Председательствующий: Ренгольд Л.В. Дело № 33-999/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Омского областного суда Дьякова А.Н., Чернышёвой И.В.
при секретаре Мозгуновой А.А.
рассмотрела в судебном заседании 22 февраля 2012 года дело по апелляционной жалобе Анушенко Л.Д. на решение Седельниковского районного суда Омской области от 23 декабря 2011 года, которым постановлено:
«В уточненных заявленных требованиях Анушенко Л.Д. отказать в полном объеме».
Заслушав доклад судьи областного суда Лисовского В.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Анушенко Л.Д. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Седельниковского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления и электроэнергии для освещения жилого помещения, возложении обязанности на администрацию Седельниковского муниципального района Омской области предоставить такие меры социальной поддержки за период 01.01.2009 г. по 06.12.2011 г. В обоснование заявленных требований она указала, что работает в МУК «» в должности библиотекаря с 1997 года, проживает с семьей в с.. До 2009 года ей как работнику культуры предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг в соответствии с Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан. С 2009 г. предоставление этих льгот прекратилось, до настоящего времени льготы не восстановлены. Федеральным законодательством не предусмотрена отмена ранее существовавших льгот по оплате отопления и электроэнергии, имевшихся у работников культуры до 2005 года. Непредоставление Администрацией Седельниковского муниципального района мер социальной поддержки нарушает ее права и законные интересы.
В судебном заседании Анушенко Л.Д. заявленные требования поддержала, дополнительно пояснила, что проживает совместно с супругом и несовершеннолетним ребенком в доме с печным отоплением. С 2009 г. субсидией или другими мерами соцподдержки на оплату коммунальных услуг не пользовалась.
Представители администрации Седельниковского муниципального района Омской области Репина Л.Н., Силявина Н.П. в судебном заседании заявленные требования не признали, указав, что предоставление мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений культуры к вопросам местного значения не отнесено. Действующим федеральным законодательством не предусмотрен порядок выделения органам местного самоуправления необходимых субвенций для предоставление таких льгот. В соответствии законами Омской области об областном бюджете за 2010, 2011 годы действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, в частности, по обеспечению мерами социальной поддержки работников культуры, приостановлено.
Представитель заинтересованного лица – руководитель Комитета по культуре администрации Седельниковского муниципального района Омской области Михайлицина Н.В. в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснив, что акты, устанавливающие меры социальной поддержки работников культуры, на федеральном уровне и на уровне муниципального района отсутствуют.
Представитель Министерства финансов Омской области Карасикова С.Г. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в письменном отзыве просила отказать в удовлетворении заявления, указав на отсутствие оснований для возложения на администрацию муниципального района обязанности по предоставлению мер социальной поддержки работникам культуры, а также на пропуск заявителем установленного ст. 256 ГПК РФ срока давности для обращения в суд с настоящим заявлением.
В судебное заседание представитель Министерства культуры Омской области не явился, о времени и месте его проведения извещен.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Анушенко Л.Д. просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, наличие законных оснований для предоставления мер социальной поддержки; указывает, что недостаточноть собственных денежных средств для возмещения расходов у Администрации не может ограничивать ее право на получение мер социальной поддержки, тем более, что такие средства могут быть выплачены за счет бюджета другого уровня.
В отзыве на жалобу представитель Министерства финансов Омской области С.Г.Карасикова просит оставить её без удовлетворения, ссылаясь на доводы, приводившиеся ею в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, Анушенко Л.Д. работала в Муниципальном учреждении культуры «» с г. в должности, с 01.04.2009 г. по дату рассмотрения дела в должности. Учредителем данной организации является Седельниковский муниципальный район Омской области, полномочия которого осуществляет Администрация Седельниковского муниципального района Омской области. До 31.12.2008 г. в соответствии со ст. ст. 36 и 37 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Анушенко Л.Д. выплачивалась компенсация расходов на отопление, электроэнергию для освещения жилого помещения за счёт средств областного бюджета. Впоследствии предоставление таких мер было прекращено в связи с приостановлением действия вышеуказанных положений этого нормативного акта в 2009, 2010 и 2011 годах.
В соответствии со ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Особенности правового статуса организаций культуры и их работников в настоящее время установлены Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», действующая редакция которого не предусматривает права работников культуры на получение каких-либо компенсаций расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. До 01.01.2005 г. частью 6 ст. 55 указанных Основ предусматривалось, что специалистам организаций культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, предоставляются льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса.
Данная норма являлась отсылочной и не содержала ни перечня лиц, которых следовало относить к специалистам организаций культуры, ни характера и размера установленных для них льгот, ни указаний на органы, обязанные предоставить такие льготы.
Аналогичную отсылочную норму содержал и действовавший также до 01.01.2005 г. Закон РСФСР от 21 декабря 1990 г. N 438-1 «О социальном развитии села», с татья 24 которого предусматривала, что на все категории работников образования, культуры, здравоохранения и правоохранительных органов в сельской местности распространяются льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса, в том числе по первоочередному обеспечению жильем, продуктами питания. Конкретные виды льгот для работников культуры были указаны только статье 8 этого закона, которой было закреплено право на бесплатное обеспечение топливом по действующим нормам за счет местного бюджета специалистам культуры, направляемым по заявкам хозяйств и сельских Советов, на период первых двух лет.
Право на льготы в виде предоставления бесплатного отопления и освещения в натуре на проживающих и работающих в сельской местности работников культуры было предусмотрено Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", действие которого было распространено на проживающих и работающих в сельской местности работников культуры Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26 января 1988 г. № 31 «О предоставлении льгот штатным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках». Пунктом 1 этого Постановления на Советы Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, краевые и областные советы профсоюзов была возложена обязанность обеспечить предоставление льгот проживающим в сельских местностях и рабочих поселках штатным работникам культурно-просветительных учреждений, в том числе, методистам библиотек, в соответствии со статьей 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках".
Однако, в связи с принятием Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках" было признано утратившим силу.
Статья 59 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., предусматривала, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливаются Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
Данная норма также являлась отсылочной, не устанавливала категорий специалистов, имеющих право на соответствующие льготы, и не возлагала на органы местного самоуправления обязанность предоставлять такие льготы.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» с 01.01.2005 г. был признан утратившим силу Закон РСФСР от 21 декабря 1990 г. N 438-1 «О социальном развитии села», а также внесены изменения в ст. 55 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», из которой были исключены положения о правах специалистов организаций культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, на льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса. При этом каких-либо норм, возлагающих обязанность на органы местного самоуправления предоставлять иные меры социальной поддержки специалистам организаций культуры, этим законом не было предусмотрено.
Согласно подпункту "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. То есть предоставление мер социальной поддержки не отнесено к компетенции органов местного самоуправления, что и подтверждено положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющими их компетенцию.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что на 31.12.2004 г. обязанность органов местного самоуправления обеспечить предоставление бесплатного жилья с отоплением и освещением специалистам учреждений культуры, проживающим в сельской местности и поселках городского типа, федеральными нормативными актами не была предусмотрена. В связи с этим доводы жалобы о том, что судом неправильно применена ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку в отсутствие вышеуказанной обязанности на момент внесения соответствующих изменений в федеральные законодательные акты у органов местного самоуправления и не могла возникнуть обязанность по сохранению за специалистами учреждений культуры уровня социальных гарантий не ниже уровня, существовавшего до 31.12.2004 г.
В указанный заявителем период 2009-2011 годов федеральных нормативных актов, предусматривавших обязанность органов местного самоуправления по предоставлению мер социальной поддержки работникам культуры, также не имелось. Действие ст. 37 Закона Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», согласно которой полномочия по предоставлению указанных заявителем мер социальной поддержки работникам учреждений культуры передавалось органам местного самоуправления, в указанный период было приостановлено Законами Омской области от 24 ноября 2008 г. № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год», от 29 декабря 2009 г. № 1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» и от 9 декабря 2010 г. № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год», и в этой части вышеуказанные законы не отменялись и не признавались недействующими. Денежные средства для реализации соответствующих государственных полномочий администрации Седельниковского муниципального района Омской области из вышестоящих бюджетов не передавались.
Доводы жалобы о том, что такие субвенции для предоставления мер социальной поддержки были предусмотрены среднесрочным финансовым планом Омской области на 2010 - 2012 годы, утверждённым Распоряжением Правительства Омской области от 7 октября 2009 г. N 141-рп, являются несостоятельными. Согласно ч. 4 ст. 174 Бюджетного кодекса РФ показатели среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации (муниципального образования) носят индикативный характер и могут быть изменены при разработке и утверждении среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на очередной финансовый год и плановый период.
В данном случае при утверждении бюджетов Омской области на соответствующие годы положения среднесрочного финансового плана были изменены и соответствующие субсидии бюджетам Седельниковского и других муниципальных районов бюджетом области не были предусмотрены.
Ссылки подателя жалобы на Постановление Правительства РФ от 27.06.2003 № 377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» и иные нормативные акты, предусматривающие порядок взаиморасчётов между бюджетами различных уровней в случаях передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, не могут приниматься во внимание, поскольку ими не устанавливаются категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, и конкретные виды таких мер.
Установление мер социальной поддержки, обязанность предоставлять которые прямо не возложена федеральными законами или законами субъектов федерации на органы местного самоуправления, является правом последних. В данном случае действующим на территории Седельниковского района Омской области Положением об организации культурной деятельности на территории Седельниковского муниципального района Омской области, утвержденным Решением Совета Седельниковского муниципального района Омской области от 1 марта 2011 г. № 9, также не предусмотрено право работников муниципальных учреждений культуры на компенсацию расходов по отоплению и освещению жилых помещений. Пунктом 9.2 этого Положения установлено только, что работникам муниципальных учреждений культуры, расположенных в сельской местности, устанавливаются меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Омской области.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Администрации Седельниковского муниципального района Омской области обязанности предоставить Анушенко Л.Д. компенсацию расходов по оплате отопления и электроосвещения занимаемого ею жилого помещения за период с 01.01.2009 г. по 06.12.2011 г.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами. Поскольку фактов нарушения прав заявителя в результате неисполнения Администрацией Седельниковского района возложенных не неё нормативными актами обязанностей, не было установлено, в удовлетворении заявления отказано правомерно.
При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие юридическое значение, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и применены соответствующие нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
Решение Седельниковского районного суда Омской области от 23 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: