Самарский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Самарский областной суд — Судебные акты
Судья Сорокина О.А. гр. дело № 33 - 6163/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Подольской А.А.
Судей: Хаировой А.Х., Клюева С.Б.
При секретаре: Иванниковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление на решение Сызранского городского суда Самарской области от 20 апреля 2012 года, которым постановлено:
«Заявление прокурора города Сызрани в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону подпункты 3.4 и 3.5 Решения Думы городского округа Сызрань от 26.01.2012 г. №4 « О порядке назначения и получения ежемесячных денежных выплат, льгот, материальной помощи и компенсации, предусмотренных Положением « О почетном гражданине города Сызрань» - оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сызрани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону нормативно-правого акта - Решения Думы городского округа Сызрань, а именно подпунктов 3.4 и 3.5 Решения Думы городского округа Сызрань от 26.01.2012 г. №4 « О порядке назначения и получения ежемесячных денежных выплат, льгот, материальной помощи и компенсации, предусмотренных Положением « О почетном гражданине города Сызрань», ссылаясь на то, что 26.01.2012 г. Думой г.о. Сызрань принято Решение № 4 «О Положении «О порядке назначения и получения ежемесячных денежных выплат, льгот, материальной помощи и компенсации, предусмотренных Положением «О Почетном гражданине города Сызрани».
При изучении данного Решения установлено, что подпункты 3.4 и 3.5 пункта 3 не соответствуют действующему законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с вводной частью Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны:
при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;
реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;
предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода каптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;
не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения трав и свобод других лиц.
Нормы настоящего Федерального закона, как указал заявитель, должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Таким образом, названным федеральным законом предусмотрена замена льгот в натуральной форме на денежные компенсации. Однако Решение Думы г.о. Сызрань № 4 от 26.01.2012 г. не содержит нормы, указывающей на предоставление ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно - коммунальных услуг на лицевые счета почетным гражданам, что нарушает их права и закон, а также ставит в неравные условия граждан г.о. Сызрань и почетных граждан.
Предоставление Почетным гражданам города Сызрани адресной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг на лицевые счета также необходимо и во исполнение жилищного законодательства.
Жилищным кодексом РФ предусмотрено, что оплату услуг ЖКХ осуществляют непосредственно наниматели или собственники жилых помещений или жилых домов на основании договоров, заключенных с организациями, осуществляющим; предоставление указанных услуг. Однако заключение соглашений с организациями, оказывающими услуги ЖКХ льготной категории граждан, о перечислении денежных средств уполномоченным органом не предусмотрено.
Кроме того, жилищным законодательством определены субъекты, полномочные оплачивать жилищно-коммунальные услуги, а также порядок снижения оплаты за непредоставление услуг ЖКХ либо предоставления их ненадлежащего качества. Нормами жилищного законодательства полномочия органов местного самоуправления по оплате из бюджета услуг посредствам заключения соглашений между уполномоченным органом и организациями оказывающими услуги ЖКХ гражданам, пользующихся мерами социальной поддержки не предусмотрены.
Заявитель полагает, что пп. 3.4 и 3.5 п. 3 Решения Думы г.о. Сызрань № 4 от 26.01.2012 г. противоречат нормам жилищного закона и содержат коррупциогенный фактор - наличие _ завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
Принятое Решение Думы городского округа Сызрань № 4 от 26.01.2012 г. рассчитано на неоднократное применение и в части предоставления преференций почетным гражданам г.о. Сызрань по оплате услуг ЖКХ ставит в неравные условия почетных граждан и граждан г.о. Сызрань, пользующихся льготами по оплате услуг ЖКХ, в том числе участников Великой Отечественной Войны, и оплачивающих данные услуги самостоятельно в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
На противоречащий закону нормативный правовой акт (в части пп. 3.4 и 3.5 п. 3 Решения Думы от 26.01.2012 № 4) 22.02.2012 г. прокурором города Сызрани принесен протест, который рассмотрен на заседании Думы г.о. Сызрань 29.02.2012 г. и отклонен.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, прокурор г. Сызрани просил удовлетворить заявленные требования, признать противоречащим закону нормативно-правовой акт, а именно подпункты 3.4 и 3.5 Решения Думы городского округа Сызрань от 26.01.2012 г. №4 «О порядке назначения и получения ежемесячных денежных выплат, льгот, материальной помощи и компенсации, предусмотренных Положением «О почетном гражданине города Сызрань».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении заместитель прокурора г. Сызрани Талипова Н.Г. просит решение отменить, поскольку считает его незаконным и необоснованным.
В заседании судебной коллегии прокурор Тихонова Ю.В. апелляционное представление поддержала в полном объеме. Просила решение суда первой инстанции отменить, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального права, а именно ст. ст. 160 и 155 ЖК РФ. Пояснила, что судом первой инстанции не правильно сделан вывод о соответствии существующей процедуры норме ст. 160 ЖК РФ, поскольку в данной статье предусмотрена компенсация, а не оплата услуг за граждан. Денежные пособия должны перечисляться через управление социальной защиты населения на лицевые счета и они сами оплачивают коммунальные платежи. Выводы суда не обоснованы, а приведенные нормы права регулируют другие правоотношения. Кроме того, в данном случае имеет место коррупциогенный фактор. Таким образом, в неравные условия поставлены льготники – ветераны ВОВ самостоятельно оплачивают коммунальные платежи, а за почетных граждан услуги оплачивают органы местного самоуправления.
Представитель Думы г.о. Сызрань Самарской области – Сазонов С.В., действовавший на основании доверенности, возражал против апелляционного представления. Пояснил, что указанное Решение принято в соответствии со ст. 157 ЖК РФ. Нормативно-правовой акт прошел юридическую и правовую экспертизу в Правительстве Самарской области. Кроме того, вынесено заключение контрольно-счетной палаты, коррупциогенных факторов не выявлено.
Представитель Администрации г.о. Сызрань Самарской области – Рудаева Ю.М., действовавшая на основании доверенности, возражала против апелляционного представления, с решением суда была согласна.
Третье лицо – Непопалова Р.В. также была согласна с решением суда. Пояснила, что ее, как одного из почетных граждан г. Сызрань, такой механизм оплаты услуг устраивает.
Третье лицо – Юрасов П.М. согласился с решением суда. Пояснил, что такой механизм оплаты услуг в г. Сызрани установлен с 90-х годов. Многие почетные граждане – лица пожилого возраста, им по 80-90 лет, они являются ветеранами ВОВ, инвалидами. Для них затруднительно ходить в УСЗН каждый месяц. Всего почетных граждан в г. Сызрани примерно 47 человек.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом установлено, что Думой городского округа Сызрань 26.01.2012 г. принято решение № 4 «О Положении «О порядке назначения и получения ежемесячных денежных выплат, льгот, материальной помощи и компенсации, предусмотренных Положением «О почетном гражданине города Сызрани».
Решение Думы г.о. Сызрань от 26.01.2012 года № 4 было опубликовано в газете «Вестник местного самоуправления» № 1 от 27.01.2012 г.
Подпункт 3.4 вышеназванного положения предусматривает, что почетный гражданин обращается в организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, с личным заявлением о предоставлении квитанций об оказанных услугах в УСЗН и копии квитанций Почетному гражданину. На основании соглашения, заключенного с УСЗН, организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги Почетным гражданам, ежемесячно направляют квитанции об оказанных услугах в УСЗН. Форма такого соглашения разрабатывается и утверждается УСЗН.
Подпункт 3.5 вышеназванного положения предусматривает, что льгота на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Почетным гражданам предоставляется с месяца обращения заявителя, путем перечисления средств на лицевой счет организаций, предоставляющих соответствующие жилищно-коммунальные услуги Почетным гражданам.
В соответствии с вводной частью Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны:
при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;
реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;
предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;
не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.
Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В связи с чем, органы местного самоуправления вправе определять своим нормативно правовым актом порядок и условия предоставления данных компенсаций.
Положение «О почетном гражданине города Сызрани» было утверждено Постановлением Сызранской городской Думы от 31.03.2004 г. №18.
В силу ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения соответствующих изменений в федеральные законы и иные нормативно правовые акты сохраняется действующий на момент введения в действие Жилищного кодекса РФ порядок предоставления указанных льгот.
В связи с чем, льгота Почетным гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, закрепленная в Положении «О порядке назначения и получения ежемесячных денежных выплат, льгот, материальной помощи и компенсации, предусмотренных Положением «О Почетном гражданине города Сызрани», утвержденном Решением Думы от 26.01.2012 г. № 4, не противоречит действующему законодательству и закрепляет механизм предоставления такой льготы.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно счел несостоятельной ссылку прокурора в заявлении на то, что оспариваемые подпункты 3.4 и 3.5 Решения противоречат вышеуказанным нормам законодательства.
В силу п. 40 Раздела «Порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги» Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданами»: если иное не установлено договором, потребители вправе по своему выбору - поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства РФ и договору».
Оспариваемое Решение Думы городского округа Сызрань принято в соответствии с действующим законодательством в пределах своих полномочий по предоставлению льгот и гарантий отдельным категориям граждан, предусмотренных Уставом г.о. Сызрань. Данным порядком определен механизм, позволяющий наиболее эффективно, без дополнительных действий оказывать меры поддержки Почетным гражданам, уже заложенные в Положение о Почетном гражданине г. Сызрани.
Таким образом, с учетом того, что не соответствий оспариваемых пунктов Решения законодательству Думы городского округа Сызрань от 26.01.2012 г. №4 «О порядке назначения и получения ежемесячных денежных выплат, льгот, материальной помощи и компенсации, предусмотренных Положением «О почетном гражданине города Сызрань» нормам действующего законодательства установлено не было, суд пришел к правильному выводу об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционного представления о том, что оспариваемые пункты Решения противоречат нормам действующего законодательства и содержат коррупциогенный фактор, не состоятельны, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Оспариваемые прокурором г. Сызрани пункты Решения Думы городского округа Сызрань от 26.01.2012 г. №4 « О порядке назначения и получения ежемесячных денежных выплат, льгот, материальной помощи и компенсации, предусмотренных Положением « О почетном гражданине города Сызрань» устанавливают правовые гарантии социальной поддержки льготной категории граждан в целях создания им условий, обеспечивающих достойную жизнь, почет и уважение в обществе. Более того, часть граждан, относящихся к данной категории, являются людьми пожилого и престарелого возраста, и льготная форма оплаты коммунальных платежей значительно облегчает для них сам механизм расчетов.
Судебная коллегия полагает, что судом при рассмотрении дела правильно определены юридические обстоятельства и применены нормы материального права, регулирующие спорые правоотношения, нарушений норм процессуального закона не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 20 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи: