Верховный Суд Республики Алтай Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Суд Республики Алтай — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Председательствующий – Чичиекова Е.П. Дело № 33-761
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 сентября 2012 года г. Горно-Алтайск
Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего – Солоповой И.В.,
судей – Кокшаровой Е.А., Сарбашева В.Б.,
при секретаре – Каршенинниковой Е.Е.,
с участием прокурора – Кулеевой Л.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Республики Алтай ФИО1 на решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым
исковые требования прокурора Республики Алтай удовлетворены частично.
Возложена обязать на ликвидационную комиссию отдела социального развития администрации муниципального образования «» приобрести и доставить для ФИО2 твердое топливо (дрова) в количестве 15,3 кубических метров за 2009 год.
Отказано в части требования об обязании отдела социального развития администрации муниципального образования «», администрации муниципального образования «» приобрести и доставить для ФИО2 твердое топливо за 2009 год.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет средств казны Республики Алтай денежные средства в сумме 6 370 рублей для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого в 2010 году, в пользу ФИО2.
Возложена обязанность на ликвидационную комиссию отдела социального развития администрации МО «» приобрести и доставить для ФИО3 твердое топливо (дрова) в количестве 12,9 кубических метров за 2009 год.
Отказано в части требования об обязании отдела социального развития администрации муниципального образования «», администрации муниципального образования «» приобрести и доставить для ФИО3 твердое топливо за 2009 год.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет средств казны Республики Алтай денежные средства в сумме 4810 рублей для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого в 2010 году, в пользу ФИО3.
Возложена обязанность на ликвидационную комиссию отдела социального развития администрации МО «» приобрести и доставить для ФИО4 твердое топливо (дрова) в количестве 12,6 кубических метров за 2009 год.
Отказано в части требования об обязании отдела социального развития администрации муниципального образования «», администрации муниципального образования «» приобрести и доставить для ФИО4 твердое топливо за 2009 год.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет средств казны Республики Алтай денежные средства в сумме 9490 рублей для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого в 2010 году, в пользу ФИО4.
Возложена обязанность на ликвидационную комиссию отдела социального развития администрации МО «» приобрести и доставить для ФИО5 твердое топливо (дрова) в количестве 15 кубических метров за 2009 год.
Отказано в части требования об обязании отдела социального развития администрации муниципального образования «», администрации муниципального образования «» приобрести и доставить для ФИО5 твердое топливо за 2009 год.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет средств казны Республики Алтай денежные средства в сумме 11 050 рублей для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого в 2010 году, в пользу ФИО5.
Возложена обязанность на ликвидационную комиссию отдела социального развития администрации МО «» приобрести и доставить для ФИО6 твердое топливо (дрова) в количестве 11,4 кубических метров за 2009 год.
Отказано в части требования об обязании отдела социального развития администрации муниципального образования «», администрации муниципального образования «» приобрести и доставить для ФИО6 твердое топливо за 2009 год.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет средств казны Республики Алтай денежные средства в сумме 4 160 рублей для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого в 2010 году, в пользу ФИО6.
Возложена обязанность на ликвидационную комиссию отдела социального развития администрации МО «» приобрести и доставить для ФИО7 твердое топливо (дрова) в количестве 22,7 кубических метров за 2009 год.
Отказано в части требования об обязании отдела социального развития администрации муниципального образования «», администрации муниципального образования «» приобрести и доставить для ФИО7 твердое топливо за 2009 год.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет средств казны Республики Алтай денежные средства в сумме 11 050 рублей для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива в 2010 году, в пользу ФИО8.
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Республики Алтай в интересах ФИО7 обратился в суд с иском об обязании администрации МО «» приобрести и доставить ФИО7 твердое топливо (дрова) в количестве 22,7 кубических метров.
Прокурор Республики Алтай в интересах ФИО4 обратился в суд с иском об обязании администрации МО «» приобрести и доставить ФИО4 твердое топливо (дрова) в количестве 27,2 кубических метров.
Прокурор Республики Алтай в интересах ФИО6 обратился в суд с иском об обязании администрации МО «» приобрести и доставить ФИО6 твердое топливо (дрова) в количестве 17,8 кубических метров.
Прокурор Республики Алтай в интересах ФИО3 обратился в суд с иском об обязании администрации МО «» приобрести и доставить ФИО3 твердое топливо (дрова) в количестве 20,3 кубических метров.
Прокурор Республики Алтай в интересах ФИО2 обратился в суд с иском об обязании администрации МО «» приобрести и доставить ФИО2 твердое топливо (дрова) в количестве 25,1 кубических метров.
Прокурор Республики Алтай в интересах ФИО8 обратился в суд с иском об обязании администрации МО «» приобрести и доставить ФИО8 твердое топливо (дрова) в количестве 17 кубических метров.
Прокурор Республики Алтай в интересах ФИО5 обратился в суд с иском об обязании администрации МО «» приобрести и доставить ФИО5 твердое топливо (дрова) в количестве 32 кубических метров.
Определением суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ указанные гражданские дела объединены в одно производство.
Исковые требования прокурором мотивированы тем, что указанные лица являются педагогическими работниками. Согласно п.п. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 3266-1 «Об образовании» они имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 г. № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» обязанность обеспечения учителей в сельской местности и членов их семей бесплатными квартирами с отоплением и освещением была возложена на исполкомы сельских и поселковых советов народных депутатов. Распоряжением Совета министров СССР от 24.07.1949 г. № 11433-р действие указанного постановления распространено на учителей сельских школ. Согласно указанным нормативным актам обеспечение работников школ топливом происходит с доставкой топлива на дом не позднее 1 сентября в размере годовой потребности. Твердое топливо указанным гражданам поставлено в меньшем размере, чем установлено. Задолженность за 2009 год перед ФИО7 составила 22,7 кубических метров; ФИО9 в 2009 году – 12,6 кубических метров, 2010 году – 14,6 кубических метров; ФИО6 за 2009 год – 11,4 кубических метров, за 2010 год – 6,4 кубических метров; ФИО3 за 2009 год – 12,9 кубических метров, за 2010 год – 7,4 кубических метров; ФИО2 за 2009 год – 15,3 кубических метров, за 2010 год – 9,8 кубических метров; ФИО8 за 2010 год – 17 кубических метров; ФИО5 за 2009 год – 15 кубических метров, за 2010 год – 17 кубических метров.
Определением Шебалинского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков по делу привлечены отдел социального развития администрации МО «», ликвидационная комиссия отдела социального развития администрации МО «» и Министерство финансов Республики Алтай.
В ходе судебного разбирательства прокурор представил уточенное исковое заявление о возложении обязанности на отдел социального развития администрации МО «», ликвидационную комиссию отдела социального развития администрации МО «», администрацию МО «» приобрести и доставить: для ФИО2 твердое топливо (дрова) в количестве 15,3 кубических метров за 2009 год, Министерству финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай выделить денежные средства в сумме 5644,8 рублей (за дрова) и 725,2 рублей (за доставку дров), а всего 6370 рублей для покрытия расходов, связанных с приобретением и доставкой твердого топлива в 2010 году; для ФИО3 твердое топливо (дрова) в количестве 12,9 кубических метров за 2009 год, Министерству финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай выделить денежные средства в сумме 4262,4 рублей (за дрова) и 547,6 рублей (за доставку дров), а всего 4810 рублей для покрытия расходов, связанных с приобретением и доставкой твердого топлива в 2010 году; для ФИО4 твердое топливо (дрова) в количестве 12,6 кубических метров за 2009 год, Министерству финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай выделить денежные средства в сумме 8409,6 рублей (за дрова) и 1080,4 рублей (за доставку дров), а всего 9490 рублей для покрытия расходов, связанных с приобретением и доставкой твердого топлива в 2010 году; для ФИО5 твердое топливо (дрова) в количестве 15 кубических метров за 2009 год, Министерству финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай выделить денежные средства 9792 рублей (за дрова), 1258 рублей (за доставку дров), а всего 11050 рублей для покрытия расходов, связанных с приобретением и доставкой твердого топлива в 2010 году; для ФИО6 твердое топливо (дрова) в количестве 11,4 кубических метров за 2009 год, Министерству финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай выделить денежные средства в сумме 3686,4 рублей (за дрова) и 1258 рублей (за доставку дров), а всего 4160 рублей для покрытия расходов, связанных с приобретением и доставкой твердого топлива в 2010 году; для ФИО7 твердое топливо (дрова) в количестве 22,7 кубических метров за 2009 год; для ФИО10 Министерству финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай выделить денежные средства в сумме 9792 рублей (за дрова) и 1258 рублей (за доставку дров), а всего 11050 рублей для покрытия расходов, связанных с приобретением и доставкой твердого топлива в 2010 году.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Республики Алтай ФИО1, указывая, что суд неправильно истолковал абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании», ст. 2 Федерального закона от 06 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики». Судом не учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в определении от 08.02. 2007 г. № 322-О-П, и Верховного Суда РФ, изложенная в определении от 21.06.2006 г. № 60-Г06-12. Взыскание с Минфина Республики Алтай за счет казны Республики Алтай денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива, противоречит положениям ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», где не определено полномочие органов власти субъекта РФ по предоставлению за счет собственных средств расходов по предоставлению педагогическим работникам сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 4 Закона Республики Алтай от 07.07.2008 т. № 78-РЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай» финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного закона осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. Однако Российской Федерацией денежные средства на данные цели не были предусмотрены и бюджетам субъектов Российской Федерации не перечислялись.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Кулееву Л.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им оценку, основанную на нормах материального права.
Из материалов дела следует, что ФИО7, ФИО4, ФИО6, ФИО3, ФИО2, ФИО8, ФИО5 являются педагогическими работниками в сельской местности, поэтому имеют право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" за педагогическими работниками до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2010 г. № 439-ФЗ было сохранено право на льготы в натуральной форме, а именно право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности, что является федеральной мерой социальной поддержки педагогическим работникам, а субъектам Российской Федерации было передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги.
Статьей 4 Закона Республики Алтай № 78-РЗ от 07.07.2008 г. «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой помощи с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего закона, осуществляется за счет республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные средства.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона Республики Алтай от 23.12.2005 г. № 36-6 «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими, в том числе, и по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Республики Алтай «О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай».
Согласно ст. 2 указанного закона отдельными государственными полномочиями было наделено, в т.ч. муниципальное образование «».
Согласно Положения об отделе социального развития МО «», утвержденного решением районного Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, к компетенции отдела отнесено осуществление отдельных государственных полномочий, в т.ч. предусмотренных Законом Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ N 43-РЗ "О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай".
Согласно Положения об отделе социального развития МО «», утвержденного решением районного Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, к компетенции отдела отнесено осуществление отдельных государственных полномочий, в т.ч. предусмотренных Законом Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ N 43-РЗ "О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай".
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Межрайонной ИФНС № по следует, что отдел социального развития администрации МО «» находится на стадии ликвидации.
Распоряжением главы администрации МО « » №-р от 20. 03.2012 года, создана ликвидационная комиссия.
В силу ст. 62 ч. 3 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что обязанность по предоставлению мер социальной поддержки истцам за 2009 год в виде приобретения и доставки твердого топлива перешли к ликвидационной комиссии отдела социального развития администрации МО «» является верным.
В силу ст. 2 ФЗ от 06.05 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на представление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определяется абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона № 3266-1, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии со ст. 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативно правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, муниципального образования возникают в результате принятия соответственно законов субъектов Российской Федерации, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления (ст. 85, 86 БК РФ).
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Алтай от 7 июля 2008 года № 78-ФЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате твердого топлива педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности № 128 от 10 июня 2009 года.
Согласно п. 2 вышеуказанных правил, меры социальной поддержки педагогическим работникам по оплате твердого топлива предоставляются в денежной форме в виде единовременной денежной компенсации, в размере понесенных педагогическим работником расходов за приобретенное топливо и его доставку. В соответствии с п. 7 Правил расчет суммы компенсации производится в пределах розничной цены, установленной органами местного самоуправления. Компенсация предоставляется на основании платежных документов либо договоров купли-продажи.
Данное положение введено в действие постановлением Правительства Республики Алтай от 15.06.2009 г. № 130 «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Алтай от 10 июня 2009 года» и действует с 01 января 2010 года. Следовательно, именно с этой даты за педагогическими работниками закреплено право на единовременную денежную компенсацию в размере понесенных лицом расходов за приобретенное топливо и его доставку.
Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Материалами дела подтверждается, что ФИО7, ФИО4, ФИО6, ФИО3, ФИО2, ФИО8, ФИО5 проживают в жилых помещениях, исходя из площади которых был произведен расчет потребности жилых помещений в отоплении.
При этом сумма денежных средств, необходимая для покрытия расходов, связанных с приобретением и доставкой твердого топлива истцам за 2010 год, рассчитывалась согласно Постановления Комитета по тарифам Республики Алтай от 18.12.2009 года № 18/4 «Об утверждении предельных розничных цен на топливо печное, бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территориях Республики Алтай», где стоимость 1 кубического метра дров в 2010 году по в соответствии с решением сессии Совета депутатов МО «» от ДД.ММ.ГГГГ №-р составила 576 рублей, а стоимость доставки 1 кубического метра в соответствии с решением сессии Совета депутатов МО «» от ДД.ММ.ГГГГ №-р составляла 74 руб. Размер задолженности по твердому топливу правомерно определялся судом исходя из частичного исполнения ответчиком обязательств по выдаче твердого топлива.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ, ст. 55 Федерального закона «Об образовании», пришел к правильному выводу о том, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работавшим и проживающим в сельской местности, должно было осуществляется должным образом органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета.
Доводы апелляционной жалобы о неверном толковании судом абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании», ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 г. № 52–ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» апелляционная коллегия находит несостоятельными ввиду следующих обстоятельств.
Как следует из решения, суд, проанализировав федеральное и республиканское законодательство в области мер социальной поддержки педагогов, проживающих и работающих в сельской местности, пришел к выводу, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия находит данные выводы суда правильными, так как согласно п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Законом Республики Алтай N 78-РЗ от 07.07.2008 г. «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай», действующего на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено несение расходов на эти цели из республиканского бюджета, которые подлежат компенсации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 377.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства финансов Республики Алтай ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Солопова
Судьи Е.А. Кокшарова
В.Б. Сарбашев