ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-3883/2014 от 15.01.2015 Курганского областного суда (Курганская область)

  Судья Перевалов Д.Н. Дело № 33-61/15

 АПЕЛЛЯЦИОНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

 судьи - председательствующего Литвиновой И.В.,

 судей Богдановой О.Н., Аврамовой Н.В.,

 при секретаре Комлевой К.С.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 15 января 2015 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Альменевского района Курганской области в интересах Ефремовой М.А. к Администрации Альменевского района Курганской области, финансовому отделу Администрации Альменевского района Курганской области о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств

 по апелляционной жалобе Администрации Альменевского района Курганской области на решение Альменевского районного суда Курганской области от 28 октября 2014 года, которым постановлено:

 исковые требования прокурора Альменевского района в интересах Ефремовой М.А. к Администрации Альменевского района Курганской области, финансовому отделу Администрации Альменевского района Курганской области о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств - удовлетворить.

 Признать за Ефремовой М.А. право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения для возмещения понесенных расходов в полном объеме за 2012, 2013 и 2014 год.

 Взыскать с муниципального образования Альменевского района в лице финансового отдела администрации Альменевского района Курганской области за счет средств бюджета муниципального района в возмещение расходов по расколке дров в пользу Ефремовой М.А. за 2012,2013 и 2014 год в размере 9 924 рублей.

 Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, пояснения представителя прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., судебная коллегия

 установила:

 прокурор Альменевского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах Ефремовой М.А. к отделу образования Администрации Альменевского района Курганской области, финансовому отделу Администрации Альменевского района Курганской области о признании действий отдела образования по отказу в предоставлении мер социальной поддержки незаконными, взыскании с финансового отдела Администрации Альменевского района Курганской области расходов по расколке дров за 2012-2014 годы в сумме 9924 руб.

 В обоснование иска указано, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о социальных гарантиях работникам образовательных учреждений прокуратурой Альменевского района было установлено, что Ефремова М.А., являясь педагогическим работником образовательных учреждений Альменевского района, имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения. За 2012-2014 годы меры социальной поддержки в полном объеме Ефремовой М.А. не предоставлены, необходимые для отопления жилого помещения дрова поставлялись истцу не расколотыми, что делает невозможным их использование по прямому назначению и требует дополнительных расходов. На расколку дров в 2012-2014 годах истцом было израсходовано 9 924 руб.

 Впоследствии исковые требования изменил, предъявив требования к Администрации Альменевского района Курганской области и финансовому отделу Администрации Альменевского района Курганской области, просил признать за Ефремовой М.А. право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения для возмещения понесенных расходов в полном объеме за 2012-2014 годы, взыскать в пользу Ефремовой М.А. с муниципального образования Альменевского района Курганской области в лице муниципального учреждения «Финансовый отдел Администрации Альменевского района Курганской области» за счет средств бюджета муниципального района в возмещение денежных средств, затраченных на расколку дров за 2012-2014 годы в сумме 9 924 руб.

 В судебном заседании помощник прокурора Альменевского района Дьяченко Т.С. заявленные требования поддержала.

 Истец Ефремова М.А. в судебное заседание не явилась, ее представитель Афанасьева О.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, указала, что ежегодно дрова доставляются истцу в не расколотом виде, в связи с чем истец несет дополнительные расходы по расколке дров.

 Представитель ответчиков Администрации Альменевского района Курганской области и финансового отдела Администрации Альменевского района Курганской области Ибатуллин Р.Ф. с требованиями не согласился, полагал, что п. 3 ст. 3 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» предусматривает компенсацию расходов на оплату отопления в виде оплаты расходов на приобретение твердого топлива или плотных дров (не расколотых) и транспортных услуг для доставки этого топлива, возмещение расходов на расколку дров законом не предусмотрено.

 Представитель третьего лица Отдела образования Администрации Альменевского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

 Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменном отзыве выражал не согласие с заявленными исковыми требованиями.

 Представитель третьего лица МКОУ «Альменевская средняя общеобразовательная школа» Бабикова А.И. исковые требования не признала.

 Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

 Представитель третьего лица Главного Управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, разрешение спора оставил на усмотрение суда.

 Судом постановлено изложенное выше решение.

 В апелляционной жалобе Администрация Альменевского района Курганской области просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что компенсация расходов по расколке дров ни Жилищным кодексом Российской Федерации, ни законодательством Курганской области не предусмотрена. Считает ошибочным, не соответствующим ст. 160 ЖК РФ, ст. 3 Закона Курганской области вывод суда о компенсации затрат на расколку дров, поскольку расколка дров необходима для подготовки дров перед сжиганием. Полагает, что в случае приобретения расколотых дров истец не понесет расходов на подготовку дров к употреблению. Считает, что права истца не нарушены, поскольку Ефремовой М.А. компенсированы расходы по приобретению твердого топлива. Порядком предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденным постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 года № 379, компенсация услуг по расколке дров или других услуг, сопутствующих для подготовки дров перед сжиганием, не предусмотрена. Полагает также, что истцом нарушен порядок предоставления документов, предусмотренный п. 6 указанного выше Порядка, содержащих сведения о суммах платежей за коммунальные услуги и на расколку дров, которые должны быть предоставлены в течение месяца после их уплаты. Указывает на отсутствие доказательств наличия убытков, причиненных действиями ответчика и отсутствие в связи с этим оснований для взыскания расходов на расколку дров в пользу истца.

 В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Альменевского района Курганской области просит решение суда оставить без изменения.

 Представитель прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. в судебном заседании суда апелляционной инстанции выразила не согласие с доводами жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

 Представитель ответчика Администрации Альменевского района Курганской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.

 Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причина неявки неизвестна. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 Из материалов дела следует, что Ефремова М.А. зарегистрирована и проживает по <адрес>, с <...> являлась педагогическим работником, в период с <...> по <...> работала воспитателем продленного дня, учителем начальных классов в образовательных учреждениях Альменевского района. <...> Ефремова М.А. уволена с должности учителя начальных классов Альменевской вспомогательной школы-интерната в связи с выходом на пенсию по возрасту.

 Являясь педагогическим работником муниципального образовательного учреждения, истец пользуется мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление жилого помещения, что не оспаривалось в судебном заседании.

 Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» (в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

 До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

 Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было предусмотрено для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), что указано в ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

 Таким образом, права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренные абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», после 1 марта 2005 года федеральным законодателем сохранены.

 В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

 Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (ст. 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»).

 В силу ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действующего с 11 января 2011 года) нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

 Статьей 2 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» (в редакции от 23 июля 2009 года, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к которым, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.

 В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года № 75 в редакции, действовавшей в спорный период, педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), компенсация оплаты отопления и освещения жилого помещения.

 Материалами дела установлено, что Ефремовой М.А. в 2012 году приобретены дрова в количестве 13,9 куб.м., в 2013-2014 годах - 13,8 куб.м., расходы по приобретению дров были ей компенсированы путем выплаты денежных средств.

 Как пояснила представитель истца в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и не оспорено представителем ответчиков, дрова для отопления жилого помещения предоставлялись в не расколотом виде, в связи с чем истец вынуждена была понести расходы на расколку дров путем заключения соответствующих договоров и выплате средств по договорам.

 Впоследствии Ефремова М.А. обращалась в Отдел образования Администрации Альменевского района Курганской области с заявлением о возмещении понесенных ею расходов по расколке дров, однако в возмещении указанных расходов истцу было отказано.

 В целях реализации Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 года № 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области (далее Порядок), который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.

 Согласно п. 6 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц, в частности, о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц, справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).

 Пунктом 9 Порядка установлено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в пункте 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 7 сентября 2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области».

 В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.

 Суд первой инстанции, установив обстоятельства дела и применив положения приведенного выше законодательства, пришел к верному выводу об обоснованности исковых требований прокурора о признании права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату услуг по отоплению жилого помещения и возмещении Ефремовой М.А. расходов на расколку дров, поскольку, приобретая дрова в нерасколотом виде, истец в полном объеме не получала меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством для педагогических работников, проживающих в сельской местности.

 Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки определен в п. 12 указанного выше постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 г. № 379, согласно которому финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.

 Законом Курганской области от 3 декабря 2013 года № 88 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» запланированы бюджетные ассигнования на оказание мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа).

 Таким образом, довод апелляционной жалобы ответчика о том, что законодательством Курганской области не предусмотрено возмещение расходов по оказанию услуг по расколке дров является несостоятельным.

 Кроме того, в соответствии с ГОСТ 3243-88 Дрова. Технические условия., распространяемом на дрова, используемые в качестве топлива, дрова длиной 1 м. и менее и толщиной от 16 до 26 см. должны быть расколоты на две части, толщиной от 28 до 40 см. – на четыре части, толщиной 42 см. и более – на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышает 22 см.

 Таким образом, дрова должны быть предоставлены истцу в таком виде, в котором возможно их использование по прямому назначению (отопление жилого помещения), в противном случае Ефремова М.А. будет лишена возможности использовать предоставленные ей законом гарантии и реализовать свое право на такую меру социальной поддержки как компенсация расходов на отопление жилого помещения в полном объеме.

 Между тем судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции изменить в части взыскания расходов, понесенных истцом на расколку дров, по следующим обстоятельствам.

 При разрешении заявленных исковых требований суд первой инстанции, принимая во внимание размер понесенных Ефремовой М.А. расходов по расколке дров на основании заключенных договоров возмездного оказания услуг за 2012-2014 годы и расписок о получении денежных средств, пришел к выводу о взыскании заявленной истцом суммы исходя из фактического предоставления дров в количестве по 19,8 куб.м. за 2013-2014 годы и 15 куб.м. в 2012 году, сославшись при этом на Общесоюзные нормативы для таксации лесов, утвержденные и введенные в действие постановлением Госстандарта ССССР от 21 декабря 1988 года № 4372, где указано, что дрова длиной до 2 м. учитываются в складочных кубических метрах, а более 2 м. – в плотных, а также приведены коэффициенты полнодревесности для перевода складочных мер дров в плотные.

 Вместе с тем судом не учтено, что Ефремовой М.А. были предоставлены распиленные на отдельные части дрова длиной 0,4-0,5 м. в количестве 13,9 куб.м. в 2012 году и по 13,8 куб.м. в 2013-2014 годах, оплата приобретенных Ефремовой М.А. дров произведена именно исходя из указанного объема. Выводов о применении каких-либо повышающих коэффициентов и методики расчета оспариваемое решение не содержит.

 Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым снизить размер взыскиваемых с ответчика убытков исходя из стоимости услуг по расколке дров за 1 куб. м., предусмотренных договорами возмездного оказания услуг: 160 руб. в 2012 году, 180 руб. в 2013 году, 200 руб. в 2014 году и фактически предоставленного объема дров: в 2012 году – 13,9 куб.м., в 2013-2014 годах – по 13,8 куб.м.

 В соответствии с произведенным расчетом размер расходов, понесенных Ефремовой М.А., составляет 7468 руб.: 2012 год – 2224 руб. (160 руб. х 13,9 куб.м.), 2013 год – 2484 руб. (180 руб. х 13,8 куб.м.), 2014 год – 2760 руб. (13,8 куб.м. х 200 руб.). Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

 Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 решение Альменевского районного суда Курганской области от 28 октября 2014 года изменить в части взыскания в пользу Ефремовой М.А. расходов по расколке дров.

 Взыскать с муниципального образования Альменевского района в лице финансового отдела администрации Альменевского района Курганской области за счет средств бюджета муниципального района в возмещение расходов по расколке дров в пользу ФИО1 за 2012, 2013, 2014 год в размере 7468 рублей.

 В остальной части решение Альменевского районного суда Курганской области от 28 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Альменевского района Курганской области - без удовлетворения.

 Судья-председательствующий Литвинова И.В.

 Судьи: Богданова О.Н.

 ФИО2