решение Шуйского городского суда Ивановской области от 21 марта 2016 года по иску Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Шуя, муниципальному предприятию жилищно – коммунального хозяйства города Шуи о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л А:

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному предприятию жилищно – коммунального хозяйства города Шуи (далее МП ЖКХ г. Шуи), в котором просил обязать ответчика прекратить сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод в реку Теза; обеспечить нормативную очистку недостаточно очищенных сточных вод до норм предельно допустимых концентраций; провести мероприятия по нормативной очистке недостаточно очищенных сточных вод – реконструкцию песчаных фильтров №№ 2,6, установку мелкопузырчатых аэраторов «П», установку аэраторов в первом аэротенке, установку аэраторов во втором аэротенке, реконструкцию песчаных фильтров №№ 1,3,4,5, реконструкцию барабанных сеток с заменой оборудования, установку аэраторов в третьем аэротенке. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства предприятиями Ивановской области было установлено, что МП ЖКХ г. Шуя осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Теза, которая является водоемом рыбохозяйственного назначения первой категории. Из-за поступления недостаточно очищенных стоков в реку Теза вода в месте сброса не отвечает по химическим и бактериологическим показателям требованиям санитарных правил и нормативов. В связи с чем создана угроза населению, нарушаются интересы РФ в области охраны окружающей среды и прав граждан на благополучную окружающую среду.

По ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Администрация городского округа Шуя и Шуйская городская Дума, истец представил в суд заявление об уточнении исковых требований, в котором просил обязать администрацию городского округа Шуя и Шуйскую городскую Думу профинансировать мероприятия, связанные с реконструкцией очистных сооружений: реконструкцию песчаных фильтров №№ 2,6, установку мелкопузырчатых аэраторов «П», установку аэраторов в первом аэротенке, установку аэраторов во втором аэротенке, реконструкцию песчаных фильтров №№ 1,3,4,5, реконструкцию барабанных сеток с заменой оборудования, установку аэраторов в третьем аэротенке в срок до «» года, обосновывая свои требования тем, что собственником спорных очистных сооружений является администрация городского округа Шуя, права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, осуществляет Городская Дума.

Решением Шуйского городского суда от 05 февраля 2009 года исковые требования были удовлетворены. Судом постановлено: «Обязать администрацию городского округа Шуя, Шуйскую городскую Думу профинансировать мероприятия, связанные с реконструкцией очистных сооружений, расположенных на левом берегу реки Теза (87 км от устья) за чертой г. «»в 1 км от деревни «», а именно: реконструкцию песчаных фильтров №№ 2,6, установку мелкопузырчатых аэраторов «П», установку аэраторов в первом аэротенке, установку аэраторов во втором аэротенке, реконструкцию песчаных фильтров №№ 1,3,4,5, реконструкцию барабанных сеток с заменой оборудования, установку аэраторов в третьем аэротенке в срок до 31.12.2012 года; обязать МП ЖКХ г. Шуя обеспечить нормативную очистку сточных вод на очистных сооружениях, расположенных на левом берегу реки Теза (87 км от устья) за чертой г. «» в 1 км от деревни «» после проведения реконструкции очистных сооружений после 31.12.2012 года.».

Определением Шуйского городского суда от 23 сентября 2015 года, вступившим в законную силу 07 декабря 2015 года, вышеуказанное решение отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку согласно заключению ООО «В» по результатам анализа и разработке рекомендаций по реконструкции очистных сооружений механической и биологической очистки сточных вод г. Шуи Ивановской области с обоснованием эффективности их реализации от «» года, полученного заявителем «» года, проведение тех мероприятий по реконструкции очистных сооружений, которые указаны в решении Шуйского городского суда Ивановской области от 05 февраля 2009 года, не приведет к достижению нормативных показателей, предъявляемых к очистным сточным водам, сбрасываемым в водоемы рыбохозяйственного назначения. Для достижения нормативных показателей качества сточных вод необходимо выполнить иные мероприятия, чем это предусмотрено принятым по делу решением.

При новом рассмотрении дела по ходатайству представителя истца производство в отношении Г.Д. было прекращено, Г.Д. была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

В процессе рассмотрения дела представитель истца исковые требования уточнил и просил обязать МП ЖКХ г. Шуи и Администрацию г.о. Шуя выполнить мероприятия по снижению концентрации загрязняющих веществ до нормативно-допустимых показателей в составе сточных вод, сбрасываемых в реку Теза, в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от «» года № «» и решением о предоставлении водного объекта в пользование от «» года № «».

Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 21 марта 2016 года исковые требования Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Шуя, Муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства города Шуи о возложении обязанности удовлетворены, на Администрацию городского округа Шуя Ивановской области и Муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства города Шуи возложена обязанность выполнить мероприятия по снижению концентрации до нормативно-допустимых показателей в составе сточных вод, сбрасываемых в реку Теза в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от «» года № «» и решением о предоставлении водного объекта в пользование от «» года № «».

С решением суда не согласна Администрация городского округа Шуя. В апелляционной жалобе представитель Администрации по доверенности Ф.Ю.Р. указывает, что судом неправильно применены нормы права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом не исследованы фактические обстоятельства дела, в связи с чем просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в части их предъявления к Администрации городского округа Шуя отказать.

В материалы дела представлен отзыв прокурора Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры на апелляционную жалобу, согласно которому прокурор просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, полагает, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика МП ЖКХ г. Шуя, представитель третьего лица Г.Д., представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования «» не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом, в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении разбирательства по делу не заявляли. В соответствии с ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 и ст.327" Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная коллегия приняла решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Выслушав представителя Администрации городского округа Шуя по доверенности Бордашевскую А.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры Сутягина А.А., возражавшего на апелляционную жалобу по доводам, изложенным в письменном отзыве, проверив материалы дела, оценив доводы жалобы и письменных возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что поводом для обращения Ивановского межрайонного природоохранного прокурора в суд с иском к администрации городского округа Шуя, Шуйской городской Думе, МП ЖКХ г. Шуя об обязании совершить определенные действия послужил выявленный в ходе проведения проверки исполнения природоохранного законодательства предприятиями Ивановской области, сброс МП ЖКХ г. Шуя недостаточно очищенных сточных вод в реку Теза.

Судом установлено, что водоотведение на территории городского округа Шуя осуществляется МП ЖКХ г. Шуя, учредителем которого является соответствующее муниципальное образование.

В соответствии с Договором о закреплении за предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, дополнительными соглашениями и приложением № «» к указанному договору, комплекс очистных сооружений, который является предметом настоящего спора, находится в муниципальной собственности г.о. Шуя и на праве хозяйственного ведения закреплен за МП ЖКХ г. Шуя.

В материалы дела представлены решения Департамента природных ресурсов и экологии «» о предоставлении водного объекта в пользование от «» года № «», сроком действия до «» года и от «» года № «», сроком действия до «» года, выданных МП ЖКХ г. Шуя, цель использования части водного объекта - сброс сточных вод (п. 2.1), виды использования водного объекта или его части – совместное водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. В числе условий использования водных объектов, которые изложены в указанных решениях, предусмотрены ведение регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной по программе, согласованной с отделом водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления по Ивановской области, а также ежегодно до 10 марта, следующим за отчетным годом, представление бесплатно в отдел водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления по Ивановской области результатов в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом МПР России от 06 февраля 2008 года № 30, производственный контроль качества воды в водном объекте – 3 квартал 2015 года, соблюдение специального режима водопользования с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления, истощения водных объектов, контроль за сбросом сточных вод и др. Пунктами 11 обоих решений предусмотрено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах.

Согласно Анализу сточной воды по очистным сооружениям МП ЖКХ г. Шуя за январь 2016 года предприятием допускается превышение предельно допустимых показателей загрязняющих веществ в сточных водах, которые установлены указанными выше решениями о предоставлении водного объекта в пользование.

Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в результате деятельности в сфере водоотведения МП ЖКХ г. Шуя, учредителем которого является городской округ Шуя, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления которого является Администрация г.о. Шуя, создана угроза населению, нарушаются интересы РФ в области охраны окружающей среды и права граждан на благополучную окружающую среду, что служит основанием для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласна по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу п. п. 4, 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Анализируя положения вышеуказанных законов, а также Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 14.11.2002 года № 161 – ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ст.ст. 294-295 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Устава городского округа Шуя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на Администрацию городского округа Шуя, исходя из полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных законом, возложена обязанность организовать на территории городского округа Шуя водоотведение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,

Судебная коллегия находит указанный вывод суда первой инстанции верным, основанным на положениях действующего законодательства, а доводы апелляционной жалобы об обратном несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права.

Из определения Арбитражного суда Ивановской области от «» года следует, что в отношении МП ЖКХ г. Шуя введена процедура наблюдения.

Установив на основании исследования доказательств, имеющихся в деле, что очистные сооружения, являющиеся предметом спора, находятся в муниципальной собственности; МП ЖКХ г. Шуи, в хозяйственном ведении которого находятся сети, учредителем которого является муниципальное образование городской округ Шуя, обязательства по соблюдению условий решений о предоставлении водного объекта в пользование не выполняет (имеет место превышение предельно допустимых показателей загрязняющих веществ в сточных водах) и выполнить не в состоянии - предприятие, не обладает достаточными финансовыми средствами для осуществления мероприятий по снижению концентрации загрязняющих веществ до нормативно-допустимых показателей, не имеет инвестиционной программы, которая должна быть подготовлена на основании технического задания на разработку инвестиционной программы, утвержденного органом местного самоуправления; учитывая, что сведений о разработке органом местного самоуправления г.о. Шуя такого технического задания суду не представлено, как не представлено и сведений о том, что органом местного самоуправления г.о. Шуя было заключено соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, заключенного между МП ЖКХ г. Шуя и органом местного самоуправления г.о. Шуя; принимая во внимание, что надлежащая организация водоотведения на территории городского округа Шуя является обязанностью органов местного самоуправления данного муниципального образования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора и возложении обязанности на Администрацию г.о. Шуя и МП ЖКХ г. Шуя выполнить мероприятия по снижению концентрации загрязняющих веществ до нормативно-допустимых показателей в составе сточных вод, сбрасываемых в реку Теза, в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от «» года № «» и решением о предоставлении водного объекта в пользование от «» года № «».

Доводы апелляционной жалобы о том, что возложение обязанности по выполнению мероприятий по снижению концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых в реку Теза, на Администрацию г.о. Шуя невозможно в силу закона, являются несостоятельными. В силу вышеприведенных норм права именно на Администрации г.о. Шуя лежит обязанность по организации водоотведения. Передача спорных очистных сооружений на праве хозяйственного ведения МП ЖКХ г. Шуя, не освобождает администрацию от исполнения возложенной законом обязанности по организации водоотведения, а также по соблюдению природоохранного законодательства.

Довод апелляционной жалобы о том, что ОМС обязаны выделять денежные средства из бюджета на реконструкцию очистных сооружений только посредством учета расходов на нее в тарифах несостоятелен. Статьей 36 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, осуществляет эксплуатацию, строительство, реконструкцию и модернизацию объектов системы горячего водоснабжения, централизованной системы холодного водоснабжения и (или) системы водоотведения в соответствии с плановыми значениями показателей надежности, качества, энергетической эффективности, утвержденными инвестиционной и производственной программами, а уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления обеспечивают условия для осуществления соответствующей деятельности. При этом учет в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении тарифов такой организации долгосрочных параметров регулирования тарифов и расходов на реализацию мероприятий, предусмотренных производственными и инвестиционными программами, обязательство по выполнению которых предусмотрено соглашением, является лишь одним из мероприятий, которые ОМС могут осуществлять, но не единственным. Среди прочего, приведенным законом не исключается возможность финансирования инвестиционной программы с привлечением средств местного бюджета или предоставление муниципальных гарантий.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные сооружения и конструкции выйдут из состава муниципальной собственности в результате банкротства МП ЖКХ г. Шуя и будут переданы в частную собственность в ходе реализации конкурсного производства, отмену, либо изменение обжалуемого судебного постановления не влекут, поскольку указанное предполагаемое обстоятельство не является основанием для освобождения Администрации г.о. Шуя от выполнения возложенной на нее законом обязанности.

В целом доводы апелляционной жалобы на правильность выводов суда не влияют и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

Исходя из изложенного, судебная коллегия считает, что разрешая заявленные требования, суд верно определил юридически значимые обстоятельства по делу, дал надлежащую правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и вынес решение, соответствующее нормам материального права, оснований для отмены которого, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Шуйского городского суда Ивановской области от 21 марта 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Шуя – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи