ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-3-3561/20 от 27.05.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья: Апальков А.В. Дело № 33-3-3561/2020

УИД 26RS0026-01-2019-001024-91

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 мая 2020 года г. Ставрополь

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Меньшова С.В.,

судей: Криволаповой Е.А., Киселева Г.В.,

при секретаре судебного заседания: Горбенко Т.М.,

с участием прокурора: Дремовой М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя ответчика администрации Нефтекумского городского округа СК - Комаровой И.Г. и представителя Управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края - Кондаковой И.Л. на решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 11 октября 2019 года по иску прокурора Нефтекумского района Ставропольского края, в интересах Ставропольского края, к администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, управлению городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края о взыскании денежных средств,

заслушав доклад судьи Криволаповой Е.А.,

установила:

Истец прокурор Нефтекумского района СК, в интересах Ставропольского края, обратился в суд с иском к администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, управлению городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа СК, в котором просил взыскать с администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края в доход бюджета Ставропольского края денежные средства в сумме 582 350 рублей в счет возмещения использованных не по целевому назначению бюджетных средств Ставропольского края, предоставленных в рамках заключенного соглашения №*** между министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и администрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края о предоставлении субсидии из бюджета Ставропольского края бюджету Нефтекумского городского округа Ставропольского края на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае.

В обоснование заявленных требований сторона истца указала, что прокуратурой Нефтекумского района СК проведена проверка исполнения законодательства при использовании средств бюджета Ставропольского края, выделенных местным бюджетам на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды, а также на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков) на объекте: администрация Нефтекумского городского округа Ставропольского края от 28.02.2019, в ходе которой установлено, что 19.06.2018 между министерством дорожного хозяйства и транспорта СК и администрацией Нефтекумского городского округа СК заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Ставропольского края бюджету Нефтекумского городского округа СК на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае № ***. Предметом данного соглашения являлось предоставление из бюджета Ставропольского края в 2018-2020 года бюджету Нефтекумского городского округа СК субсидии на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации. Объем субсидий на формирование современной городской среды, предусмотренных программой и фактически предоставленных Миндором Ставропольского края в 2018 году из краевого бюджета местному бюджету составил 12705720 рублей. Распределение субсидии в 2018 году из краевого бюджета, выделенных бюджету Нефтекумскому городскому округу на мероприятия по благоустройству дворовых и общественных территорий утверждено постановлением Правительства Ставропольского края № 227-п от 07.06.2018 «О распределении субсидии в 2018-2019 года из бюджета Ставропольского края, выделяемых бюджетам муниципальных образований Ставропольского края на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае, в рамках реализации подпрограммы «Современная городская среда» государственной программы Ставропольского края «Формирование современной городской среды», в соответствии с которым субсидия выделена бюджету Нефтекумского городского округа в сумме 12070434 рубля. Лимиты бюджетных обязательств на 2018 год на мероприятия по благоустройству дворовых и общественных территорий доведены до администрации Нефтекумского городского округа. Во исполнение условий соглашения и постановления правительства Ставропольского края, решением думы Нефтекумского городского округа от 05.06.2018 внесены изменения в решение думы Нефтекумского городского округа от 26.12.2017 № 78 «О бюджете Нефтекумского городского округа Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», согласно которому в доходы местного бюджета включены субсидии бюджетам на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в сумме 12070,43 тыс. рублей (коды бюджетной классификации *** и ***). В соответствии с п. 4.3.11.2 соглашения №*** о предоставлении субсидии из бюджета Ставропольского края бюджету Нефтекумского городского округа Ставропольского края муниципалитет (администрация Нефтекумского городского округа) обязался осуществить расходование средств предоставленной субсидии на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий, а также обеспечить эффективное использование субсидии (п. 4.3.11.6). Пунктом 5.3 Соглашения установлено, что субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели. Муниципалитет несет ответственность за целевой характер использования бюджетных средств, полученных в соответствии с условиями Соглашения, за своевременность и достоверность предоставляемых сведений, документов, отчетности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края. Кроме того, установлено, что в рамках исполнения соглашения № *** от 19.06.2018, управление городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа 22.08.2018 по итогам аукциона в электронной форме заключило с ООО «К.» с. Ачикулак муниципальный контракт № ***, реестровый номер №*** на выполнение работ по благоустройству общественного места – *** для обеспечения муниципальных нужд Нефтекумского городского округа Ставропольского края (далее - муниципальный контракт), цена контракта 12 705,7 тыс. рублей, на условиях, предусмотренных извещением и документацией об электронном аукционе. В силу п. 3.1 муниципального контракта оплата должна быть произведена в сумме 12070434 руб. за счет средств бюджета Ставропольского края, в сумме 635286 руб. – за счет бюджета Нефтекумского городского округа Ставропольского края (уровень софинансирования со стороны краевого бюджета – 95%). Согласно п. 3.2 муниципального контракта, оплата осуществляется за счет средств субсидии из бюджета Ставропольского края в 2018-2020 годах на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Современная городская среда» государственной программы Ставропольского края «Формирование современной городской среды», утвержденной постановлением правительства Ставропольского края от 23.08.2017 № 332-п, а также за счет средств бюджета Нефтекумского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 и2020 годов в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Благоустройство исанитарная очистка населенных пунктов» муниципальной программы Нефтекумского городского округа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и улучшение жилищных условий», утвержденной постановлением администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края от 28.12.2017 № 12. Проведенной прокурорской проверкой фактически выполненных работ и актов о приемке выполненных работ установлены факты завышения стоимости выполненных работ на общую сумму 613,012 тыс. рублей по благоустройству общественного места – городского парка г.Нефтекумска. В частности, в результате нарушений при расчёте стоимости подготовительных работ по благоустройству городского парка установлено завышение стоимости на 32790 рублей в базисных ценах, а всего на сумму 367731 тыс. рублей. Так, изучением позиции 17 акта по форме КС-2 от 10.12.2018 установлено, что при определении стоимости погрузочных работ строительного мусора необоснованно применена расценка ТССЦпг-01-01-01-045 «Погрузочные работы при автомобильных перевозках: прочих материалов, деталей (с использованием погрузчика)» с ценой погрузки 1 тонны – 15,58 рублей (в базисных ценах 2001 года), поскольку в данном случае при определении стоимости работ по погрузке строительного мусора надлежало применить расценку ТССЦпг-01-01-01-043 «Погрузочные работы при автомобильных перевозках: мусора строительного с погрузкой экскаваторами емкостью ковша до 0,5 м3» с ценой погрузки 1 тонны – 3,78 рублей (в базисных ценах 2001 года), что более чем в 4 раза дешевле, чем примененная при составлении настоящего локального сметного расчета расценка. При применении надлежащей расценки стоимость работ по погрузке строительного мусора составила бы в базисных ценах 644 рубля. Неверное применение расценки ТССЦпг-01-01-01-045 «Погрузочные работы при автомобильных перевозках: прочих материалов, деталей(с использованием погрузчика)» в 17-й позиции акта по форме КС-2 от 10.12.2018, привело к неверному определению стоимости за выполнение работ по перевозке грузов автомобилями-самосвалами, грузоподъемностью 10 тонн, работающих вне карьера, на расстояние: до 83 км. 1 класс груза, указанной и в позиции 18 локального сметного расчета. При применении надлежащей расценки стоимость погрузочных работ составила бы 5954 рубля в базисных ценах. Таким образом, при проведении расчета стоимости подготовительных работ по благоустройству городского парка сумма завышения составила 367731 рубль. Изложенное свидетельствует о том, что расчет стоимости подготовительных работ по благоустройству парка не соответствует целям осуществления закупки, что в соответствии кодом 02.03.03.01.02.02 классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Казначейством России 19.12.2017, относится к нецелевому использованию бюджетных средств. В результате допущенных нарушений при расчете стоимости работ по устройству покрытия пешеходной зоны городского парка установлено завышение стоимости на 4688 рублей в базисных ценах, а всего на сумму 29838 тыс. рублей. При расчете позиции 80.1 локального сметного расчета необоснованно не применен понижающий коэффициент к количеству бетонной смеси (0,86) и раствора цементного (0,33) в расценке ТЕР 27-02-010-02, при установке аллейных бортовых камней марки БР 100.20.8, в соответствии с пунктом 3.8 приложения 27.3 технической части сборника №27. Таким образом, при проведении расчета стоимости работ по устройству покрытия пешеходной зоны городского парка сумма завышения составила 29838 рублей (с учетом 4072 рубля недоплаты, образовавшейся при необоснованном применении понижающих коэффициентов к расходу бетона и раствора при установке БР 100.30.15). Изложенное свидетельствует о том, что расчет стоимости работ по устройству покрытия пешеходной зоны парка не соответствует целям осуществления закупки, что в соответствии с кодом 02.03.03.01.02.02 классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Казначейством России 19.12.2017, относится к нецелевому использованию бюджетных средств. В результате допущенных нарушений при производстве расчета стоимости работ по устройству покрытия на детских площадках установлено завышение стоимости на 1870 рублей в базисных ценах, а всего на сумму 16109,36 тыс. рублей. В соответствии с позицией 92 акта по форме КС-2 от 10.12.2018 «Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью: 0,4 (0,35-0,45) м3, группа грунтов 2. ТЕР01.01-014092», стоимость выполненных работ составила 372 рубля в базисных ценах, при учете объема выполненных работ – 0,0592 от 1000 м3 и стоимости - 6283,05 рублей за 1000 м3. Однако, проведенной проверкой выполненных работ установлено, что стоимость данных работ составила 302 рубля в базисных ценах, поскольку объем фактически выполненных работ составил 0,048 от 1000 м3. В соответствии с позицией 93 акта по форме КС-2 от 10.12.2018 «Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из щебня. ТЕР27-04-001-04», стоимость выполненных работ составила 1135 рублей, при учете объема выполненных работ – 0,296 от 100 м3 и стоимости – 3832,99за 100 м3. Однако, проведенной проверкой выполненных работ установлено, что стоимость выполненных работ составила 920 рублей в базисных, поскольку фактически выполненный объем работ составил 0,24 от 100 м3. В соответствии с позицией 94 акта по форме КС-2 от 10.12.2018 «Щебень из природного камня марка 1400, фракция 5 (3)-10 мм. Калькуляция» стоимость выполненных работ составила 8374 рублей в базисных ценах, при учете объема выполненных работ – 37,296 м3 и стоимости 224,52 рубля за м3. Однако, проверкой выполненных работ установлено, что объем работ фактически составил 30,24 м3, в связи с чем, стоимость выполненных работ составляет 6789 рублей. Таким образом, при проведении расчета стоимости работ по устройству покрытия детских площадок городского парка сумма завышения составила 16109,36 рублей. Изложенное свидетельствует о том, что расчет стоимости работ по устройству покрытия детских площадках не соответствует целям осуществления закупки, что в соответствии кодом 02.03.03.01.02.02 классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Казначейством России 19.12.2017, относится к нецелевому использованию бюджетных средств. В результате допущенных нарушений при производстве работ и расчета стоимости работ по устройству площадки для автостоянки установлено завышение стоимости работ на 1519 рублей в базисных ценах, а всего на сумму 10988 рублей. В соответствии с позицией 107 акта по форме КС-2 от 10.12.2018 «Камни бортовые БР 100.30.18/бетон В30 (М400). ТССЦ-403-8735», при установке бортовых камней, стоимость выполненных работ составила 8721 рубль в базисных ценах. Однако, проверкой фактически выполненных работ установлено, что вместо предусмотренным локальным сметным расчетом камней бортовых БР 100.30.18/бетон В30 (М400). ТССЦ-403-8735, подрядчиком установлены камни бортовые БР 100.30.15/бетон В30 (М400), объем 0,043 м3 (ГОСТ 6665-91). ТССЦ-403-8021 стоимостью 7202 рублей в базисных ценах. Таким образом, при выполнении работ по устройству площадки для автостоянки сумма завышения составила 10988 рублей. Изложенное свидетельствует о том, что выполненные работы по устройству детских площадок не соответствуют целям осуществления закупки, что в соответствии кодом 02.03.03.01.02.02 классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Казначейством России 19.12.2017, относится к нецелевому использованию бюджетных средств. В результате допущенных нарушений при выполнении работ по устройству малых архитектурных форм установлено завышение стоимости на 7166 рублей в базисных ценах, а всего на сумму 51834 рублей. В ходе проведенного осмотра результатов выполненных работ установлено, что в акт о приемке выполненных работ № 1 (форма № КС-2) от 10.12.2018 № 1 включена установка четырех каруселей с ограждением из труб «ТСС-116-0039» (позиция в локально-сметном расчете № 120), тогда как фактически установлено лишь две указанных карусели. Таким образом, при выполнении работ по устройству малых архитектурных форм сумма завышения составила 51834 рубля. Изложенное свидетельствует о том, что выполненные работы по устройству малых архитектурных форм не соответствуют целям осуществления закупки, что в соответствии с классификатором нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Казначейством России 19.12.2017, относится к нецелевому использованию бюджетных средств. В результате допущенных нарушений при выполнении работ по озеленению (формовочной обрезке) установлено завышение стоимости работ на 3806 рублей в базисных ценах, а всего на сумму 64015 рублей. Установлено, что вместо указанных в акте о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 10.12.2018 № 1 формовочной обрезки 10 деревьев высотой более 5м. (позиция локальной сметы № 155) и 10 деревьев, высотой до 5 м. (позиция локальной сметы № 156), фактически была выполнена формовочная обрезка 5 деревьев, высотой более 5 м. и 1 дерева, высотой до 5 м. Таким образом, при выполнении работ по озеленению, сумма завышения составила 64015 рублей. Изложенное свидетельствует о том, что выполненные работы при проведении озеленения не соответствуют целям осуществления закупки, что в соответствии кодом 02.03.03.01.02.02 классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Казначейством России 19.12.2017, относится к нецелевому использованию бюджетных средств.

Кроме того, в ходе проверки были выявлены факты оплаты непредвиденных расходов в завышенном размере. Так, в соответствии с пунктом 4.33 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (далее - МДС 81-35.2004), при расчетах между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ резерв средств на непредвиденные работы и затраты подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика. Объемы фактически выполняемых работ фиксируются в обосновывающих расчеты документах, в том числе и тех работ, которые дополнительно могут возникать при изменении заказчиком в ходе строительства ранее принятых проектных решений. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. На непредвиденные работы и затраты УГХ и ООО «К.» составлен отдельный локальный сметный расчет № 1-1 «доп» на сумму 115,8 тыс. рублей. Указанные работы и затраты были включены в акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 10.12.2018 № 3 на сумму 115,8 тыс. рублей и в справку о стоимости выполненных работ формы № КС-3 и оплачены заказчиком подрядчику. Однако кроме этого, в акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 03.10.2018 № 1 были дополнительно включены непредвиденные затраты в размере 1,5% на сумму 144,6 тыс. рублей без расшифровки фактически выполненных работ. Указанная сумма была оплачена заказчиком (УГХ) подрядчику (ООО «К.»). В нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункта 4.33 МДС 81-35.2004 объемы фактически выполненных непредвиденных (дополнительных) работ на сумму 144,6 тыс. рублей незафиксированы в обосновывающих расчеты документах (локальные сметные расчеты) и оплачены УГХ подрядчику ООО «К.» без подтверждения факта хозяйственной жизни (без подтверждения непредвиденных расходов актами формы №КС-2). Сводным сметным расчетом на благоустройство общественного места – городского парка г. Нефтекумска предусмотрен резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размере 1,5% в сумме 188,0 тыс. рублей. Фактически УГХ оплачено ООО «К.» за непредвиденные работы и затраты всего в сумме 260,4 тыс. рублей (акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 03.10.2018 № 1 - в размере 1,5% на сумму 144,6 тыс. рублей без расшифровки фактически выполненных работ и акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 10.12.2018 № 3 на сумму 115,8 тыс. рублей). Таким образом, сумма завышения (не предусмотренная сводным сметным расчетом) за непредвиденные работы и затраты, оплаченная УГХ подрядчику ООО«К.», составила 72400 рублей (260,4 – 188,0 = 72,4 тыс. рублей). Изложенное свидетельствует о том, что оплата непредвиденных расходов в завышенном размере за счет бюджетных средств, без подтверждения первичными учетными документами и не в соответствии с целями осуществления закупки в соответствии с кодом 02.03.03.01.03.02 классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Казначейством России 19.12.2017, относится к нецелевому расходованию бюджетных средств. Общая сумма завышения стоимости выполненных и оплаченных работ по благоустройству общественного места – *** составила 613012 рублей. 03.10.2018 и 10.12.2018 начальником управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ч.В.В. утверждены справка о стоимости выполненных работ и затрат № № 1, 2 (форма КС-3) на сумму 9788 494 рублей и 2917226 рублей соответственно, а всего на общую сумму 12705720 рублей. С целью производства оплаты выполненных работ начальником управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ч.В.В. 23.10.2018 утверждена заявка на кассовый расход № 565 на сумму 9299069,30 рублей, 23.10.2018 заявка № 566 на сумму 489424,70 рублей, 21.12.2018 заявка № 754 на сумму 2396776,00 рублей, 21.12.2018 заявка № 755 на сумму 404648, 00 рублей, 21.12.2018 заявка № 756 на сумму 115802,00 рублей. Платежными поручениями № *** от 24.10.2018, № *** от 24.10.2018, №*** от 25.12.2018, № *** от 25.12.2018, № *** от 25.12.2018 на расчетный счет подрядчика ООО «К.» управлением городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа перечислены денежные средства на общую сумму 12705720 рублей. Согласно статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем возмещения убытков.

Также, проведенной проверкой установлено, что в результате необеспечения со стороны ответчика контроля за целевым и эффективным использованием средств краевого бюджета администрацией Нефтекумского городского округа в нарушение условий Соглашения № *** от 19.06.2018 допущено нецелевое использование бюджетных средств в размере 613012 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика, как с получателя бюджетных средств. Факт нецелевого использования ответчиком денежных средств подтверждается решением Нефтекумского районного суда от 05.07.2019 о привлечении начальника Управления городского хозяйства администрации Нефтекумского районного суда Ч.В.В. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Решение суда вступило в законную силу.

Использование денежных средств при исполнении муниципального контракта № ***, ценой 12705 700 рублей, осуществлялось в рамках софинансирования, из них 12070434 руб. за счет средств бюджета Ставропольского края, 635286 руб. – за счет бюджета Нефтекумского городского округа Ставропольского края, что свидетельствует о соотношении краевых средств к муниципальным в уровне 95 %. Таким образом, взысканию в бюджет Ставропольского края подлежит сумма равная 95 % от суммы выявленного нецелевого использования бюджетных средств (613012 рублей), то есть 582350 рублей (пятьсот восемьдесят две тысячи триста пятьдесят рублей).

Решением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 11 октября 2019 года с администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края в доход бюджета Ставропольского края взысканы денежные средства в сумме 582350 рублей в счет возмещения использованных не по целевому назначению бюджетных средств Ставропольского края, предоставленных в рамках заключенного соглашения № *** между министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края иадминистрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края о предоставлении субсидии из бюджета Ставропольского края бюджету Нефтекумского городского округа Ставропольского края на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель ответчика Управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа СК – Кондакова И.Л. просит его отменить как незаконное и необоснованное. Считает, что у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку обстоятельства дела не свидетельствуют о нецелевом характере использования средств бюджета Ставропольского края, учитывая факт целевого расходования ответчиком предоставленных денежных средств и надлежащего выполнения иных условий Соглашения, а также назначение и природу субсидий. Полагает несостоятельным довод суда первой инстанции о необоснованности привлечения в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов СК.

В своей апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Нефтекумского городского округа СК – Комарова И.Г. также просит решение суда первой инстанции отменить, и дополнительно обращает внимание на то, что завышение сметной стоимости квалифицируется в качестве неэффективного использования бюджетных средств, а не нецелевого использования средств бюджета. Указывает, что денежные средства согласно Соглашения поступили на счет Управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа СК, а не администрации. Полагает, что суд первой инстанции при вынесении решения, не учел тот факт, что согласно пп. 6.1.1 и 6.1 Соглашения «уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны Муниципалитета возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) настоящего Соглашения и представлению отчетности, является Управление городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа СК». Указывает, что суд первой инстанции не оценил доказательства, подтверждающие неполучение администрацией Нефтекумского городского округа СК спорных денежных средств. Поясняет, что согласно требований прокуратуры ответчиком по данному делу является, помимо администрации, еще и Управление городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа СК, при этом требования заявлены только к администрации, без определения возложения обязанностей и установления резолюции в отношении управления. Обращает внимание на то, что вынесение указанного решения, без привлечения третьего лица со стороны ответчика – Министерства финансов СК, влияет на права и обязанности данного министерства, что ведет к безусловной отмене судебного акта.

В своих письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Нефтекумского района – Самарин В.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В своем письменном отзыве на апелляционные жалобы представитель третьего лица Министерства дорожного хозяйства и транспорта СК – Сойко Е.В. разрешение спора оставляет на усмотрение суда и просит рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие представителя третьего лица.

Определением судебной коллегии Ставропольского краевого суда от 11.01.2020 данное гражданское дело было снято с апелляционного рассмотрении я и возвращено в суд первой инстанции для выполнения требований ст. 201 ГПК РФ, ввиду отсутствия суждения суда первой инстанции о разрешении исковых требований, заявленных в отношении второго ответчика Управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа СК.

Определением Нефтекумского районного суда от 26 февраля 2020 был принят отказ истца от исковых требований, заявленных прокурором Нефтекумского района СК, в интересах Ставропольского края, к управлению городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа СК о взыскании в доход бюджета Ставропольского края денежных средств в сумме 582350 рублей в счет возмещения использованных не по целевому назначению бюджетных средств Ставропольского края, предоставленных в рамках заключенного соглашения № *** между министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края иадминистрацией Нефтекумского городского округа Ставропольского края о предоставлении субсидии из бюджета Ставропольского края бюджету Нефтекумского городского округа Ставропольского края на поддержку муниципальных программ муниципальных образований Ставропольского края, предусматривающих мероприятия по формированию современной городской среды в Ставропольском крае.

Изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционных жалоб, возражений и отзыва на апелляционные жалобы, выслушав прокурора Дремову М.Д., полагавшую решение суда - подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п.2 ч.2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Главой 22 КАС РФ предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Положения ч.1 ст.218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, прокурор Нефтекумского района СК обратился в суд с иском в интересах Ставропольского края о взыскании в бюджет денежных средств в счет возмещения ответчиком использованных не по целевому назначению бюджетных средств Ставропольского края.

Таким образом, требования истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве.

Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, кроме как в порядке, установленном КАС РФ.

Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о передаче гражданского дела по апелляционным жалобам представителя ответчика администрации Нефтекумского городского округа СК – К.И.Г. и представителя Управления городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края – К.И.Л. на решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 11 октября 2019 года по иску прокурора Нефтекумского района Ставропольского края, в интересах Ставропольского края, к администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, управлению городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края о взыскании денежных средств - в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

гражданское дело по иску прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах Ставропольского края к администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края, управлению городского хозяйства администрации Нефтекумского городского округа Ставропольского края о взыскании денежных средств - передать на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда.

Председательствующий:

Судьи: