Смоленский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Смоленский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Мурашко М.С. Дело № 33 – 2409/12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 июля 2012 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам (апелляционная инстанция) Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Шаровой Т.А.,
судей Александровой З.И., Никоненко Т.П.,
при секретаре Макаренковой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 19 апреля 2012 года, принятое по иску ФИО1 к Смоленской таможне о взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, судебных расходов и по встречному иску Смоленской таможни к ФИО1 о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Александровой З.И., объяснения истца ФИО1 и его представителя ФИО2, просивших удовлетворить апелляционную жалобу, возражения представителя Смоленской таможни ФИО3, полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Смоленской таможне о взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, указав, что решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 24 ноября 2011 года он восстановлен на государственной гражданской службе в должности государственного таможенного инспектора с 01 июля 2011 года. В этой связи имеет право на выплату среднего заработка за время вынужденного прогула, который составил 105 рабочих дней, общая сумма, подлежащая возмещению за период с 1 июля 2011 года по 24 ноября 2011 года, согласно представленному расчету, составляет ... руб. Поскольку ответчик в добровольном порядке отказывается возместить ему утраченный средний заработок, просил взыскать с него вышеназванную сумму. Дополнительно просил возместить судебные расходы, связанные с проездом для рассмотрения дела, в размере стоимости билетов на сумму ... руб. и ... руб., расходы на услуги, оказанные представителем – ... руб., за оформление нотариальной доверенности представителю – ... руб.
Представитель Смоленской таможни ФИО3 заявленные требования не признала по тем основаниям, что расчет среднего заработка за время вынужденного прогула должен быть произведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», с учетом разъяснений, содержащихся в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.12.2011 № 17-3/2511 и Постановлении Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». В этой связи истцом необоснованно включены в расчет следующие выплаты: материальная помощь к двум отпускам – ... руб.; единовременная выплата к отпускам – ... руб.; материальное стимулирование, выплачиваемое ежеквартально и составившее за 12 месяцев ... руб., поскольку перед увольнением на ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание; единовременное поощрение, выплачиваемое при экономии фонда заработной платы – ... руб. Кроме того, Байрамов неправомерно включил в расчет для определения среднедневного заработка денежное содержание за время нахождения в очередных отпусках – ... руб. и пособие по временной нетрудоспособности – ... руб., так как указанный период он не включил в число 207 рабочих дней, взятых им за основу расчета.
Кроме того, Смоленская таможня предъявила к ФИО1 встречный иск (т.2, л.д. 55-60) о взыскании с него ... руб., выплаченных истцу при его увольнении в качестве компенсаций; после восстановления ФИО1 данные денежные средства являются его неосновательным обогащением и подлежат возврату на основании ст. 1102 ГК РФ. В добровольном порядке ФИО1 отказался возвратить сумму задолженности.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 19 апреля 2012 года требования ФИО1 удовлетворены частично. Суд пришел к выводу, что со Смоленской таможни в пользу истца подлежит взысканию денежное содержание за время вынужденного прогула в сумме ... руб.; в счет возмещения расходов на проезд – ... руб., на расходы представителя – ... руб., за оформление нотариальной доверенности – ... руб., а всего – ... руб.
Также суд частично удовлетворил встречный иск и нашел подлежащими взысканию с ФИО1 в пользу Смоленской таможни: компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – ... руб., единовременного пособия в связи с увольнением из таможенных органов в размере 20 окладов месячного содержания – ... руб., а всего – ... руб., которые расценил как выходное пособие при увольнении, подлежащее зачету при взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула. При этом суд исключил заявленное по встречному иску требование об удержании с ФИО1 денежной компенсации за неиспользованный отпуск за 12 дней – ... руб., сославшись на то, что с восстановлением на службе ФИО1 приобрел право на получение отпуска, которое может быть реализовано по его усмотрению либо сохранением полученной денежной компенсации, либо предоставлением отпуска.
При этом, суд взыскал с ФИО1 в пользу Смоленской таможни не погашенную зачетом задолженность – ... руб. .
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, удовлетворить его требования в полном объеме, взыскав со Смоленской таможни ... руб., а также судебные издержки по оплате проезда в сумме ... руб., по оформлению доверенности ... руб., по оплате услуг представителя в сумме ... руб., поскольку при вынесении решения суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права и неправильно истолковал закон.
Представителем Смоленской таможни решение суда не обжалуется.
Выслушав стороны, проверив решение суда исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании решения Заднепровского районного суда г. Смоленска от 24 ноября 2011 года восстановлен на государственной гражданской службе в должности государственного таможенного инспектора с 01 июля 2011 года; при вынесении решения о восстановлении истца в должности вопрос о выплате заработной платы за время вынужденного прогула не рассматривался. Количество дней вынужденного прогула составило 104, поскольку в период вынужденного прогула имел место праздничный день (4.11.2011), который учету не подлежит.
В соответствии со ст. 394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Согласно статье 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно). Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Таким нормативным правовым актом является Положение «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее по тексту - Постановление Правительства № 922).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основе анализа ст. 139 ТК РФ и Постановления Правительства РФ № 922 пришел к выводу, что: «при определении средней заработной платы должны учитываться выплаты, предусмотренные условиями трудового договора (служебного контракта), и производимые в обязательном порядке. При этом в расчет средней заработной платы восстановленному на работе лицу не могут включаться выплаты, право на которые у него возобновляется с восстановлением на работе, и выплата которых будет производиться в будущем». В этой связи суд посчитал необоснованным включение в расчет сумм материального стимулирования, единовременной выплаты к отпуску, материальной помощи к отпуску и единовременного поощрения.
Вместе с тем, такой вывод суда не основан на нормах действующего законодательства и сделан без учета всех представленных доказательств по делу.
В силу пунктов 1, 2 и 3 Постановления Правительства РФ № 922 настоящее Положение устанавливает особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся: денежное вознаграждение (денежное содержание), начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий, действующих на постоянной основе; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
Из анализа положений Постановления Правительства РФ № 922 следует, что данный нормативный правовой акт применяется, в том числе, и для случаев определения среднего заработка при вынужденном прогуле; перечень видов выплат, учитываемых при расчете среднего заработка, не является исчерпывающим; помимо денежного содержания гражданского служащего подлежат учету выплаты, предусмотренные системой оплаты труда у соответствующего работодателя.
По смыслу статьи 135 ТК РФ под системой оплаты труда законодатель понимает всю совокупность письменных документов и нормативных правовых актов, содержащих условия о видах выплат в качестве заработной платы у конкретного работодателя, носящих постоянный характер (трудовой договор, коллективный договор, соглашениями, локальные нормативные акты, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права о заработной плате).
В соответствии со ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Аналогичные положения о видах дополнительных выплат содержатся и в Правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (далее по тексту – Постановление Правительства РФ №562), согласно которым к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (п.п. 1,2).
В соответствии с правилами Служебного распорядка Смоленской таможни, утвержденного приказом Смоленскойтаможни от 30.01.2009 № 75 и действовавшего на день увольнения истца, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с Законом «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом; представитель нанимателя обязан своевременно и в полном объеме выплачивать гражданским служащим денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (разделы 2 и 5). Аналогичные положения содержатся и в Служебном распорядке Смоленской таможни, утвержденном приказом Смоленскойтаможни от 07.09.2011 № 1130.
Согласно сведениям, представленным Смоленской таможней, денежное содержание ФИО1 состоит из: должностного оклада, оклада за классный чин, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РФ; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным начальником таможни; ежемесячного денежного поощрения; ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (л.д. 96).
Таким образом, материальная помощь, выплачиваемая к отпуску, и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска входят в денежное содержание гражданского служащего, данные выплаты предусмотрены федеральным законодательством и служебным контрактом гражданского служащего Смоленской таможни. Следовательно, их исключение из расчета среднего заработка является необоснованным.
При решении вопроса о включении в расчет среднего заработка сумм материального стимулирования суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как отмечено выше, в денежное содержание гражданского служащего могут включаться иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также выплаты, установленные системой оплаты труда у соответствующего работодателя.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» постановлено осуществлять с 1 января 2007 г. и в 2008 - 2012 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников, имеющих специальные звания, территориальных органов Федеральной таможенной службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Осуществлять материальное стимулирование, указанное в пункте 1 настоящего Постановления, за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете в 2007 - 2010 годах: Федеральной налоговой службе и Федеральной таможенной службе - по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Материальное стимулирование сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников постановлено осуществлять только в Федеральной налоговой службе и Федеральной службе по финансовому мониторингу.
В соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования должностных лиц территориальных органов ФТС, утвержденного Приказом ФТС от 11.10.2007 г. № 1258, материальное стимулирование должностных лиц осуществляется ежеквартально за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели, в виде премий, выплачиваемых должностным лицам таможенных органов при условии достижения соответствующими таможенными органами показателей эффективности их деятельности, утвержденных приказами ФТС России; механизм материального стимулирования не отменяет и не заменяет существующие системы и виды премирования должностных лиц.
Аналогичные положения содержатся в Методике расчета материального стимулирования должностных лиц Смоленской таможни, утвержденной начальником Смоленской таможни 28.11.2007 г.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что такой вид выплаты, как материальное стимулирование, является составной частью денежного содержания гражданского служащего Смоленской таможни; данный вид выплаты предусмотрен нормативным правовым актом; денежные средства на его выплату предусмотрены федеральным бюджетом, они специально выделяются для этих целей; выплата материального стимулирования не носит единовременный, случайный характер; порядок и условия такой выплаты определены отдельным локальным актом Смоленской таможни.
В этой связи суммы материального стимулирования также подлежат включению в расчет среднего заработка за время вынужденного прогула. Ссылка представителя таможни, с которой согласился суд, на то, что перед увольнением на ФИО1 наложено взыскание, которое исключало получение ФИО1 выплат в порядке материального стимулирования, является неправильной, поскольку взыскание распространяется на будущий период и обратной силы не имеет.
То обстоятельство, что суммы материальной помощи, выплачиваемой к отпуску, и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска получены ФИО1 и при этом истец не лишен права на очередной отпуск не имеет правового значения, поскольку расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени, иных изъятий из этого правила законодатель не содержит.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суммы единовременного поощрения, выплаченные ФИО1 в июле, октябре и декабре 2010 года, в апреле и июне 2011 года (в общей сумме ... руб.) (л.д.96) правомерно исключены судом из расчета среднего заработка, поскольку из документов об установленной в Смоленской таможне системе оплаты труда следует, что данная выплата не носит постоянного и обязательного характера, производится за счет экономии денежных средств по фонду оплаты труда гражданских служащих. Кроме того, данный вид выплаты предусмотрен только Приказом ФТС от 30.10.2006 №1058 «Об утверждении Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов РФ» и внутренним локальным актом ответчика – Положением о премировании и поощрении сотрудников, государственных служащих Смоленской таможни и оказании им дополнительной материальной помощи, утвержденном Приказом Смоленской таможни 26.01.2010 № 79.
В своем иске ФИО1 определял среднюю дневную заработную плату за 207 рабочих дней, в которые не включил период временной нетрудоспособности и время отпусков. Одновременно, полученное за эти периоды денежное содержание – ... руб. и социальное пособие – ... руб., включил в денежное содержание за расчетные 207 рабочих дней. Тем самым он включил в расчет выплаты за периоды, которые не являлись рабочими днями и такими были признаны самим истцом. Следовательно, указанные суммы подлежат исключению из расчета среднедневного заработка.
С учетом изложенного, решение суда от 19 апреля 2012 подлежит изменению: в расчет среднего заработка (денежного содержания) ФИО1 подлежат включению все заявленные ко взысканию истцом суммы, за исключением сумм единовременного поощрения за июль 2010 года – ... руб., октябрь 2010 года – ... руб., декабрь 2010 года – ... руб., апрель 2011 года – ... руб., июнь 2011 года – ... руб., что в общей сумме составляет ... руб. (судом ошибочно указано ... руб.); пособия по временной нетрудоспособности – ... руб.; денежного содержания за время отпусков – ... руб.
Расчет заработной платы ФИО1 за время вынужденного прогула выглядит следующим образом:
- количество фактических рабочих дней за период с июля 2010 года по июнь 2011 года (включительно) – 207;
- количество дней вынужденного прогула – 104;
- сумма фактически выплаченной заработной платы за период с июля 2010 года по июнь 2011 года, подлежащей включению в расчет – ;
- заработная плата за время вынужденного прогула составляет: .
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. №2 «О применении судами РФ Трудового Кодекса РФ» выплаченные истцу суммы в качестве выходного пособия (оклады за выслугу лет и единовременная компенсация) подлежат зачету при взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула. Поскольку общая сумма произведенных ФИО1 выплат в качестве выходного пособия, за исключением суммы компенсации за неиспользованный отпуск, значительно превышает сумму долга по оплате времени вынужденного прогула, то требования истца в части взыскания денежного содержания за время вынужденного прогула в размере ... руб. удовлетворению не подлежат.
Решение суда первой инстанции в части зачета выплаченного выходного пособия при взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула ни ФИО1, ни его представителем ФИО2 не обжаловано.
Таким образом, сумма задолженности ФИО1 перед Смоленской таможней составляет:
Принимая во внимание заявленные по данному делу исковые требования как ФИО1, так и Смоленской таможни, принятое решение и доводы апелляционной жалобы ФИО1, судебная коллегия находит, что суд принял неправильное решение в части удовлетворения Смоленской таможне иска о взыскании неосновательно выплаченных ФИО1 денежных средств в виде компенсаций, превышающих размер среднего заработка за время вынужденного прогула. Судебная коллегия считает, что правовые основания для такого взыскания отсутствуют, так как требование об обратном взыскании данных выплат не подпадает ни под одно из условий, закрепленных в ст. 137 ТК РФ, перечень которых исчерпывающий, когда выплаченная заработная плата может быть взыскана с работника. Принятие решения о взыскании неосновательно выплаченных денежных средств работнику противоречило бы нормам действующего трудового законодательства по данному вопросу, положениям Конвенции международной организации труда от 01.07.1949 №95 «Относительно защиты заработной платы», «Протокола №2 Конвенции о защите прав человека и основных свободах, обязательных для применения в силу требований ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 10, 137 Трудового кодекса РФ.
Ст. 137 ТК РФ содержит прямой запрет на удержание выплат, увольнение ФИО1 было признано судом незаконным, вследствие чего нет его вины в том, что данная выплата была произведена.
Такое же положение содержится и в п. 3 ст. 1109 ГК РФ, регламентирующей не подлежащее возврату неосновательное обогащение.
Поскольку суд первой инстанции и судебная коллегия пришли к выводу о том, что выплаченные ФИО1 компенсации приравниваются к выходному пособию при увольнении, подлежащему зачету при взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, их правовая сущность подпадает под действие как ст. 137 ТК РФ, так и п.3 ст. 1109 ГК РФ.
Таким образом, решение суда в части взыскания с ФИО1 денежных средств в пользу Смоленской таможни подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм материального права.
Кроме того, судебная коллегия находит выводы суда о возможности зачета суммы судебных расходов – ... руб. - в качестве встречного обязательства необоснованными, поскольку законом данная выплата не относится к видам выплат, на которые производится зачет.
В этой связи, поскольку судом нарушены нормы материального права, судебная коллегия на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, полагает возможным решение суда изменить.
В связи с тем, что сумма, подлежащая взысканию в пользу ФИО1, увеличена, то на основании ст. ст. 94 и 98 ГПК РФ подлежит увеличению пропорционально удовлетворенным требованиям и сумма судебных издержек ФИО1 в виде расходов на проезд – ... руб., оплаты доверенности – ... руб., представительских расходов – ... руб., а всего -... руб., с учетом критерия разумности и справедливости.
Руководствуясь ст.ст. 328,329, 335 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 19 апреля 2012 года изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции: «Взыскать со Смоленской таможни в пользу ФИО1 судебные издержки, а именно: ... руб. – расходы на проезд, ... руб. – расходы на оформление доверенности, ... руб. – расходы за услуги, оказанные представителем.
Председательствующий
Судьи