Судья Ковалева М.В. Дело № 33а-1208/2021г.
М-414/37-2021
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Курск 16 апреля 2021 года
Курский областной суд в составе судьи Курочкиной И.А., рассмотрев в апелляционном порядке материал по административному исковому заявлению представителя председателя совета Ассоциации по осуществлению общественного контроля «Общественная палата Курской области» ФИО1 – ФИО2 к и.о.председателя комитета здравоохранения Курской области ФИО3 об оспаривании действия (бездействия), поступивший с частной жалобой представителя председателя совета Ассоциации по осуществлению общественного контроля «Общественная палата Курской области» ФИО1 – ФИО2 на определение и.о.судьи Ленинского районного суда г.Курска от 3 февраля 2021 года об отказе в принятии административного искового заявления,
у с т а н о в и л:
председатель совета Ассоциации по осуществлению общественного контроля «Общественная палата Курской области» ФИО1, действуя через своего представителя ФИО2, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным действия (бездействие) и.о.председателя комитета здравоохранения Курской области ФИО3, выразившиеся в непредоставлении ему материалов проверки для ознакомления.
Определением и.о.судьи Ленинского районного суда г.Курска от 3 февраля 2021 года в принятии административного искового заявления административному истцу отказано.
В частной жалобе поставлен вопрос об отмене определения судьи по мотиву его незаконности.
Частная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 2.1 статьи 315 КАС РФ без проведения судебного заседания.
Проверив материал в соответствии со статьей 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) по правилам, установленным 4 настоящего Кодекса, суд приходит к следующему.
В силу положений Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Из материала следует, что по результатам рассмотрения обращения председателя совета Ассоциации по осуществлению общественного контроля «Общественная палата Курской области» ФИО1 и.о.председателя комитета здравоохранения Курской области ФИО3 24 декабря 2020 года заявителю дан письменный ответ в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или публичных интересов органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Отказывая в принятии административного искового заявления на основании указанной выше правовой нормы, судья районного суда исходил из того, что председателем совета Ассоциации по осуществлению общественного контроля «Общественная палата Курской области» ФИО1 заявлены требования в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, при этом у заявителя отсутствуют полномочия для обращения в суд в интересах указанных лиц.
Вместе с тем согласиться с таким выводом судьи районного суда не представляется возможным, поскольку он основан на неправильном применении норм процессуального права.
Обращаясь в суд, председатель совета Ассоциации по осуществлению общественного контроля «Общественная палата Курской области» ФИО1 оспаривал действия (бездействие) должностного лица - и.о.председателя комитета здравоохранения Курской области ФИО3, выразившиеся в непредоставлении ему для ознакомления материалов проверки по его обращению, подлежащего рассмотрению и рассмотренного последней в рамках Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; а также в незаконном возложении на него обязанности предоставить дополнительные документы.
Заявленные им требования вытекают из публичных правоотношений и направлены на защиту его права на своевременное и полное рассмотрение обращения, а также на своевременное получение мотивированного ответа.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральный законодатель в рамках реализации дискреционных полномочий предусмотрел, что порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении, в том числе судами общей юрисдикции, административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, регулируется КАС РФ.
В качестве одной из задач административного судопроизводства данный Кодекс устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).
Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
При рассмотрении обращения гражданин имеет право, в том числе, получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
О нарушении таких прав и указывает заявитель, обращаясь с настоящим административным иском; рассматриваемые правоотношения урегулированы нормами законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации и вытекают из сферы публичных правоотношений; рассмотрение данных требований предполагает проверку законности реализуемого административным ответчиком публичного полномочия по отношению к истцу в связи с его обращением.
Требования административного истца, связанные с оспариванием действий (бездействия) должностного лица и.о.председателя комитета здравоохранения Курской области ФИО3, вытекают из публичных правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В свою очередь, разрешение вопроса о принятии административного искового заявления не предполагает дачу оценки действиям (бездействию) и полномочиям административного ответчика на данной стадии. Вопрос о нарушении оспариваемыми действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца подлежит выяснению при рассмотрении дела по существу с учетом мнения лиц, участвующих в деле, и исследования представленных сторонами доказательств.
При таких обстоятельствах имеются основания полагать, что нарушено право заявителя на судебную защиту, гарантированное частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, обжалуемое определение не может быть признано законным, оно на основании части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с направлением материала в суд первой инстанции для решения вопроса со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь ч.2.1 ст.315, п.2 ст.316 КАС РФ, суд
определил:
Определение судьи и.о.судьи Ленинского районного суда г.Курска от 3 февраля 2021 года об отказе в принятии административного искового заявления отменить, материал возвратить в тот же районный суд на рассмотрение со стадия принятия.
Судья