Орловский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Орловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №33-2183
Докладчик Хомякова М.Е.
Судья Коптева А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 ноября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Старцевой С.А.
судей Герасимовой Л.Н., Хомяковой М.Е.,
с участием прокурора Слюнина В.В.
при секретаре Комиссаровой А.Н.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление коммунальным хозяйством г. Орла», администрации г.Орла об обязании совершить действия, по апелляционной жалобе администрации г.Орла на решение Заводского районного суда г.Орла от 25 сентября 2012 года, которым постановлено:
«Иск прокурора Железнодорожного района г.Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным п. 2.6 Приложения 1 к долгосрочной целевой программе Перечня программных мероприятий долгосрочной целевой программы «Экология города Орла на 2012-2015 годы" Перечня программных мероприятий долгосрочной целевой программы Экология города Орла от 22.09.2011 № 2982 в части установления сроков разработки лесохозяйственных регламентов.
Обязать Администрацию г.Орла разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесопарка «Андриабуж» в срок до 01.07.2013.
Обязать Администрацию г.Орла обеспечить финансирование мероприятий по разработке МКУ «УКХ г. Орла» проекта освоения лесопарка «Андриабуж» в срок до 01.07.2013.
Обязать МКУ «УКХ г. Орла» разработать проект освоения лесопарка «Андриабуж» в течении 60 дней с момента утверждения лесохозяйственного регламента лесопарка «Андриабуж»».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Хомяковой М.Е., выслушав прокурора Слюнина В.В., возражавшего против отмены обжалуемого решения, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,
установила:
Прокурор Железнодорожного района г. Орла обратился в суд с заявлением, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам с требованием об обязании совершить действия.
В обоснование требований указывал, что лесопарк «Андриабуж, площадью 419,15 га, расположенный в Железнодорожном районе г. Орла у пересечения железной дороги «Орел-Елец» и окружной автомобильной дороги «Москва - Харьков», находится в муниципальной собственности. Постановлением администрации города Орла № 4035 от 17.12.2009 лесопарк передан в постоянное бессрочное пользование Муниципальному казенному учреждению «Управление коммунальным хозяйством г.Орла». Данный лесопарк относится к категории защитных лесов, расположенных на землях населенных пунктов, и используется в рекреационных целях. В ходе выездной проверки было установлено, что на территории всего лесопарка площадью 419,15 га, обустроена только одна минерализованная полоса протяженностью 1 км., расположенная в восточной части лесопарка у пересечения железной дороги Орел - Елец и окружной автодороги Москва - Харьков, не произведена опашка лесопарка по периметру, противопожарной техники в МУП Совхоз «Коммунальник», МКУ «УКХ г.Орла» не имеется, санитарнооздоровительные мероприятия, в том числе рубки сухостоя, не проводятся, квартальные просеки находятся в ненадлежащем состоянии, не очищены, не доступны для проезда пожарной техники в случае возникновения лесного пожара. Также в ходе проверки было установлено, что бездействие администрации г.Орла и МКУ «УКХ г.Орла», выразившееся в непринятии документов, являющихся основой использования, охраны, воспроизводства и защиты лесов, привело к отсутствию достаточных мер по противопожарному обустройству лесопарка «Андриабуж».
По указанным основаниям, с учетом уточненных требований, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Администрации города Орла, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента лесопарка «Андриябуж», признать незаконным пункт. 2.6 Приложения 1 к долгосрочной целевой программе "Экология города Орла на 2012 - 2015 годы", утвержденной Постановлением администрации города Орла от 22.09.2011 № 2982, в части установления сроков разработки лесохозяйственных регламентов, обязать Администрацию города Орла разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесопарка «Андриабуж» в срок до 01.07.2013, а также обязать МКУ «УКХ г. Орла» разработать проект освоения лесопарка «Андриабуж» в течении 60 дней с момента утверждения лесохозяйственного регламента лесопарка «Андриабуж», обязать Администрацию г. Орла обеспечить финансирование мероприятий по разработке МКУ «УКХ г. Орла» проекта освоения лесопарка «Андриабуж» в срок до 01.07.2013.
Представитель ответчика Муниципального казенного учреждения «Управление коммунальным хозяйством г.Орла» действующий по доверенности ФИО1 иск не признал.
Представитель ответчика, администрации г. Орла в судебное заседание не явился.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Орла ФИО2 просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм процессуального и материального права.
Указывает на то, что администрация была извещена судом о слушании дела на 25.09.2012 на 16 часов, тогда как судебное заседание, где дело было рассмотрено по существу по уточненным требованиям прокурора, состоялось в 14 часов, при этом, уточненный иск в адрес администрации г.Орла направлен не был.
Приводит доводы о том, что действия администрации г.Орла по утверждению Долгосрочной целевой программы "Экология г.Орла на 2012- 2015 годы соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Считает, что истец не представил суду доказательств незаконности определенной администрации г. Орла даты (2015 год) разработки лесохозяйственных регламентов.
Ссылается на то, что администрацией г.Орла было получено заключение прокуратуры Советского района г.Орла о том, что Долгосрочная целевая программа "Экология г.Орла на 2012-2015 годы", утвержденная постановлением Администрации города Орла от 22.09.2011 N 2982 соответствует нормам действующего законодательства и оснований для признания отдельных пунктов программы незаконными не имеется.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в полном объеме, судебная коллегия полагает необходимым судебное решении отменить по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, лесопарк «Андриабуж, площадью 419,15 га, расположенный в Железнодорожном районе г. Орла у пересечения железной дороги «Орел-Елец» и окружной автомобильной дороги «Москва - Харьков», находится в муниципальной собственности. Постановлением администрации города Орла № 4035 от лесопарк передан в постоянное бессрочное пользование Муниципальному казенному учреждению «Управление коммунальным хозяйством города Орла» (л.д.32-33).
В 2012 году отдельные виды работ по охране и защите лесопарка «Андриабуж», в том числе противопожарные мероприятия, выполнялись МУП совхоз « Коммунальник» на основании постановления администрации города Орла № 971 от 04.04.2012 и муниципальных контрактов № 8 от 27.02.2012 и « 52 от 30.09.2012, заключенных с МКУ « УКХ» (л.д. 16-30).
В МУП совхоз « Коммунальник» имеется проект организации и развития лесного хозяйства лесов производственного треста зеленого хозяйства Орловского горсовета Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 1985 года (л.д.80-81), предусматривающий объем мероприятий по противопожарному устройству.
В ходе проведенной проверки было установлено, что до настоящего времени лесохозяйственный регламент проект освоения лесов, которые являются основой лесопользования, не разработаны и не приняты.
Постановлением администрации г. Орла от 22.09.2011 № 2982 утверждена долгосрочная целевая программа "Экология города Орла на 2012 -2015 годы".
Как следует из п. 2.6 Приложения 1 к долгосрочной целевой программе Перечня программных мероприятий долгосрочной целевой программы «Экология города Орла на 2012-2015 годы" МКУ «Управление коммунальным хозяйством города Орла» поручено в 2015 году разработать лесохозяйственный регламент для городских лесов.
Полагая, что бездействие администрации города Орла и МУП « УКХ г.Орла», выразившееся в непринятии документов, являющихся основой использования, охраны, воспроизводства и защиты лесов, нарушает права неопределенного круга лиц, прокурор Железнодорожного района г.Орла обратился в суд с вышеуказанным иском.
Разрешая требования прокурора в части признания бездействия администрации и пункта 2.6 долгосрочной целевой программы незаконными, обязании администрации принять лесохозяйственный регламент, суд первой инстанции, удовлетворяя иск, не учел, что фактически данное требование прокурора сводится к понуждению администрации принять лесохозяйственный регламент, который, по своей правовой природе, является нормативным правовым актом.
Согласно ст.87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
В силу ч. 3 ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничества, лесопарка, расположенные на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка (ч.6 ст.87 Лесного кодекса).
В соответствии со ст.10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных правовых конституционных норм органы законодательной и судебной власти, а также органы местного самоуправления не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Данный вывод подтверждается также положениями гл.24 ГПК РФ, из которых следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному закону или иному другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При этом суд не вправе обязать соответствующий орган государственной власти принять какой-либо нормативный правовой акт.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь конституционными принципами разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, их самостоятельности и независимости, приходит к выводу о том, что действующее законодательство не позволяет прокурору оспорить бездействие органов власти и местного самоуправления по непринятию нормативного акта, а также понудить его принять.
В силу абз.2 ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.
Следовательно, решение суда первой инстанции в части признания п.2.6 целевой программы «Экология города Орла на 2012-2015 годы» и обязания администрации принять до 2013 года лесохозяйственный регламент подлежит отмене, а производство по делу в этой части- прекращению.
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1, 2, 4, 5 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 № 32, согласно которому проект освоения лесов разрабатывается на основании лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.
Лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка), как указывалось выше, является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества (лесопарка).
В силу пункта 9 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007 № 106 « Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» разработка лесохозяйственного регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий определенных в соответствии со ст.81-84 лесного кодекса РФ.
Системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том что обязанность по составлению проекта освоения лесов может быть исполнена при наличии разработанного и утвержденного в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке лесохозяйственного регламента соответствующего лесничества.
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения спора лесохозяйственный регламент не разработан и не утвержден, а действующая долгосрочная целевая программа « Экология города Орла на 2012-2015 годы», утвержденная постановлением администрации г.Орла от 22.09.2011 № 2982, предусматривает разработку лесохозяйственного регламента в срок до 2015 года, то в настоящее время отсутствуют правовые основания для возложения на МУП « УКХ г.Орла» обязанности по принятию проекта освоения лесов.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования прокурора в части признании бездействия МУП « УКХ г.Орла» незаконными и возложении на МУП «УКХ г. Орла» обязанности по принятию проекта освоения лесов, не могут быть удовлетворены, в связи с чем решение в данной части иска также подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 328, 329,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 25 сентября 2012 года отменить.
Производство по делу в части требований прокурора Железнодорожного района г.Орла о признании бездействия Администрации города Орла незаконными, признании п.2.6 Приложения 1 к долгосрочной целевой программе « Экология города Орла на 2012-2015» незаконным и обязании Администрации города Орла в срок до 2013 года разработать лесохозяйственный регламент прекратить.
В остальной части исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Орла оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Дело №33-2183
Докладчик Хомякова М.Е.
Судья Коптева А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
21 ноября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Старцевой С.А.
судей Герасимовой Л.Н., Хомяковой М.Е.,
с участием прокурора Слюнина В.В.
при секретаре Комиссаровой А.Н.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление коммунальным хозяйством г. Орла», администрации г.Орла об обязании совершить действия, по апелляционной жалобе администрации г.Орла на решение Заводского районного суда г.Орла от 25 сентября 2012 года, которым постановлено:
«Иск прокурора Железнодорожного района г.Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным п. 2.6 Приложения 1 к долгосрочной целевой программе Перечня программных мероприятий долгосрочной целевой программы «Экология города Орла на 2012-2015 годы" Перечня программных мероприятий долгосрочной целевой программы Экология города Орла от 22.09.2011 № 2982 в части установления сроков разработки лесохозяйственных регламентов.
Обязать Администрацию г.Орла разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесопарка «Андриабуж» в срок до 01.07.2013.
Обязать Администрацию г.Орла обеспечить финансирование мероприятий по разработке МКУ «УКХ г. Орла» проекта освоения лесопарка «Андриабуж» в срок до 01.07.2013.
Обязать МКУ «УКХ г. Орла» разработать проект освоения лесопарка «Андриабуж» в течении 60 дней с момента утверждения лесохозяйственного регламента лесопарка «Андриабуж»».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Хомяковой М.Е., выслушав прокурора Слюнина В.В., возражавшего против отмены обжалуемого решения, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,
руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 25 сентября 2012 года отменить.
Производство по делу в части требований прокурора Железнодорожного района г.Орла о признании бездействия Администрации города Орла незаконными, признании п.2.6 Приложения 1 к долгосрочной целевой программе « Экология города Орла на 2012-2015» незаконным и обязании Администрации города Орла в срок до 2013 года разработать лесохозяйственный регламент прекратить.
В остальной части исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Орла оставить без удовлетворения.
Мотивированный текст апелляционного определения будет изготовлен в течение пяти дней с момента рассмотрения судебной коллегией апелляционной жалобы.
Председательствующий
Судьи