ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-8847/11 от 15.08.2011 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГК-007495-02/2011       

                      Дело №33-8847/2011

                  Судья Кузнецов В.Г.

                      ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        15 августа       2011 года

        Судебная       коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в       составе:

        председательствующего Савельевой Л.А.,

        судей Давыдовой Т.И., Хан Р.А.,

        при       секретаре Булавинцеве СИ.,

        рассмотрела       в открытом судебном заседании в г. Челябинске в зале суда гражданское дело       по кассационной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3 на решение Озерского городского суда Челябинской       области от 22 июня 2011 года.

        Выслушав       доклад судьи Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела и доводах кассационной       жалобы, судебная коллегия

        УСТАНОВИЛА:

        ФИО1, ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с иском к Федеральному       государственному унитарному предприятию Производственное объединение       «Маяк» (далее ФГУП «ПО «Маяк») о тарификации выполняемой ими работы по       должности сторожа (вахтера) как работы по должности контролер       контрольно-пропускного пункта 3-го разряда с внесением соответствующих       изменений в штатное расписание предприятия и их трудовые       договоры.

        В       заявленных требованиях истцы сослались на то, что работают в ФГУП «ПО       «Маяк» сторожами (вахтерами) 1-го разряда по осуществлению пропускного       режима на площадке 27 завода 22. Однако выполняемая ими работа по составу       и по требованиям, предъявляемым к знаниям, соответствует по       тарифно-квалификационным характеристикам профессии контролера       контрольно-пропускного пункта 3 разряда, указанным в постановлении       Минтруда Российской Федерации № 31 от 10 ноября 1992 года. В связи с       переходом в ФГУП «ПО «Маяк» на новую систему оплаты труда с 01 октября       2010 года им были понижены оклады, поскольку должность сторожа (вахтера) 1       разряда отнесена к неквалифицированной работе.

        Представитель ответчика ФИО4 исковые требования не       признала.

        Суд принял       решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал в полном       объеме.

        В       кассационной жалобе истцы ФИО1, ФИО2 и ФИО3 просят       решение суда отменить как незаконное. В жалобе истцы

                      2

                      ссылаются       на то, что суд при рассмотрении дела не учел того, что их трудовые       обязанности значительно объемнее, сложнее, требуют соответствующих знаний       и квалификации, чем трудовые обязанности сторожа (вахтера) 1 разряда,       следовательно, выполняемая ими работа должна учитываться и оплачиваться по       должности контролера контрольно-пропускного пункта 3-го разряда.       Квалификационная характеристика профессии сторожа (вахтера) и контролера       контрольно - пропускных пунктов предусмотрена постановлением Минтруда       Российской Федерации от 10 ноября 1992 года № 31, которое подлежит       применению всеми предприятиями, независимо от формы собственности. Также       полагают, что вывод суда о пропуске ими срока обращения в суд является       необоснованным, поскольку в соответствии с подписанными сторонами       переговорными записками, ответчик заключил с ними новые трудовые договоры,       ухудшающие условия оплаты труда лишь в мае 2011 года.

        Выслушав       истцов ФИО1, ФИО2, поддержавших кассационную жалобу,       представителя ответчика ФИО4, возражавшую против удовлетворения       жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной       жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда       первой инстанции.

        В       соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации под       трудовыми отношениями понимаются отношения, которые основаны на соглашении       между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату       трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным       расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации),       подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при       обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных законодательством       о труде коллективным договором и соглашениями, трудовым       договором.

        Согласно       ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают       между работником и работодателем на основании трудового       договора.

        Частью 2       ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в       трудовой договор обязательно включается условие о трудовой функции (работы       по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии,       специальности с указанием квалификации: конкретный вид поручаемой       работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными       федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям,       профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо       наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или       специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать       наименованиям и требованиям, указанным в       квалификационных

                      3

                      справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом       Правительством Российской Федерации.

        Постановлением Минтруда Российской Федерации от 10 ноября 1992       года № 31 утверждены тарифно-квалификационные характеристики по       общеотраслевым профессиям рабочих, которые носят обязательный характер       только для организаций бюджетной сферы.

        Судом       первой инстанции установлено, что ФИО1 с 20 октября 2010 года,       ФИО2 с 24 марта 2010 года, ФИО3 с 15 октября 2009 года       работают в ФГУП «ПО «Маяк» на постоянной основе на основании заключенных в       письменной форме трудовых договоров, в которых указана их трудовая функция       - сторож (вахтер) 1 разряда в подразделении -завод 22 (л.д. 8-10 том       1).

        Из штатного       расписания завода 22 ФГУП «ПО «Маяк» следует, что на заводе 22 ФГУП «ПО       «Маяк» имеются должности сторожей (вахтеров) и отсутствуют должности       контролеров контрольно-пропускного пункта (л.д. 162-164 том       1).

        Установив,       что трудовые договоры, заключенные с истцами в части определения их       трудовой функции соответствуют штатному расписанию предприятия;       действующим законодательством не предусмотрено предоставление компенсаций,       льгот или ограничений, связанных с такими работами контролерам контрольно       - пропускного пункта либо сторожам (вахтерам), суд пришел к правильному       выводу о том, что наименование трудовой функции, выполняемой истцами,       работодатель вправе определять самостоятельно, в связи с чем правовые       основания для удовлетворения требования истцов о тарификации выполняемой       ими работы, как контролерами контрольно-пропускного пункта 3-го разряда с       внесением изменений в штатное расписание предприятия и трудовые договоры       отсутствуют.

        Данный       вывод основан на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение       для дела, оценке доказательств, произведенной по правилам ст. 67       Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормах закона и       мотивирован судом.

        Изложенное       выше опровергает доводы кассационной жалобы о том, что трудовые       обязанности истцов значительно объемнее, сложнее, требуют соответствующих       знаний и квалификации, чем трудовые обязанности по профессии сторожа       (вахтера) 1 разряда, и должны оплачиваться ответчиком по должности       контролера контрольно-пропускного пункта 3-го разряда. Также следует       учесть, что в соответствии со ст. 56 Трудового кодекса Российской       Федерации условия трудового договора, в том числе о выполнении работником       определенной трудовой функции, определяются соглашением сторон и не могут       быть изменены в судебном порядке.

                      4

                      Кроме того,       судом первой инстанции с учетом положений ст. 392 Трудового кодекса       Российской Федерации, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда       Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами       Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» правомерно       установлен факт пропуска истцами трехмесячного срока для защиты       оспариваемых прав, поскольку о нарушении прав истцам было известно с       момента заключения трудовых договоров, доказательств уважительности причин       пропуска указанного срока в нарушении ст. 12, 56 Гражданского       процессуального кодекса Российской Федерации суду не       представлено.

        При таких       обстоятельствах, суд законно и обоснованно отказал ФИО1, ФИО2 и ФИО3 в удовлетворении исковых требований.

        Доводы       кассационной жалобы о том, что квалификационная характеристика работ       сторожа (вахтера) и контролера контрольно -пропускных пунктов       предусмотрена одним нормативным документом -постановлением Минтруда       Российской Федерации от 10 ноября 1992 года № 31, которое должно       применяться всеми предприятиями независимо от формы собственности,       основанием к отмене решения суда не являются, поскольку обязательный       характер оно носит только для организаций бюджетной сферы, для остальных       организаций и предприятий, к которым относится ФГУП «ПО «Маяк» носит       рекомендательный характер.

        Ссылки       истцов на неправильное применение судом положений ст. 392 Трудового       кодекса Российской Федерации и необходимость исчисления срока обращения в       суд с мая 2011 года - с момента подписания истцами переговорных записок,       являются необоснованными. О том, что истцы принимаются на работу на       должность сторожа (вахтера) с выполнением определенных для данной       должности обязанностей им стало известно в день подписания трудового       договора. Факт подписания истцами в мае 2011 года переговорных записок для       разрешения настоящего спора правового значения не имеет, поскольку       подписание данного документа связано с переходом предприятия на новую       систему оплаты труда и изменением истцам в одностороннем порядке условий       трудового договора в части заработной платы, при этом трудовая функция, а       следовательно, и трудовые обязанности истцов не изменялись.

        Кассационная жалоба не содержит обстоятельств, не       исследованных судом первой инстанции, направлена на переоценку выводов       суда, оснований для которой не имеется. Нарушений норм материального и       процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не       допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не       имеется.

        Руководствуясь ст. ст. 361, 366 Гражданского процессуального       кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                      5

                      ОПРЕДЕЛИЛА:

        Решение       Озерского городского суда Челябинской области от 22 июня 2011 года       оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3 - без       удовлетворения.

        Председательствующий:

        Судьи: